Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП - уч.пособ. - часть 1 - 04.doc
Скачиваний:
195
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
878.08 Кб
Скачать

Малые группы как разновидность социальных общностей

Под социальной общностью будем понимать реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность индивидов, отличающуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического социального действия (поведения).

По количественному составу социальные общности варьируют от союза двух людей (диады) до включающих в себя десятки миллионов жителей Земли (международные политические движения). Одни социальные общности существуют лишь «мгновения» (аудитория конкретных зрелищных мероприятий), другие – на протяжении многих столетий (народности, нации, классы).

Все социальные общности подразделяются на два подкласса: групповые и массовые. В зависимости от природы базовых признаков различаются следующие виды групповых общностей. Первичные (в зависимости от характера связей между членами группы), формальные и неформальные (в зависимости от особенностей строения, структуры группы) и т.д.

Социальные общности

Групповые Массовые

первичные малые аудитория

вторичные большие масса

реальные формальные толпа

условные неформальные

и др.

Признанный научный авторитет в области психологии групп - американский социальный психолог М. Дойч считает, что для того, чтобы некоторое собрание индивидов превратилось в группу, необходимо соблюдение как минимум 4-х условий.

Во-первых, индивиды должны быть уверенны в существовании друг друга.

Во-вторых, они должны иметь некоторые мотивы, интересы или ценности, реализацию которых они видят возможной через кооперативное взаимодейст­вие.

В-третьих, такое взаимодействие должно строиться и развиваться так, что­бы стимулировать у каждого потребность и в дальнейшем контактировать на основе кооперации.

В-четвёртых, индивиды должны расценивать группу как особую целостность1.

Таким образом, группа - это не просто скопление индивидов (не их сумма), а субъект социального действия. Психологической характеристи­кой группы является наличие так называемого «Мы - чувства». Это означает, что универсальным принципом психологического оформления общности явля­ется различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «Мы», в отличие от другого образования «Они».

Как же формируется этот психологический феномен? Дело в том, что чело­век, живущий в обществе, зависит от него, а значит, от других индивидов, с которыми он составляет некоторую социальную целостность. Под социальной зависимостью понимается двуединая реальность. С одной стороны, зависи­мость, возникающая между людьми, живущими в одном обществе и являющи­мися носителями присвоенных и усвоенных социальных, отношений. В этом контексте выражение «А зависит от Б» означает, что А в своих начинаниях должен считаться с существованием Б, с его кругом прав и обязанностей. С другой стороны, взаимная зависимость людей вытекает из сознательных (интенциональных) воздействий их друг на друга. В этом контексте выражение: «А за­висит от Б» означает, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения.

Говорить о целостном характере поведения группы можно лишь тогда, ко­гда объединение является реально психологическим. Иными словами, группа представляет собой единство до тех пор, пока составляющие её индиви­ды воспринимают себя кооперативно взаимосвязанными, спо­собствующими достижению целей друг друга.

Малая первичная группа - особая разновидность малых групп. В них связь между её членами опирается не только на личные контакты, но и на высокую эмоциональную вовлечённость их в дела группы, на высокую степень отожде­ствления каждого члена со всей группой.

Американский социолог Ч.Х. Кули один из первых обратил внимание на выдающуюся роль малой первичной группы при формировании личности. Семья до определенного времени является почти единственным интерпретатором цен­ностей, господствующих в разных социальных структурах, с которыми в буду­щем с неизбежностью придется сталкиваться ребёнку. Именно семья формирует «образ мира», в котором предстоит долгая жизнь будущей личности. В семье закладывается тип структуры поведения, характера адаптации индивида в этом сложном, противоречивом и быстро меняющемся мире.

Как известно, ребёнок не выбирает себе родителей. Появившись на свет в конкретной, определённой семье, он вынужден выполнять те роли, которые ему здесь отводятся. В ходе этого процесса у него формируется определённое пред­ставление о себе («образ Я», «психологический автопортрет»), включающий и некоторый уровень притязаний и самоуважения, а также психологические ме­ханизмы социального контроля поведения в виде стыда и совести.

Чем сплоченнее и крепче семья, чем более привязан к ней ребенок, тем ус­тойчивее его психика. Родители выступают здесь как «значимые другие», как те самые «зеркала», глядя в которые ребёнок формирует своё «Я».

Однако с возрастом сфера общения ребёнка расширяется, и он с неизбежностью должен будет вливаться в другие малые группы, «идеологии» которых бу­дут отличными от первичной группы (семьи). Это будут уже вторичные группы - более многочисленные (коллектив курса студентов, политическая партия и др.). Степень влияния таких групп на своих членов различается в зависимости от того, насколько сильно интериоризированы («вошли» в психику членов группы внешние для него) групповые нормы, ценности. Группы эти организу­ются для достижения определённых целей и опираются на схематизированную систему отношений, регулируемых общепризнанными правилами.

На этом этапе социализации может происходить своеобразный «схизис» («расщепление» личности индивида). Так, если на этапе социализации в первич­ных группах в сознание индивида была «запрограммирована» не соответст­вующая реальности «картина мира», это может стать источником как асоциаль­ного, так и конформистского поведения его на следующих этапах социализации (во вторичных группах).

При вхождении в структуры вторичных групп к индивиду будут предъяв­ляться новые для него требования, использоваться отличные от прежних крите­рии оценок. И каждый раз ему необходимо быть каким-то иным, чтобы полу­чить одобрение и признание.

Бессознательно пытаясь сохранить сформировавшееся в первичных группах значение "Я", индивид будет стремиться к сближению с теми, кто согласен с его личным представлением о самом себе, кто будет демонстрировать своим пове­дением его признание.

Однако человеку необходимо получить признание не просто другого чело­века, а признание «социально значимого» человека. В реальной жизни далеко не всегда это получается, и однажды этот конкретный человек убеждается, что у него очень мало шансов на признание со стороны известных авторитетов. Остаётся одно - найти группу, отличную от авторитетной, противоположную ей, провозгласить эту группу единственной, заслуживающей признания. Если такой группы реально не существует, её можно придумать, отнести в прошлое, в будущее... Такие группы называются эталонными или референтными. Они могут быть реально существующими или воображаемыми. Главное - индивид «присутствует» в них психологически. Нормы и ценности этих групп воспринима­ются им как система эталонов при выборе и оценке своих поступков.

Малые группы отличаются от больших не столько количественным составом, сколько своим особым «устройством». Общепризнанной нижней границей ма­лой группы является так называемая диада (два человека). Верхний предел - 35-40 человек. Надо отметить, что мнение специалистов по этому вопросу расхо­дятся. Так, А.С. Макаренко эмпирически обосновал, что «величина отряда (первичного коллектива) может колебаться от 7 до 15 человек». Больше 15 че­ловек, по мнению А.С. Макаренко, иметь в первичном коллективе нельзя, так как тогда отряд слабо подчиняется руководству старшего, а старший не в состоянии охватить всех членов отряда. Более того, в группах с количественным со­ставом их членов более 8 человек, по мнению ряда исследователей, происходит стихийная дифференциация на подгруппы.

Формальные малые группы создаются по внешнему «сценарию»: задаются извне рациональная цель групповой деятельности, функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушение их выполнения, а также по этому же (внешнему) «сценарию» создаётся четко сформулирован­ная социально-профессиональная структура, определяемая формальными отно­шениями членов группы, обусловленными должностным статусом индивида, а не личными качествами и интересами.

В неформальных малых группах всё происходит стихийно и подчинено за­конам естественной социальной среды. К анализу этих стихийных и естествен­ных процессов, происходящих в малых неформальных группах, мы и перехо­дим.