Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кронгауз часть 2.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
899.07 Кб
Скачать

Рекомендуемая литература

Б о н д а р к о А. В. Функциональная грамматика. — Л., 1978.

Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. — СПб., 2001.

Кибрик А. А., Плунгян В. А. Функционализм//Фундаменталь­ные направления современной американской лингвистики. — М., 1997. С. 276-339.

Dik S.C. Functional grammar. —Amsterdam, 1978.

D i k S. C. The theory of functional grammar. Vol. 1. — Dordrecht, 1989.

H a 11 i day M.A.K. System and function in language. — Oxford, 1976.

Глава 18 генеративная грамматика

Генеративная, или порождающая, грамматика возникла под влиянием идей Н.Хомского в 50 —60-е годы XX в. (книга Н.Хом-ского «Синтаксические структуры» появилась в 1957 г.) и прошла сложный и изменчивый путь. Выделяют следующие основные этапы ее развития, всякий раз связанные с появлением новых осново­полагающих работ Хомского: стандартная теория (1965), расши­ренная стандартная теория (1977), теория управления и связыва­ния (1981) и минималистская программа (1993). В настоящей главе кратко рассматриваются две семантические теории, разработан­ные в рамках генеративной грамматики в 60 — 70-е годы XX в. — интерпретирующая семантика и порождающая семантика.

В основе генеративной грамматики лежит представление о врож­денной языковой способности человека, называемой языковой компетенцией (competence), которая независима от речевой дея­тельности (performance). Генеративная грамматика моделирует спо­собность человека порождать правильные предложения1. Изначаль­но ее базовым компонентом является исчисление. Оно состоит из конечного числа правил, составляющих структуры, в результате действия которых начальный символ предложения S развертыва­ется в бесконечное число различных правильных схем. Эти схемы представляют собой деревья непосредственных составляющих и в стандартной теории называются глубинными структурами. К глу­бинным структурам применяются трансформационные правила, в результате чего появляются поверхностные структуры. В глубинных структурах используются индексы референции, выражающие коре-ферентность отдельных узлов дерева. К поверхностным структурам применяются фонологические правила. Результат их действия — фонетическое представление поверхностных структур. В стандарт­ной теории вводится семантический компонент: глубинные струк­туры подвергаются воздействию лексических правил, вследствие чего возникают семантические представления этих структур. Се­мантическое представление описывается в виде дерева, которое содержит семантические признаки и категориальные пометы. Ме-

1 В первоначальном варианте, соответствующем «Синтаксическим структу­рам», речь шла исключительно о грамматической правильности, которой, в ча­стности, соответствовал знаменитый пример Colorless green ideas sleep furiously 'Бесцветные зеленые идеи яростно спят'.

255

фонетическое представление

поверхностная структура

трансформа­ционные правила

семантический компонент

правила

структуры

составляющих

фонологические правила

Схема 13. Стандартная теория

ханизм генеративной грамматики согласно стандартной теории изображен на схеме 13.

В стандартной теории выполняется гипотеза Катца — Постала, которая предполагает, что трансформации не влияют на значение структуры. Значение глубинной структуры, таким образом, со­впадает со значениями соответствующих ей поверхностных структур.

С конца 60-х годов XX в. развивается еще одна разновидность генеративной грамматики, которая получает название порождаю­щей (генеративной) семантики1. Ее основы излагаются в работах Дж.Лакоффа, Дж. Мак-Коли, П. М. Постала, Дж. Р. Росса и дру­гих американских ученых, но не получают поддержки со стороны Н.Хомского. В это же время Н.Хомский, Р.Джакендофф и др. в противовес порождающей семантике развивают интерпретирую­щую семантику. В течение почти десяти лет в рамках генеративной грамматики ведутся ожесточенные дискуссии между сторонника­ми этих двух направлений. И в порождающей, и в интерпретиру­ющей семантиках по сравнению со стандартной теорией повыша­ется роль семантического компонента, однако реализуются эти изменения по-разному.

Среди основных принципов порождающей семантики можно назвать следующие. Синтаксис не может быть автономен от се­мантики, т.е. они в принципе неразделимы. Следовательно, се­мантическая структура имеет ту же природу, что и синтаксичес­кая, и задается в виде дерева непосредственных составляющих. Таким образом, отбрасывается понятие особой синтаксической

Термин предложен Дж.Лакоффом.

глубинной структуры. Семантическая структура появляется в ре­зультате действия базисных, а не интерпретационных правил (се­мантическая структура порождается, отсюда и название — по­рождающая семантика). Отсутствие глубинных структур означает также возможность применения трансформационных правил к еще не завершенной семантической структуре. Так, вводятся особые долексические трансформации, т.е. трансформации, действующие до лексического наполнения структур.

В порождающей семантике отвергается понятие абсолютной грамматической правильности предложения. Грамматическая пра­вильность определяется только относительно конкретного значения и класса контекстов. Таким образом, грамматическая правильность по существу совпадает с осмысленностью предложения. В порож­дающей семантике выполняется гипотеза Катца—Постала. Все семантические различия между двумя выражениями существуют на самом глубоком уровне их представления, называемом семан­тическим. Сторонники порождающей семантики исходят из уни­версальности семантических структур, их независимости от конк­ретного языка.

Если порождающая семантика пытается решить все семанти­ческие проблемы в рамках семантической структуры, то интер­претирующая семантика разносит их по разным компонентам. Она сохраняет глубинную структуру, однако усложняет ее и, кроме того, отказывается от гипотезы Катца—Постала, так что транс­формации могут изменять значение предложения (например, пас-сивизация), т.е. также выполняют определенную семантическую функцию.

Семантической интерпретации подвергаются не только глубин­ные, но и поверхностные структуры. В результате семантической интерпретации последних устанавливается соответствие между их семантическим и фонетическим представлениями.

Особую роль в интерпретирующей семантике играет и лекси-калистская гипотеза, предложенная Н. Хомским. Он обращает вни­мание на тот факт, что деривация не всегда продуктивна и, на­пример, некоторые отглагольные имена имеют идиоматическое значение. Это значит, что существует чисто лексическая дерива­ция, заложенная в лексиконе, а не получаемая в результате транс­формаций. Таким образом, и лексикон берет на себя определен­ную семантическую нагрузку.

Усложнено в интерпретирующей семантике и семантическое представление. Оно состоит из четырех частей. Во-первых, это функциональная структура, основанная на свойствах предиката и семантических ролей. Во-вторых, модальная структура, описыва­ющая условия уместности предложения в коммуникации, а также модальные элементы в широком смысле слова. В-третьих, табли­ца кореферентности. В-четвертых, коммуникативная структура,

256

9 Семантика

257

семантическое

лексикон

1

глубинная

правила семантической интерпретации

структура

1

трансформа­ционные правила

представление

поверхностная

Схема 14. Расширенная стандартная теория (фрагмент)

выделяющая фокус и фон, старую и новую информацию. Только функциональная структура предопределяется глубинной структу­рой. Модальная структура и таблица кореферентности выявляются в процессе трансформаций. Коммуникативная структура опреде­ляется только на основе интерпретации поверхностной структуры.

Во второй половине 1970-х годов интерес к порождающей се­мантике резко падает, а интерпретирующая семантика включает­ся в расширенную стандартную теорию и, по существу, остается единственным подходом к семантическим проблемам, практику­емым в генеративной грамматике.

Основные элементы расширенной стандартной теории, свя­занные с семантикой, представлены на схеме 14.

Рекомендуемая литература

Б е й л и н Дж. Краткая история генеративной грамматики // Фунда­ментальные направления современной американской лингвистики. — М., 1997. С. 13-57.

Д е м ь я н к о в В. 3. Тетради новых терминов. № 23. Англо-русские тер­мины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Порождающая грамматика. — М., 1979.

Катц Дж. Семантическая теория // Новое в зарубежной лингвисти­ке. Вып. 10. Лингвистическая семантика. — М., 1981. — С. 33 — 49.

М а к К о л и Дж. Д. О месте семантики в грамматике языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. — М., 1981. С. 235-301.

X о м с к и й Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.

Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 2. - М., 1962. С. 412-527.

Katz J.J. Semantic theory. — New York, 1972.