Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Россия в зеркале политологии.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

108 Как проявляются консервативные тенденции в массовом политическом сознании в современной России?

Под консерватизмом (от лат. conservate — сохранять, охранять) понимается политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Говоря о консервативных тенденциях в России, надо иметь в виду, что российский консерватор имеет мало общего с консерватором в западном обществе. На Западе консерватизм возник в ответ на многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма. Если на раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, то уже в XIX в., приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии.

Российский же консерватизм, принявший государственно-социалистический характер, тесно слившийся с великодержавным национализмом, представляет собой в этом плане противоположность западному консерватизму.

Причем “социалистические ценности” нисколько не поколебали иерархию ценностей в российском массовом сознании, более того, придали им оригинальное содержание. В содержательном аспекте такие понятия, как “выбор”, “ответственность”, являющиеся понятиями гражданской политической культуры, в нашем общественном сознании корреспондировались с идеей государства, партии, т.е. приняли коллективистский характер.

Стержнем коллективистского сознания является “государственное сознание”. Поэтому большинство консервативно настроенных граждан, т.е. считающих, что Россия должна вернуться к социалистическому строю (так называемых социалистов-реставраторов — 12%), убеждены в следующем: после 1917 г. Россия продолжила развитие, следуя своим традициям и национальным особенностям. По их мнению, советский коллективизм был одинаково выгоден обеим сторонам — государству и человеку. Здесь проявляется важная особенность консервативного (в русском варианте) мироощущения: государство и человек находятся в неразрывном единстве, они не отделены друг от друга. Как отмечают Т.И. Кутковец и И.М. Клямкин, “чувствительность к диктату государства почти отсутствует, а потому отсутствует ощущение несвободы...”, в силу чего отечественные консерваторы готовы “воспринимать упорядоченную несвободу как высшее проявление свободы”. Для консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, справедливость. Равенство понимается в социалистическом, перераспределительном смысле. Отсюда — ставка на государственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ.

Прошлая российская (и в не меньшей степени советская) действительность формировала в большом количестве “экстерналистов”, людей, которые считают, что их положение зависит не от собственных усилий, а от поддержки со стороны общества, государства. А круг людей, убежденных, что их положение зависит от их личных усилий, был и остается весьма ограниченным. Реформация в России вызвала у первых не радость освобождения от тоталитарных и авторитарных пут, стягиваемых к тому же общинными традициями, а крушение чувства безопасности. Реакцией на это является повышенная агрессивность и раздражительность, которая усиливает синдром “бегства от свободы”.

В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Для западного консерватора важное значение имеют такие ценности, как кодекс чести, уважение к труду, сословная и профессиональная гордость. Российский консерватор органично и естественно воспринимает “солидарность” людей, которая была необходимым условием элементарного выживания многих из них. Именно “солидарность” является ключом к пониманию природы советского прошлого: коллективизма, духовности (идейности), долготерпения. Эти традиции, как считают российские консерваторы, начинают активно разрушаться, что и является источником переживаемых Россией трудностей.

Консервативно настроенные избиратели отдают свои голоса коммунистам и близким им избирательным объединениям.

Стабильной базой в основной массе избирателей у консерваторов являются жители сельских районов. Если в развитых странах именно сельское население является оплотом правых, консервативных (буржуазных) партий, то в России сельчане поддерживают левых, коммунистов. Это происходит потому, что либерализация с ее ценовой политикой резко ухудшила положение в селе по сравнению с городом. Контрреформы пытаются эту ситуацию обратить в свою пользу и оттолкнуть избирателей, где это возможно, от демократических партий. При этом консерваторы от компартии предлагают восстановить государственное регулирование и поддержку промышленности и сельского хозяйства, пересмотреть результаты приватизации.

Реформы в современной России порождают не “государственного”, а “частного” человека, т.е. озабоченного прежде всего собственным благополучием и благополучием своей семьи. Если курс реформ будет продолжен, то роль консервативных политических движений в России будет скорее ослабевать, нежели усиливаться. Реставраторские идеи (коммунистические или имперские) в состоянии будут объединить только 15—20% населения. Некоторые политологи при этом отмечают парадоксальную ситуацию: “Как политическое течение консерватизм не играл и не играет определяющей роли в политической жизни страны”, при всем том, что “наше общество в самом глубоком смысле консервативно”. (А. Щербинин, Н. Щербинина).

ЛИТЕРАТУРА

Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития. Материалы “круглого стола” // Полис. 1995. № 4.

Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический мир России. Томск, 1996. Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи // Полис. 1997. № 2.