Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Р.Г.Петрова.Гендерология и феминология.doc
Скачиваний:
132
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
1.25 Mб
Скачать

9.2. Направления женского движения

Как и любое общественное движение женское выполняет ряд социальных функций, обладающих определенной специфи­кой: интеграции и выражения множественности интересов раз­личных групп женщин; политической социализации, социальной самозащиты и поддержки, самопомощи; просветительская, идеологическая, организаторская функции.

Женское общественно-политическое движение можно классифицировать по ряду признаков, в частности по соци­альной направленности программ, по идейным основаниям их деятельности, по методам выполнения программ, по характеру политических действий, по отношению к официальной власти и политике, по организационной структуре и т.д.

Отличительные черты женского движения конца XIX — начала XX в.:

  • Создание крупных общероссийских организаций. Пер­вой такой организацией, поставившей цель - добиться равных с мужчинами политических и гражданских прав, стало Русское женское взаимноблаготворительное общество, созданное в 1895 г. Его инициаторы А. Н.Черновицкая, Н. В.Стасова, А. Н. Шабано­ва первоначально намеревались объединить женщин с целью духовного сближения и материальной помощи. В последующие годы возникли Общество попечения о молодых работницах, Петербургский женский клуб, Петербургская артель кассирш, Женское просветительное общество.

  • Структурирование женских организаций на основе вертикальных связей. Так, созданная в начале XX в. новая общественно-политическая организация женщин — Союз равно­правия женщин (СРЖ), уже в 1905 г. имела 44 автономных отде­ления, в 1906 г. - 79 отделений в 65 городах и 34 пропагандистских пункта111. В 1902 г. образовалось Всероссийское общество защиты женщин с целью препятствия торговле белыми рабынями. Его отделения действовали в Киеве, Одессе, Вильне, Минске, Риге, Казани и других городах. Российское общество улучшения уча­сти женщин также имело отделения на местах.

  • Переход от однопрофильных к многопрофильным общественным образованиям, когда многие общества и союзы женщин включились в борьбу за политические и гражданские права, не отказываясь от других направлений (благотворитель­ности, просвещения и т.п.).

  • Усложнение внутренней структуры многих обществ и движения в целом в связи с наличием нескольких направлений деятельности. Так, в Русском женском взаимноблаготворитель-ном обществе действовали профессиональные курсы, бюро по приисканию рабочих мест для женщин, отдел избирательных прав (с 1906 г.), юридическая комиссия (с 1908 г.).

  • Появление женской печати как важного элемента структурирования движения. Такие журналы, как "Женское дело", "Женский вестник" публиковали материалы, посвящен­ные проблемам равноправия женщин. С появлением печати повысился уровень информированности населения и женских организаций о социальном положении женщин.

В зависимости от фиксированной численности членов жен­ские организации были массовыми и малочисленными. К массо­вым можно отнести Союз равноправия женщин, который в 1906 г. объединял 8 тыс. членов в Москве и Санкт-Петербурге и от 100 до 300 членов в каждом из 65 местных отделений. Из наиболее крупных можно выделить Русское женское взаимноблаготво-рительное общество, в котором в 1899 г. состояло 1600 членов, Российскую лигу равноправия женщин, объединявшую в 1915 г. 11070 человек, Московский женский рабочий клуб, который посещали 900 женщин112.

В зависимости от целеполагания, идеологических воззрений и средств борьбы за равноправие полов в период 1895-1917 гг. в российском женском движении отчетливо сформировались три идейных направления. Они отличались своей идейной платформой, социальной базой, отличительными особенностя­ми организации. Это было либерально-демократическое, или реформистское, направление, социал-демократическое, или пролетарское, национал-патриотическое.

Либерально-демократическое, или реформистское, на­правление. К нему принадлежала та часть женских организаций, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия женщин с мужчинами во всех сферах общественной жизни и которые рассматривали государственные реформы как основное средство осуществления такого равноправия.

Они считали сложившийся в России социальный статус женщин не соответствующим их интересам, подвергали кри­тике государственную политику в отношении женщин. В жен­ских организациях либерально-демократического направления центральной являлась идея полноправной, свободной личности. Председательница Русского женского взаимноблаготворительного общества А. Н. Шабанова выступала в роли теоретика жен­ского движения этого направления. В работе "Очерк женского движения в России"113 она попыталась разработать его концепцию. Ближайшей целью реформистского направления была борьба за избирательное право. К числу основных стратегических и тактических целей движения можно отнести: формирование самосознания женщин, законодательное уравнение женщин с мужчинами в гражданских, политических, семейных правах; проведение реформы женского образования; улучшение условий и охраны труда работниц и крестьянок; принятие свода законов об охране материнства и детства; эффективную деятельность жен­ского движения. Сторонниками либерально-демократического направления выступали ведущие женские организации: Союз равноправия женщин (СРЖ), Русское женское взаимноблаготворительное общество, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин, Женская про­грессивная партия, Общество защиты женщин и др.

К социал-демократическому, или пролетарскому, на­правлению отнесены женские организации, которые, основыва­ясь на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности на средства производства и ра­дикальной сменой общественно-политического строя. В предыду­щей главе (гл. 3,3.3) мы рассматривали марксистскую концепцию пола. Применительно к целям и задачам пролетарского направ­ления женского движения в России основные концептуальные положения были интерпретированы в статьях и выступлениях А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд.

Учрежденная в 1898 г. нелегальная организация социал-демократов (РСДРП) на II съезде (1903 г.) утвердила программу и устав организации. Главной программной целью провозгла­шалось свержение самодержавия и коренное переустройство общества. На смену классовому неравенству должно было прий­ти общество диктатуры пролетариата. Устав РСДРП установил жесткий принцип демократического централизма, подчинение нижестоящих партийных организаций вышестоящим, подчи­нение меньшинства большинству и соблюдение всеми членами партии партийной дисциплины114. На политической авансцене появился новый представитель — нелегальный профессиональ­ный революционер. В его задачу входила организация, агитация и пропаганда идей марксизма среди широких народных масс. Был создан идеал профессионального революционера, чело­века аскетичного, неприхотливого, готового работать в любых условиях. Гендерный образ женщины — профессиональной революционерки — также был сконструирован в соответствии с основными принципами и стратегическими задачами партии. Это был образ "бесполой", преданной идеалам классовой борьбы женщины. Е. Д. Стасова, одна из лидеров партии большевиков, создала моральный кодекс подпольщика115. В соответствии с этим кодексом женщина-революционер должна была выработать в себе такие качества, как точность (чтобы не опоздать на явку и не подвести товарища), наблюдательность, волю, бдительность, ответственность, непреклонную суровость к врагам, доверие и чуткость к соратникам. Эти качества впоследствии были при­няты как необходимые условия для всех профессиональных революционеров.

Революционеры провозгласили, что равенство полов может быть достигнуто только после победы социалистической револю­ции. Дифференциация мужских и женских социальных ролей считалась классово обусловленной. Тем не менее в иерархии самой партийной структуры соблюдался принцип гегемонной маскулинности. Женщина провозглашалась лишь помощницей и союзником мужчины. Она становилась объектом классового манипулирования: на первое место в теории и практике социал-демократической идеологии выступал не гендер, а класс. По сви­детельству А. М. Коллонтай, "отдельных женских организаций со специально женскими запросами и требованиями в России почти не было... Передовые работницы и крестьянки... шли вместе со своими товарищами мужчинами бороться не за узкие женские права, а за свержение самодержавия"116. Негативное отношение мужчин - лидеров большевиков к самоорганизации женщин заключалось в опасении распыления рабочего движения. Жен­щины составляли не только значительную часть электората РСДРП, но и социальную базу большевистского движения. Примечательно, что не только мужчины революционеры, но и сами женщины активно поддерживали и продвигали в массы эти идеи. И. Арманд, в частности, заявляла, что женщина может освободиться от кабалы только путем революции.

Текущие задачи и конечные цели либерально-демо­кратического и пролетарского направлений частично со­впадали: предоставление избирательных прав, улучшение условий работы женщин и охраны их труда. В то же время и в идейной платформе, и в средствах ее осуществления имелись серьезные разногласия. Революционный подход освобождения женщины от классового неравенства, проводимый социал-демократами, не согласовывался с реформаторским подходом либеральных демократок. Лидер пролетарского направления А. М. Коллонтай придерживалась точки зрения, что реформист­ские и пролетарские женские организации антагонистичны и ни при каких обстоятельствах не могут объединяться, поэтому о единой женской организации не может быть и речи117.

Объединения по национальному признаку (национал-патриотическое направление) включали Союз русских женщин (Петербург), кружок русских женщин (Херсон), Армянское женское общество, Общество еврейских женщин, Общество польских женщин, женскую группу "Союза русского народа", Женский русско-славянский союз, Грузинский союз равнопра­вия женщин и др.

Они придерживались официальной концепции о второсте­пенной роли женщины в обществе и считали идеи о равнопра­вии полов вредными для народа. Эти организации объединили в своих рядах представительниц высших слоев и ставили своей целью "содействовать подъему русского народного самосозна­ния", "поддерживать русский дух среди подрастающих поколе­ний, прежде всего, среди собственных детей"118. Сфера влияния национал-патриотических организаций распространялась на благотворительность, развитие народных ремесел, поддержку армии в годы первой мировой войны. Национал-патриотическое направление женского движения функционировало автономно от других направлений.

Кроме общественно-политических организаций существо­вали объединения по профессиональным интересам, такие, как Общество взаимопомощи, Общество поддержки женского образования, Общество нравственно-этического направления, благотворительные женские организации, военизированные и патриотические женские организации и др.

Таким образом, в России формировались различные типы организаций, вовлекавших женщин в общественно-политический процесс: благотворительные, по профессиональным интересам, по идеологической направленности. Идейная разобщенность, классовый антагонизм лидеров женских организаций различ­ных направлений, к сожалению, не способствовали тенденциям объединения, создания самостоятельного женского движения, борющегося за свое равноправие.