Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП - уч.пособ. - часть 1 - 04.doc
Скачиваний:
195
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
878.08 Кб
Скачать

Психологическое “устройство” малых неформальных групп

Сутью психологического «открытия» малой группы как особой реальности человеческих отношений является непосредственный контакт («ли­цом к лицу») небольшой группы людей, совместно достигающих общую цель при одновременном удовлетворении личных потребностей. Это с неизбежно­стью приводит к зарождению «надиндивидуальных» или собственно группо­вых (системных) психологических феноменов. К ним относятся: ранговое структурирование группы (статусно-ролевая структура), групповая сплочен­ность, система групповых норм, санкций и др.

Структура малой неформальной группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные её члены, а также с точки зрения меж­личностных отношений в группе. Согласно «ситуационной теории лидерства» сама ситуация как бы «выдавливает» из состава группы того, кто молчаливо признаётся группой лидером (ситуативный лидер). Такой член группы просто лучше других может актуализировать присущую ему черту (черты) личности (характера), наличие которой (которых) может быть и у других членов группы. Однако зависимость между ситуацией и «зарождением» Ситуативного лидера не является абсолютной. В этом процессе значительную роль играют и иные, чисто психологические факторы. Так, если кто-то стал лидером в одной ситуации, то не исключено, что его «права» будут признаны группой и в другой ситуации (срабатывает стереотип «лидер вообще»). Более того, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, а последний «работает» в дальнейшем на то, что данного человека «выдвинут» лидером и в другой раз.

И наконец, отдельным индивидам свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты», и отличаются такие «ти­пы» от других членов группы не наличием у них каких то «харизматических» черт, а наиболее высоким уровнем влияния.

Таким образом, лидерство в группе - это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколь­ко структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система меж­личностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. Лидер как бы олицетворяет систему пред­почитаемых группой целей и ценностей, является их активным носителем и проводником в жизни. За ним признаётся право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств, быть «социальной властью» в группе.

Российским психологом Р.Л. Кричевским разработана оригинальная кон­цепция ценностного обмена как механизма рангового структурирования малой группы. Базовой основой для неё послужила одна из ведущих в современной социологии теорий - теория обмена (Дж. Хоманс).

И действительно, в процессе общения людей непрерывно осуществляется взаимный обмен не только деятельностями, но и представлениями, идеями, ус­тановками, интересами и т.д.1 Согласно концепции Р.Л. Кричевского, зна­чимые свойства личности члена малой группы (направленность, умения, опыт и др.) как ценностные характеристики, актуализируемые ими в ходе групповых деятельностей с пользой для партнёров и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса в группе), которые также являются для человека ценностями. И чем значительнее ценностный вклад члена группы, тем выше его групповой статус, то есть мера «вознаграждения» группой. Именно от этого и зависит статусно-ролевая позиция в группе каждого его члена1.

В итоге каждый член малой неформальной группы самой группой как субъ­ектом наделяется статусом - совокупностью прав и обязанностей. А роль - это не что иное, как динамический аспект статуса. Осуществляя права и выполняя свои обязанности, каждый член малой группы «играет» свою роль2.

В малых неформальных группах с положительной социальной направленно­стью поведения большинство её членов является конформистами (соглашателя­ми). Они относительно легко поддаются групповому влиянию, «душой и телом» принимают групповые нормы, тем самым закрепляя их («цементируя»). Если этот тип личности в силу определённых черт своего характера (повышенная внушаемость, зависимость от других, замкнутость и пассивность в коммуника­тивных ситуациях) интериоризирует безропотно групповые нормы, то целесообразные конформисты - это личности с «двойным стандартом», «люди в мас­ках». Когда они находятся в группе, то чисто внешне демонстрируют свою «преданность» групповым стандартам. Истинными же мотивами такого «ка­муфляжного» поведения являются корыстно-эгоистические цели. В статусно-ролевой структуре малой неформальной группы есть «ниши» и для негативистов, бунтарей, изгоев.

Негативисты - члены малой неформальной группы, всегда занимающие активную негативную позицию относительно мнения других. Делают они это под влиянием присущего им «духа противоречия», потребности «говорить всё наоборот». Такой у них характер - характер «врождённого оппозиционера», от которого они нередко сами и страдают. По мнению Г.М. Андреевой, своим не­мотивированным негативным отношением к чужому мнению негативисты как бы подчеркивают свою зависимость от группы, но лишь с обратным знаком («конформность наизнанку»)1.

«Бунтари» (агрессивные, враждебные) - члены малой неформальной группы, обычно не брезгующие морально невыгодными средствами для навязывания своего мнения, агрессивным напором в попытках заставить окружающих отка­заться от выражения своей точки зрения, противоречащей их собственной.

Отвергаемые (изгои)2 - члены группы которые ни с кем в группе не связаны близкими взаимоотношениями и не оказывающие заметного влияния на форми­рование групповых норм.

Важно подчеркнуть, что в ходе развития малой неформальной группы происходит не просто «заполнение ниш» структурно-ролевой «решетки» этой социальной общности, не просто продуцирование группой некоторых норм, ценностей и усвоение их членами группы, а осуществляется интеграция группы. В этом процессе ценности группы всё в большей степени разделяются отдельными её членами не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что члены группы оказываются включенными (как элементы целого) в саму совместную деятельность. Именно совместная деятельность и является системообразующим фактором.

Индикатором степени интегративных процессов, происходящих в группе (степени зрелости взаимосвязей и взаимозависимостей членов группы), являет­ся феномен, именуемый групповой сплоченностью. Это показатель степени совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям, целям и т.д.), наиболее значимым для группы в целом; это степень структурирования чувства «МЫ». Групповая спло­ченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней.

Факторами, усиливающими сплоченность группы являются:

- удовлетворение личных потребностей членов группы в самой группе или при помощи группы;

- разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

- цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями;

- степень кооперации индивидуального участия в достижение групповых целей;

- выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него;

- престижность группы, а значит, и членства в ней;

- совместное (в группе) переживание положительных эмоций;

- соперничество с иной (иными) группой;

- присутствие в группе девианта;

- «психологический климат» группы и др.

Помимо описанных групповых феноменов («новообразований»), по мере «созревания» группы в ней формируются групповые нормы поведения, наруше­ние которых отдельными членами группы повлекут применение групповых санкций. «...Нормы, - пишет Теодор-Ньюком, - формируются по отношению к чему-либо и ко всему, что является предметом интереса, разделяемого двумя и более людьми, которые взаимодействуют друг с другом… это основной факт взаимозависимости людей не только в детстве, но и на протяжении всей жиз­ни...»1 Нормы - это правила общепринятого и ожидаемого поведения, они описывают, как поступает большинство, то есть то, что считается нормальным. В каждой малой неформальной группе свои нормы и свои санкции.

Итак, малая неформальная группа как «живой организм», как социальная микросистема функционирует по известным «системным законам» социальных общностей.

Тематические рамки настоящего пособия лишают нас возможности ана­лиза других, не менее важных вопросов (развитие малых групп, диалектика эн­тропийных и негэнтропийных тенденций в малых группах и др.). Ограничимся лишь следующим. Учитывая ответы на вопросы о том, чем опосредуются межлично­стные отношения в малой группе и что является «цементирующим», усили­вающим сплоченность (степень кооперации) группы, Л.И. Уманский и А.В. Петровский выделяют ряд стадий «созревания» малой группы («диффузная», «номинальная», «группа - ассоциация», «группа - кооперация» и др.)1.

Малая неформальная группа как социальная микросистема возникает и функционирует по известным «системным» законам социальных общностей.