Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Россия в зеркале политологии.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

119 Какую роль играет массовая коммуникация в политическом процессе?

Массовая коммуникация (от лат. communicatior — сообщение, передача) является необходимым элементом политического процесса, в ходе которого распространяется информация и осуществляется влияния в обществе посредством печати, телевидения, радио, кино и т.д.

Массовая коммуникация является важным источником политической социализации. Политические институты с помощью средств массовой информации влияют на политический менталитет людей, формируя у них определенные интересы, представления, ценности и установки.

В современной России особое значение в этом плане имеют телевизионные программы новостей, содержащие наибольшее количество общедоступной политической информации. Эти программы задают спектр обсуждаемых людьми политических тем. Экспериментальные исследования показали, чем больше говорят о некоторых политических темах по радио и на телевидении, тем чаще они обсуждаются на уровне межличностных контактов. При этом политическая информированность населения сопровождается активным обсуждением политических фактов и оценок. Однако эти обсуждения, как правило, не особенно влияют на конкретную позицию человека по тому или иному вопросу.

Кроме того, массовая коммуникация оказывает большое влияние на электоральное поведение людей. Освещая и оценивая деятельность различных политических лидеров и организаций, средства массовой информации формируют их определенный образ в глазах населения и тем самым воздействуют на итоги голосования.

В России, где существует традиционно высокое доверие к средствам массовой информации, их активность по созданию определенного политического образа весьма результативна. Исследования показали, что задаваемые прессой оценки политических лидеров и организаций в массе своей принимаются и усваиваются (нередко без должной критики) читателями.

Влияние массовой коммуникации на избирателей осуществляется не только

в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального начала посредством формирования у населения определенных представлений о политической реальности. В современной России эти представления оказывают влияние на уровень доверия к политику или политической организации.

Под воздействием средств массовой информации формируются или закрепляются различные политические стереотипы — широко распространенные схематичные и упрощенные представления о политической реальности.

Массовая коммуникация активно используется политиками для ведения политической борьбы. В качестве одного из эффективных ее методов выступает политическая дискредитация, которая не только снижает политический рейтинг политического лидера или политической организации, но и значительно расширяет диапазон возможных способов давления на них. Например, успешная дискредитация в средствах массовой информации какого-либо органа власти или политика делает возможным в дальнейшем использование по отношению к ним со стороны политических противников более жестких методов политического воздействия.

В российской политической практике для дискредитации оппонентов нередко используют разного рода компроматы и скандалы, умело раздуваемые средствами массовой информации. В специальных наставлениях разработаны даже правила по дискредитации политических оппонентов, а также способы защиты от дискредитирующих нападок. В частности, политику не рекомендуется в открытую, прямо нападать на своего политического противника, советуется использовать для этого подставных лиц. Кроме того, политику рекомендуется избегать нападок на деятеля, малоизвестного публике. Считается, что это негативно скажется на образе самого политика.

Существует также набор приемов, позволяющих снизить негативный эффект дискредитирующих обвинений. Если они растекаются одним или немногими источниками, то для опровержения этих обвинений следует привлечь информационный источник, пользующийся у населения большим доверием.

В современной России эти опровержения сопровождаются, как правило, массированной информационной контратакой, в ходе которой “расписываются” негативные последствия деятельности самих “обвинителей”. При этом широко используется так называемая тактика переноса вины, что приводит к снижению популярности политических оппонентов.

В политическом процессе России большую роль играет такое средство массовой коммуникации, как слухи, представляющие собой информацию, достоверность которой не установлена. При этом слухи наделяют ту или иную политическую ситуацию, которую люди не понимают, определенным смыслом и помогают им подготовиться к соответствующим действиям.

При помощи слухов происходит адаптация людей к изменениям политической реальности в тех случаях, когда некоторые новые события не могут быть объяснены с помощью ранее сложившихся представлений и оценок. Это заставляет людей искать новые средства объяснения и понимания политических событий. Таким средством становятся слухи, в ходе передачи и обсуждения которых происходит процесс политической адаптации.

На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. С одной стороны, информационный вакуум способствует появлению слухов, выстраивающих картину тех или иных политических событий. С другой стороны, средства массовой информации, публикуя недостаточно проверенные сведения, сами могут быть непосредственным источником слухов.

В настоящее время в России слухи часто используются в качестве “пробного шара”: запуская соответствующий слух в средствах массовой информации, политики стремятся выяснить, кто и как будет реагировать на его содержание. Зная эту реакцию, можно соответствующим образом планировать политические действия.

Особенно часто слухи возникают в период проведения предвыборных кампаний и используются для дискредитации политических оппонентов. Слухи употребляются и для компрометации союзников по политическому движению. Делать это через средства массовой информации не совсем удобно: на публике необходимо демонстрировать единство в своих рядах. А вот слухи для этой цели как раз подойдут: ведь их автор неизвестен.

Кроме того, при помощи слухов можно провоцировать население на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих политических сторон.

В настоящее время в России широкое распространение получили три вида политических слухов: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель. Слух-мечта отражает политические надежды стремления тех людей, среди которых он циркулирует. Слух-пугало выражает распространенные в российском обществе политические страхи и тревоги, вызванные обострением социально-политической напряженности в стране. Слух-разделитель основывается на распространенных в российском обществе негативных предрассудках относительно различных социально-политических групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к ним.

литература

Дмитриев А.В., Латынов В.В. Политическая коммуникация. Ростов н/Д,

1998.

Россия: партии, выборы, власть. М., 1996.

Смелзер Н. Социология. М., 1995.

120 Как изменилась за последние годы этнополитическая ситуация в России?

Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.

Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности. В России этот процесс имел определенную специфику, которая определяется историческим и этнокультурным своеобразием ее регионов. Территориальное расширение России происходило на протяжении многих веков и поэтому разные народы различными способами входили в ее состав. Такая специфика определялась и социально-экономическим уровнем развития присоединяемых народов, и этнокультурной близостью их, и внешнеполитическими условиями.

Этнополитический процесс в стране протекает по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский. Этнополитический процесс в этих регионах прошел несколько этапов.

Первый этап (конец 80-х — 1991 г.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее — повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.

Второй этап (1991—1994). Ведущей тенденцией данного этапа является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса. Не менее острой является и политическая борьба руководства республик и федерального центра по поводу перераспределения властных полномочий. Особой остроты первая тенденция достигает в Северо-Кавказском регионе, где противостояние завершается свержением официальной власти Чечено-Ингушской Республики, развязыванием вооруженного экстерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснением русского населения и конституированием двух новых республик — Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Вторая тенденция максимальной остроты достигла во взаимоотношении республиканской власти Татарстана и федерального центра. Она завершается подписанием двустороннего Договора между Татарстаном и федеральным центром о разграничении полномочий и предметов ведения, который открыл дорогу подписанию двусторонних договоров между субъектами Федерации и федеральным центром.

Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (1993) и утверждение Конституции Российской федерации (1993).

Третий этап начался в 1995 г. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями (что наглядно проявилось в утрате ими поддержки электората на республиканских выборах), разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. По-прежнему наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в Чеченской Республике.

В последние годы (1996—1998) в Северо-Кавказском регионе формируются два интеграционных центра — с одной стороны, на пророссийской основе укрепляются региональные связи республик с относительно стабилизировавшимся внутренним положением (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, к ним примыкает Северная Осетия и, в меньшей степени, Ингушетия); с другой — активизируется роль регионального лидера Чеченской Республики, которая при поддержке неофициальных политических сил соседних государств (в частности, Турции, Ирана) провоцирует усиление нестабильности на межэтнической почве в соседнем Дагестане и консолидацию антироссийских политических сил.

Развитие этнополитического процесса в России в 90-х гг. прошло фазу противостояния политических сил, ориентированных на сепаратизм и сохранение целостности страны. Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, в числе которых на первом месте — социально-экономическая и политическая разностатусность народов. Все более очевидной становится проблема необходимости формирования общегражданского национального самосознания населения России, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям. От решения этой проблемы в неменьшей степени зависит стабилизация этнополитической обстановки нежели от достижения успехов в преодолении кризисных тенденций в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. № 1.

Здравомыслов В.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2.

Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные подходы // Общественные науки и современность. 1997. № 1.