Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на экзаменационные вопросы по факультетской терапии.docx
Скачиваний:
1457
Добавлен:
22.06.2018
Размер:
580.02 Кб
Скачать
  • При обзорной рентгенографии брюшной полости характерным признаком перфорации полого органа является пневмоперитониум.

  • Пневмогастрография: в желудок вводится толстый желудочный зонд и после максимально возможной аспирации желудочного содержимого вводится до 1000 –1500 мл воздуха, а затем производится рентгенография. В случае перфоративной язвы обнаруживается пневмоперитонеум. Противопоказаниями к пневмогастрографии являются сужение пищевода и кардиального отдела желудка, препятствующие проведению зонда, и общее тяжёлое состояние больного.

  • В сомнительных случаях может помочь в диагностике введение в желудок водорастворимых рентгенконтрастных веществ и последующий рентгенконтроль за возможным истечением их через перфоративное отверстие, что может дать информацию и о локализайии язвы. Использование с этой целью бариевой взвеси нецелесообразно, т.к. проникновение её в свободную брюшную полость вызывает образование плотных, длительно не рассасывающихся инфильтратов и конгломератов.

  • Фиброгастроскопия

  • Лапароцентеза и лапароскопии.

  • Лечение

  • Хирургическое

  • Острые желудочно-кишечные кровотечения.

  • Истечение крови в полость ЖКТ объединяют в синдром желудочно-кишечных кровотечений, которые могут быть острыми, возникающими внезапно, и хроническими, начинающимися незаметно и нередко продолжающимися длительное время. Также явные и скрытые.

  • Клиника

  • Острые гастродуоденальные кровотечения обычно возникают внезапно, на фоне привычного для больного обострения ЯБ или другого из перечисленных выше заболеваний. Нередко вслед за начавшимся желудочно-кишечным кровотечением при ЯБ имевшиеся до этого боли в эпигастральной области исчезают (симптом Бергмана). Бледность видимых слизистых и кожных покровов, головокружение, шум в голове, ушах, нередко обморочное состояние, а затем уже через 15 – 20 минут и позднее появляется кровавая рвота и мелена. Рвотные массы при острых гастродуоденальных кровотечениях могут быть в виде «кофейной гущи», что обычно указывает на медленное кровотечение. При очень интенсивном кровотечении переполнение желудка и рвотный акт возникает раньше, чем успевают образоваться кровяные свёртки и возникает рвота алой кровью.Рвота, повторяющаяся через короткие промежутки времени, указывает на продолжение кровотечения, а появление рвоты через длительный промежуток свидетельствует о рецидиве кровотечения.

  • При медленном и неинтенсивном кровотечении, особенно если источник его располагается в 12-п кишке, на фоне умеренно выраженных симптомов острой кровопотери может появиться тёмный оформленный стул, примесь крови в котором легко обнаруживается выраженной положительной реакцией Грегерсена. В случаях анамнестических кровотечений, проявляющихся меленой, при обследовании больного необходимо провести пальцевое исследование прямой кишки, что позволяет определить характер её содержимого и наличие примеси подвергшейся разложению с образованием сернистого железа крови, что придаёт таким сгусткам тёмный цвет. При более интенсивном кровотечении вследствие возбуждения излившейся кровью перистальтической деятельности кишечника появляется жидкий дёгтеобразный стул, а при очень интенсивном кровотечении испражнения, иногда непроизвольные, могут иметь вид «вишнёвого варенья» или состоять из малоизменённой крови.

  • Острые желудочно-кишечные кровотечения, проявляющиеся только меленой, имеют более благоприятный прогноз по сравнению с кровотечениями, проявляющимися кровавой рвотой. Самый неблагоприятный прогноз при кровотечениях, проявляющихся кровавой рвотой и меленой.

  • При легкой степени кровопотери общие её признаки неустойчивы, т.к. они обусловлены не гиповолемией, а рефлекторными реакциями и патологическим депонированием крови. Создание условий физического и психического покоя приводят в ряде случаев к исчезновению этих признаков. Заметные нарушения гемодинамики, обусловленные кровотечениями, обычно появляются при кровопотере более 0,5 литров, т.к. скорость кровотечения даже при аррозии крупного сосуда в язве не превышает скорости кровопотери при эксфузии крови у донора. Кроме того, примерно через 15 минут после кровопотери развивается компенсаторная гидремия, прчём нередко на фоне кратковременной рефлекторной артериальной гипертензии, поэтому в ранние сроки от начала кровотечения гемодинамические изменения могут быть менее выраженными по сравнению с должными при данной степени кровопотери. В последующем, при значительной кровопотери, появляется жажда, сухость слизистых оболочек полости рта, снижается диурез, что указывает на дегидратацию вследствие кровопотери. Эти симптомы обычно возникают уже на фоне гемодинамических изменений – тахикардии, снижения артериального давления, компенсаторного тахипное и др.

  • Лечение

  • Инфузионная терапия

  • Начать проведение инфузионной терапии с введения сбалансированных солевых растворов. Гемотрансфузии проводятся, если проведением адекватной инфузионной те-рапии не удается стабилизировать гемодинамику у пациента (АД, ЧСС). Рассмотреть необходимость гемотрансфузии:

  • – при снижении уровня гемоглобина ниже 70 г/л. при остановившемся кровотечении;

  • – при продолжающемся кровотечении, когда гемоглобин ниже 90-110 г/л.

  • Антисекреторная терапия

  • Больным назначается в/в инфузия одного из перечисленных ниже ингибиторов протонной помпы:

  • Омепразол (Лосек) в/в 80 мг в качестве нагрузочной дозы, с последующим введением 8 мг/час.

  • Пантопразол (Контролок) в/в 80 мг в качестве нагрузочной дозы, с последующим введением 8 мг/час.

  • Эзомепразол (Нексиум) в/в 80 мг в качестве нагрузочной дозы, с последующим введением 8 мг/час.

  • Нагрузочная доза препарата вводится приблизительно за полчаса. Внутривенное введение препарата продолжают в течение 48-72 часов, используя, в зависимости от возможностей, болюсный или непрерывный способ введения. В последующие дни переходят на пероральный прием препарата в суточной дозе 40 мг (для всех из перечисленных в этом абзаце ингибиторов протонной помпы). Ориентировочная длительность курса – 4 недели.

  • При отсутствии ингибиторов протонной помпы, или их непереносимости больными, назначают в/в блокаторы H2-гистаминовых рецепторов:

  • Ранитидин в/в по 50 мг через 6 часов или 50 мг в/в, затем 6,25 мг/час в/в. Через трое суток внутрь 150-300 мг 2-3 раза в сутки;

  • Фамотидин в/в капельно по 20 мг через 12 часов. Внутрь с целью лечения применяют по 10-20 мг 2 раза/сут или по 40 мг 1 раз/сут.

  • Хронические осложнения

  • Клиника

  • При появлении рубцового стеноза в пилородуоденальном отделе первоначальные жалобы сводятся к ощущению полноты в эпигастральной области, особенно после обильной еды; более частыми становятся изжога, отрыжка кислым, иногда начинает появляться рвота, после которой отмечается облегчение. Рвотные массы нередко имеют кислый привкус. В этой стадии формирования стеноза можно обнаружить шум плеска в желудке и в поздние сроки после приёма пищи. При рентгеновском исследовании желудка эвакуация контрастной массы из него оказывается своевременной или замедленной до 6 – 12 часов, но отмечается усиленная, глубокая («шнурующая») перистальтика желудка (стадия компенсации). В дальнейшем, при прогрессировании стеноза, появляются отрыжка с запахом тухлых яиц, коликообразные боли в эпигастрии, регулярная ежедневная рвота с примесью в рвотных массах давно съеденной пищи. Больные начинают ощущать общую слабость, повышенную утомляемость, снижение массы тела, шум плеска в эпигастрии до приёма пищи. В этой фазе развития стеноза рентгенологическое исследование желудка обнаруживает его увеличение, большое количество жидкости и задержку эвакуации контрастной массы более 12 часов (стадия субкомпенсированного стеноза). В стадии декомпенсации стеноза рвота становится частой и обильной, а рвотные массы приобретают неприятный зловонный запах распадающейся пищи. Облегчение после рвоты, ощущаемое больным в течение нескольких часов, побуждает его вызывать рвотный акт искусственно. Всё это приводит к развитию тяжёлых изменений водно-солевого обмена с выраженными признаками дегидратации, которые усиливаются иногда возникающими поносами вследствие поступления из желудка продуктов гнилостного распада и брожения его содержимого.

  • Диагностика

  • Рентгенологическое исследование желудка в этой стадии нарушений эвакуаторной функции обнаруживает выраженное его расширение с большим объёмом жидкости в просвете, вследствие чего легко вызывается шум плеска. Дальнейшее прогрессирование декомпенсации сопровождается углублением волемических расстройств, нарушений водно-электролитного баланса и функции почек, что в конечном итоге приводит к развитию азотемии, гипохлоремического и гипокалиемического алкалоза, которые могут стать несовместимыми с жизнью.

  • Лечение – хирургическое.

  • Пенетрация язвы обычно сопровождается изменением характера болевого синдрома: боли становятся постоянными и не поддаются терапии, ранее бывшее эффективной, они нередко принимают характер иррадиирующих в область сердца (при пенетрации в малый сальник), поясничную область (пенетр. в ПЖЖ), в правое подреберье ( при пенетрации в печень, печёночнодвенадцатиперстнокишечную связку). При завершении пенетрации (т.е. проникновения язвы в ткань прилежащего органа) рентгенологически определяется «ниша», иногда с горизонтальным уровнем жидкости, выходящим за пределы контуров желудка или 12-п кишки. В случае пенетрации в полый орган (желчные пути, ободочная кишка) образуется внутренний свищ, клинические симптомы которого характеризуются появлением в рвотных массах примеси содержимого этого органа (желчь, кишечный химус и др.), отрыжки с горьким привкусом (желчь) или каловым запахом (содержимое толстой кишки).

  • Диагностика

  1. Анализ крови – в этом случае повышается скорость оседания эритроцитов и наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз.

  2. Фиброгастродуоденоскопия – такая язва отличается круглыми или полигональными границами, которые возвышаются в форме вала. При этом кратер достаточно глубокий.

  3. Рентгеноскопия – при наличии заболевания можно увидеть существенно увеличение глубины язвенного дефекта, ограничение подвижности пораженной зоны.

  4. Лапароскопия – позволяет визуализировать скрепление органа, в который распространилась язва, с желудком.

  5. УЗИ брюшной полости – дает возможность рассмотреть изменения в поджелудочной железе или печени в том случае, если язва пенетрировала в данные органы.

  • Лечение - хирургическое

  • Малигнизация язвы также часто сопровождается изменением характера болевого синдрома (уменьшение интенсивности болей, исчезновение их периодичности и зависимости от приёма пищи), а также появлением общих и местных симптомов, свойственных раку желудка.

  • Диагностика

  • Первичный метод заключается в проведение гастроскопии с биопсией участков с возможными изменениями тканей, УЗИ и РГ (признаки малигнизации выражаются в появлении дивергенции складок слизистой в области язвы, инфильтрации краёв язвенного дефекта, отсутствием признаков его заживления или увеличения размеров язвы).

  • Второй этап в проведении диагностики — транс абдоминальное ультразвуковое исследование стенок желудка на наличие метастазов.

  • Третий этап предполагает проведение компьютерной томографии, если предыдущие методы не принесли должного результата, это даст возможность подтвердить вероятность опухолевого поражения желудка.

  • Последний этап заключается в проведении эндоскопического и ультразвукового исследования для наблюдения динамики роста опухоли и рубцевания тканей в стенках желудка.

  • Лечение – хирургическое.

  1. Методы функционального исследования печени

  • Основными функциями печени являются следующие:

  • участие в пигментном обмене, в том числе и в образовании желчи;

  • участие в белковом, углеводном, жиро-липоидном и водно-солевом обмене;

  • участие в регулировании распределения крови в организме;

  • обезвреживающая и экскреторная функции.