Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кронгауз часть 2.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
899.07 Кб
Скачать

22.6. Тенденции и перспективы развития теории речевых актов

Одно из важных методологических следствий теории речевых актов состоит в том, что множество способов использования язы­ка (правда, в рамках коммуникативной функции) не бесконечно. Возможность исчисления иллокутивных сил, а также языковых способов их выражения позволяет создать своего рода надстройку над классической семантикой предложения. Количество различ­ных действий, исчисленных в рамках теории речевых актов, ока­зывается не слишком велико. Так, Дж. Сёрл выделял следующие основные типы: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства и от­ношения; мы с помощью высказываний вносим изменения в су­ществующий мир. Впрочем, иногда с помощью одного и того же высказывания совершается несколько таких действий.

Развитие теории речевых актов отчасти привело к ее раство­рению в более общих теориях, с одной стороны, прагматики и, с другой стороны, когнитивной лингвистики.

Механизм вывода, предложенный Дж. Сёрлом в рамках иссле­дования косвенных речевых актов (см. выше), оказался удобным и мощным инструментом исследования когнитивной деятельности вообще. Вывод иллокутивной силы высказывания стал частным случаем вывода, который использует слушающий, чтобы полу­чить максимум возможной информации о намерениях говорящего. На базе этого понятия возникла теория особой семантики слуша­ющего, или, в более широком понимании, теория когнитивной деятельности слушающего.

Однако исследователи уделяли внимание не только слушаю­щему, но и говорящему. Ключевыми в семантике говорящего ста­ли понятия намерения и интенциональности (от англ, intention 'намерение'). Интенциональность противопоставлена конвенцио-нальности и означает все те субъективные моменты, которые го­ворящий включает в высказывание. П.Грайс вводит также поня­тие значения говорящего, включающего намерение и цели говоря-

шего которые он преследует при произнесении высказывания. При таком подходе иллокутивная сила также может рассматри­ваться как частный случай более общего феномена, а именно на­мерения говорящего и связанных с ним понятий. Очевидно, что говорящий использует не только иллокутивные маркеры (сред­ства выражения иллокутивное™), но и многое другое (пресуппо­зицию, метафору, риторические приемы и т.д.) для достижения своих целей. Теория речевых актов стала, таким образом, одним из источников и, соответственно, частей прагматики. Теория ре­чевых актов сыграла важную роль в развитии других лингвисти­ческих дисциплин: лингвистики текста, социолингвистики, тео­рии аргументации и в исследованиях в области искусственного интеллекта.

Рекомендуемая литература

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М.,

198Ермакова О.П., Земская Е.А. К построению типологии ком­муникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматичес­кий аспект. - М., 1993. С. 30-64.

Философия, логика, язык. — М., 1987.

Searle J.R. Speech acts: an essay in the philosophy of language. -

London, 1969.

292