Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кронгауз часть 2.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
899.07 Кб
Скачать

Глава 17 функциональная грамматика

С понятием «функциональный» связаны различные лингвисти­ческие направления и школы. Так, термин «функциональная лин­гвистика» используется в нескольких смыслах. В наиболее узком смысле он употребляется по отношению к Пражской лингвисти­ческой школе (см. главу 16). В «Тезисах Пражского лингвистичес­кого кружка» Р.О.Якобсон, Н.С.Трубецкой и С.О.Карцевски выдвинули телеологический принцип. Согласно ему язык понима ется как целенаправленная система средств выражения. Это озна чает, что язык, являясь знаковой системой, предназначен дл выполнения определенных функций, прежде всего для коммуни кативной. Следование этому принципу привело, с одной сторо ны, к созданию различных теорий функций языка (см. главу 5), с другой стороны, к функциональному подходу в описании раз личных лингвистических явлений — от фонологии до семантики Примером такого подхода может служить теория актуального чле нения, изучающая функциональную перспективу предложения. Исследование социальной функции привело к развитию теории функциональных стилей (разновидностей литературного языка, используемых в определенных социальных условиях).

Функциональный подход характеризует не только Пражскую лингвистическую школу, но и другие направления структурной лингвистики, например Лондонскую и Женевскую лингвисти­ческие школы (функциональный структурализм Дж.Фёрса и М.А.К.Халлидея; функционализм А.Фрея и т.п.).

Понятие функциональной лингвистики в наиболее широком смысле (функционализм) выходит за рамки структурализма и основывается на следующем тезисе: языковая система и ее фраг­менты подвержены влиянию и даже формируются под воздей­ствием функциональных требований. Таким образом, задача функ­ционализма состоит в объяснении языковой формы через ее функ­цию. Функционализм в таком понимании противопоставлен фор­мализму, постулирующему языковую структуру независимо от каких-либо функций и отрицающему влияние функций и комму­никативных целей на систему языка. Наиболее влиятельным пред­ставителем формализма является Н.Хомский с его генеративной грамматикой. Основной упрек функционализму заключается в не­четкости понятия «функция» в целом и «коммуникативная функ­ция» в частности. Под сомнение ставится сам приоритет коммуни-

кативной функции языка. По сути, подобная критика не отрицает функционального подхода, а лишь показывает его ограниченность и необходимость рассмотрения других языковых функций.

Следует отметить два заблуждения, связанных с функциона­лизмом. Во-первых, функционализм в целом не отрицает суще­ствования самостоятельной языковой системы или «языковой формы», а лишь утверждает, что она подвержена функциональ­ному воздействию. Такое предположение верно лишь для наибо­лее радикальных приверженцев функционализма (У.Чейф и др.), которые полагают, что язык является функционально предопре­деленной системой. Во-вторых, функционализму далеко не чуж­ды формальные методы описания. Отношение к формальным ме­тодам никак не связано с основным пунктом противостояния функционализма и формализма — отношением к роли функции языка и влиянию функции на языковую систему. Дискуссии меж­ду формалистами и функционалистами имеют большое значение для развития прежде всего американской лингвистики, где пози­ции формализма особенно сильны. Именно для американских функ­ционалистов характерно философское и методологическое осмыс­ление недостаточности формального подхода к языку (Р.Д.Ван Валин, Т.Гивон, С.Томпсон и др.). Европейская же лингвистика (и российская, в частности) находится в сфере влияния структу­рализма, основные направления которого развивают функциональ­ный принцип описания языка. Тем самым функциональный под­ход является для нее если не обязательным, то, по крайней мере,

естественным.

Исследования грамматического строя естественных языков, ос­нованные на функциональном принципе, получили название фун­кциональной грамматики. Описание грамматики строится исходя из содержания и назначения языковых единиц. Подобные исследо­вания представлены в работах Ф. Брюно, О. Есперсена и др. Теоре­тическую основу функциональной грамматики заложил и развил С.Дик, который говорит о различных видах адекватности грамма­тики — психологической, типологической и прагматической.

Оригинальную теорию функциональной грамматики разраба­тывает А. В. Бондарко. Центральным понятием его теории является функционально-семантическое поле. Это система языковых еди­ниц, категорий и других явлений, объединенных на основе общ­ности функций, обусловленных определенной семантической ка­тегорией.

Функциональная грамматика в любой версии предполагает широкое привлечение материала различных языков и опирается на типологические исследования. Наиболее важными в этой связи являются работы по грамматической типологии (Т. Гивон, Б. Комри и др., а также представители Петербургской типологической шко­лы — А.А.Холодович, В.П.Недялков, В.С.Храковский).

252