Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП - уч.пособ. - часть 1 - 04.doc
Скачиваний:
195
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
878.08 Кб
Скачать

§ 1. Эмоции человека

Когда ученые в свое время пытались установить основной признак, выделяющий человека из мира животных, то остановились на его интеллекте. Homo sapiens - человек разумный - таково видовое определение человека, данное зоологами - систематиками. А вот мозг обезьян, - считает английский нейро-физиолог Грей Уолтер, - все еще порабощен их чувствами, а точнее, эмоциями. Поэтому выражение: «Sensio ergo sum» («Я чувствую, следовательно, я существую») могло бы стать первой мыслью слегка подвыпившей человекообразной обезьяны, подобно тому, как оно бывает последней мыслью пьяного человека. Столь близкими и, однако, столь далекими они оказываются даже в этом состоянии»2.

А если серьезно? «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»), - любил говорить еще Декарт. Но разве грубой ошибкой было бы заявление нашего современника: «Sensio ergo sum» («Я чувствую, следовательно, я живу»)? Ведь в конечном счете вся наша жизнь - это цепь переживаний.

Мы радуемся и огорчаемся, веселимся в страдаем, наслаждаемся и возмущаемся - зачем нам эти эмоции? Могут ли они быть подвластны разуму? Над этими вопросами издавна размышляли люди.

«Поодаль оставлять страстей водоворот» - советовал Ибн-Сина. Но (!): «Ничто великое в мире не совершалось без страстей», - как бы возражал ему Гегель. «Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить», - писал Максим Горький. «Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость», - считал Паустовский. Но напоминает из глубины тысячелетий Сенека: «Порабощенность своими страстями – самое страшное рабство!»

Итак, человек есть «сапиенс» (разумный) – мыслящий вид рода «хомо», существо проницательное, предусмотрительное и рассудительное, даже если он не всегда живет в соответствии со всеми значениями имени, которое он себе присвоил.

Если с помощью ощущений мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, явлений объективного мира, а с помощью восприятия – совокупность свойств, качеств, что в итоге нам позволяет отразить целиком предмет, то с помощью эмоций - наше отношение к объективному миру. Эмоции – это чувственный ответ на изменение внешней или внутренней среды, влекущий за собой изменения в состоянии организма.

Эмоции возникли и развились в процессе длительной эволюции и имеют приспособительное значение. В чем оно заключается? Жизнь животных отличается неравномерностью нагрузок. Не были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередовались с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности от животного требовалось огромное напряжение и максимальная отдача сил. Необходимо развивать предельную мощность в критическую минуту, пусть это и будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ.

То есть в таких случаях физиологическая активность животного переключается на «аварийный режим». В таком переключении и состоит приспособительная функция эмоции. Поэтому-то естественный отбор и закрепил в животном царстве это важное психофизиологическое свойство.

Экономная природа, создав субъективное, вначале сформировала его по простой двоичной системе, а уж потом усложнила. Математики двоичную систему иногда называют «да-нетной». Элементарные анализаторы живого организма научились давать два сигнала, выделяющие жизненно полезное (не опасное для жизни) и жизненно вредное (опасное для жизни). Постепенно они приняли формы удовольствия и неудовольствия.

Так вот, в своем первоначальном виде эмоция и осуществляла свою сигнальную функцию, то есть «сообщала» о наличии потребности организма в чем либо. Голод заставлял искать пищу задолго до того, как истощается запас питательных веществ в организме; жажда гнала на поиск воды, когда запасы жидкости в организме еще не были исчерпаны, но уже оскудевали; боль сигнализировала, что ткань повреждена (угроза гибели) и т.д. Иными словами, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. В этом и заключается сигнальная функция эмоций.

Функция побуждения - в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Особенностью этих психических состояний является то, что в момент аффекта значительно затормаживаются почти все рассудочные неэмоциональные механизмы, регулирующие поведение. Применяемые человеком в состоянии аффекта решения часто не соответствуют его взглядам и убеждениям, морали. В состоянии аффекта резко затрудняется способность к рассудочной деятельности и начинают преобладать импульсивные действия (Отелло в «буре чувств» впал в бешенство и задушил Дездемону, хотя и любил ее «без меры»). К аффектам относятся разнообразные эмоциональные состояния, а точнее, «эмоциональные взрывы»: ярость, экстаз, ужас, отчаяние и др. В состоянии аффекта организм как бы переходит на «аварийный режим» работы и пробуждаются древние формы поведения («безрассудные»).

Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.

Следующая функция эмоции – регулирующая. Эмоции способствуют накоплению и актуализации индивидуального опыта. Эта функция эмоций проявляется, в частности, при дрессировке животных (метод Дурова). По- другому называют эту функцию «функцией подкрепления» - нужная (полезная) реакция подкрепляется положительной эмоцией и тормозится отрицательной эмоцией (метод «кнута и пряника»).

Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные – человеческие чувства. Студент, обрадованный удачной сдачей экзамена, увидит преподавателя и услышит лекцию в этот день совсем по-другому, чем студент, огорченный провалом. Неудачные или очень сложные вопросы могут представляться первому студенту как случайная ошибка преподавателя, а второму – как несправедливость или даже неэтичность.

Иными словами, в состоянии радости мы воспринимаем мир сквозь «розовые очки» и везде видим радость и гармонию. В горе все кажется пасмурным и мрачным. В гневе мы замечаем больше помех и препятствий, а когда к ощущениям примешивается отвращение, мы воспринимаем окружающее противным и гадким. Испытывая презрение, мы воспринимаем других как менее достойных, чем мы сами. При страхе поле нашего восприятия сужается и большинство вещей кажутся пугающими.

Об эмоциях необходимо знать не только то, что с помощью них мы отражаем наше непосредственное отношение к реальному миру, что через эмоции мы радуемся и переживаем, наслаждаемся и скорбим… Более важно понять, что за эмоциями признается (а это доказано учеными в результате научного исторического анализа) функция детерминант поведения в широком диапазоне: от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, до самопожертвования – с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Во всяком случае, об этом «говорит» теория дифференциальных эмоций, предложенная американским психологом К.Изардом1. Автор предлагает из великого множества эмоциональных реакций выделить всего десять эмоций, которые он предлагает именовать «фундаментальными». Вот эти 10 фундаментальных эмоций: интерес, удовольствие, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Все остальные эмоции, по убеждению К.Изарда, являются производными указанных десяти. Каждая из перечисленных десяти фундаментальных эмоций имеет закрепленные в длительной эволюции характеристики, суть которых в следующем. Каждая фундаментальная эмоция специфична: а) своим внутренне детерминированным нервным субстратом; б) специфическим и только ей свойственным мимическим и нервно-мышечным выразительным комплексом; в) своим субъективным специфическим переживанием.

Больше того, ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самостоятельно. Целостная эмоция (полный эмоциональный процесс) требует именно всех трех компонентов.