Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ES.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1 Mб
Скачать

59. Учередительные договоры в системе источников налогового права ес

Учредительные договоры выполняют функцию конституци­онных актов ЕС. Это определяет их место в системе источни­ков права вообще и налогового права ЕС в частности. Среди учредительных договоров основополагающим для политики ин­теграции в области налоговых отношений является Договор о ЕС, который содержит ряд статей, закрепляющих: 1) правовые принципы, применимые к регулированию налоговых отноше­ний; 2) правовые положения, на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

Правовые принципы, применимые к регулированию налого­вых отношений можно разделить на общие и специальные. К об­щим правовым принципам следует отнести принцип субсидиар­ное™ (ст. ЗВ) и принцип запрета дискриминации по признаку гражданства (ст. 12). Специальные принципы регулирования на­логовых отношений в ЕС являются производными от общего принципа запрета дискриминации: 1) запрет на введение ка­ких-либо обязательных платежей, заменяющих таможенную пошлину (ст. 25); 2) запрет на дискриминацию товаров и услуг одного государства-члена на территории другого государства-члена путем дополнительного (по сравнению с местным) нало­гообложения (ст. 90—92).

Правовые положения, базовые для актов вторичного права по налоговым вопросам, можно представить следующим образом:

1) правовые основы механизма гармонизации законодатель­ства государств-членов о косвенных налогах (ст. 93);

2) правовые основы устранения юридических и налоговых препятствий сотрудничеству европейских предприятий и орга­низаций в области исследований и технологического развития (ст. 163);

3) правовые основы для введения «экологических» налогов (ст. 174);

4) правовые основы деятельности государств — членов ЕС по устранению двойного налогообложения своих граждан внут­ри Сообщества (ст. 293);

5) правовые основы механизма сближения законодательст­ва государств-членов безотносительно какой-то конкретной области этих отношений (ст. 94). В области налогообложения ст. 94 служит основанием для принятия решений, направлен­ных на сближение законодательства, регулирующего, напри- мер, прямые налоги в государствах — членах ЕС. На основе этой статьи Договора Советом ЕС приняты директивы о «по­глощении» № 90/434/ЕЕС, о «материнских и дочерних компа­ниях» № 90/435/ЕЕС, о «процентах и роялти» № 2003/49/ЕС, подготовлены и находятся в стадии рассмотрения ряд других решений;

6) правовые основы обеспечения равных условий конкурен­ции в общем рынке в случае возникновения несоответствий между законодательством или административными предписа­ниями государств-членов (ст. 96). Непосредственного отноше­ния к налогам статья не имеет, но в определенных обстоятель­ствах может стать правовой основой для принятия необходи­мых директив по налоговым вопросам. Например, принятие одним из государств-членов решения об отмене взимания на­лога на тот или иной вид потребительских товаров или услуг в воскресные дни может привести к нарушению условий конку­ренции на рынке этих товаров и услуг в пограничных населен­ных пунктах других государств-членов. Такие решения государ­ства могут быть основанием для соответствующих действий ин­ститутов ЕС по ст. 96 Договора и для принятия необходимых директив, устраняющих возникшее противоречие.

Конституция ЕС в целом сохраняет прежний подход к про­ведению налоговой политики.

60. Правовые основы системы «собственных ресурсов» ЕС (бюджета по русски)

Статья 10 Договора о Сообществах содержит принципиаль­ное положение о том, что ЕС обеспечивает себя финансовыми средствами, которые требуются для достижения его целей и проведения его политики. Эта норма провозглашает финансо­вую автономию ЕС, но не дает ему полномочий на получение новых средств путем установления налогов или каким-либо иным образом. Решения о системе собственных средств прини­маются Советом по предложению Комиссии по получении за­ключения Парламента. Государства-члены по рекомендации Совета приводят национальное законодательство в соответст­вие с этим решением. Выражение «собственные средства» ис­пользуется в ст. 269 Договора как собирательное обозначение ряда источников финансирования бюджета ЕС. Принципиаль­ное положение, характеризующее собственные средства, состо­ит в том, что их установление и регулирование относится к компетенции ЕС.

Поскольку система собственных средств затрагивает финан­сы государств-членов, установлен особый порядок вступления соответствующих решений в силу после их одобрения всеми го­сударствами-членами.

Структура собственных средств. Директивой Совета от 24 июня 1985 г. были установлены следующие категории собст­венных средств:

1) отчисления, премии, дополнительные и компенсацион­ные платежи, а также иные платежи, взимаемые с товарооборо­та с третьими странами в рамках общей сельскохозяйственной политики;

2) таможенные пошлины Единого таможенного тарифа, дру­гие аналогичные таможенные платежи, взимаемые с товарообо­рота с третьими странами, а также таможенные пошлины на товары номенклатуры ЕОУС;

3) отчисления от поступлений национальных налогов на до­бавленную стоимость;

4) процентные отчисления от величины валового общест­венного продукта;

5) прочие собственные средства (налог на жалованье персо­нала, процентный доход от капитала, полученные взносы на осуществление программ, штрафы и др.).

Аграрные отчисления. В рамках организации аграрных рын­ков установлены специальные ввозные платежи, являющиеся наряду с таможенными пошлинами и контингентами основны­ми инструментами регулирования импорта сельскохозяйствен­ных товаров. Аграрные отчисления взимаются при ввозе на та­моженную территорию ЕС из третьих стран товаров, рынок ко­торых подлежит регулированию; их величина соответствует разнице между директивными или ориентировочными ценами, которые ежегодно устанавливаются Советом, и более низкими ценами мирового рынка.

К аграрным отчислениям — источникам собственных средств не относятся платежи, установленные в рамках орга­низации рынка (за исключением платежей, регулирующих ры­нок сахара), но не связанные с внешней торговлей сельскохо­зяйственными товарами, как, например, сборы с производи­телей молока и зерна на утилизацию излишков продукции.

Таможенные пошлины. К доходным источникам бюджета ЕС относятся также таможенные пошлины Единого таможенного тарифа, другие аналогичные таможенные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами, а также, начиная с 1988 г., таможенные пошлины на товары номенклатуры бывшего ЕОУС. Из собранных и подлежащих перечислению в бюджет ЕС таможенных пошлин и платежей на ввоз аграрных продук­тов 10% остаются в соответствующем государстве для покрытия административных расходов по их взиманию.

В связи с либерализацией международной торговли и сни­жением уровня таможенного обложения традиционные источ­ники постепенно теряют свое прежнее значение; их доля в до­ходах бюджета ЕС неизменно сокращается.

Отчисления от налога на добавленную стоимость. Привлече­ние в 1970 г. НДС в качестве доходного источника бюджета ЕС было обусловлено практическими соображениями, а именно — наличием широкой налоговой базы, отлаженного механизма сбора и перспективой быстрой гармонизации правового регу­лирования налогов. Поступление части национального НДС в бюджет ЕС происходит в порядке перераспределения собирае­мых в государствах-членах сумм налога. Особого европейского НДС или европейской надбавки к национальному налогу нет.

Единая ставка, применяемая к осуществляемым всеми госу­дарствами отчислениям НДС, колеблется в разные периоды от 1 до 1,4%. В последние годы максимальная ставка была сниже­на (до 0,75% в 2003 г.).

Отчисления от валового общественного продукта введены в систему доходных источников бюджета ЕС на основании реше­ния Совета в начале 1988 г. Данная мера стала результатом по­литического компромисса, необходимость которого объясня­лась тяжелым финансовым положением ЕС, наступившим в 1987 г. из-за непредвиденного роста расходов на сельское хо­зяйство, поставившего Сообщество на грань неплатежеспособ­ности. Отчисления в процентном отношении к величине вало­вого общественного продукта являются дополнительным ис­точником бюджетных поступлений, так как они используются для покрытия расходов бюджета в самую последнюю очередь при недостатке прочих собственных средств.

Предельный размер ставки определяется исходя из данных о валовом общественном продукте ЕС, финансовых потребно­стей и уровня покрытия расходов за счет поступлений из тра­диционных источников и НДС. В 1999 г. ставка достигла 1,27%, к 2007 г. планируется ее снижение до 1,24%. Соответст­вующие средства выделяются из национальных бюджетов и предоставляются в распоряжение ЕС ежемесячно равными до­лями.

Прочие поступления. Статья 269 Договора предусматривает, что бюджет Сообщества полностью формируется за счет собст­венных средств; это положение не затрагивает прочие поступ­ления. Таким образом, в категорию «прочие поступления» по­падают те доходы бюджета ЕС, которые не относятся ни к од­ной из названных выше четырех категорий собственных средств. Таковыми являются, в частности, особые аграрные платежи, налог на жалованье персонала ЕС, финансовые санк­ции, проценты, переходный остаток средств бюджета предше­ствующего года и др.

61.Правовые основы ЭВС смотри вопрос 24

62. Принципы и источники банковского права ЕС

Под банковским правом ЕС понимается совокупность норм, регулирующих правовое положение кредитных организаций, а также порядок совершения ими банковских операций на еди­ном внутреннем рынке ЕС. Главная цель интеграционного ре­гулирования банковской деятельности состоит в обеспечении общей стабильности Европейской системы центральных банков и банковских систем государств-членов, создании условий сво­бодного предоставления банковских услуг и эффективного бан­ковского надзора в ЕС.

Задачи интеграционного регулирования банковской деятель­ности зависят от объема компетенции ЕС в области денежно-кредитной политики, уровня экономической интеграции в рам­ках ЕС, характера международных обязательств ЕС, а также от общего состояния международной финансовой сферы. Исходя из их решения можно выделить несколько этапов становления банковского права ЕС:

1) 1960—1972 гг.: формирование концепции интеграционно­го регулирования банковской деятельности. Решающее значе­ние сыграли меры ЕС по либерализации движения капиталов, а именно Первая директива от 11 мая 1960 г. о реализации ст. 67 Договора о Сообществе, в развитие которой несколько лет спус­тя была принята Директива № 63/21 /ЕЭС. В последующие годы Комиссия ЕС разработала проект директивы о координации правовых и административных положений о порядке лицензи­рования и деятельности кредитных организаций, который, хотя и не получил поддержки со стороны государств — членов ЕС, однако определил перспективы дальнейшего сближения нацио­нального регулирования;

2) 1973—1984 гг.: либерализация национальных рынков бан­ковских услуг. Посредством Директивы № 73/183/ЕЭС об от­мене ограничений на свободу учреждения и свободу оказания услуг для самостоятельной деятельности в качестве кредитной организации и иного финансового института были сняты про­текционистские меры в отношении кредитных организаций-ре­зидентов государств — членов ЕС (в плане дополнительного лицензирования, соблюдения национальных экономических нормативов и иных формальностей).

Первая директива № 77/780/ЕЭС о координации правовых и административных положений о порядке создания и деятельно­сти кредитных организаций гармонизировала порядок лицензи­рования и открытия филиалов в иных государствах — членах ЕС, а также установила единые принципы банковского надзора.

Спустя несколько лет была издана Директива Совета № 83/350/ЕЭС о консолидированном надзоре за кредитными организациями, в основу которого был положен принцип стра­ны происхождения;

3) 1985—1992 гг.: создание правовых основ единого рынка банковских услуг ЕС. Правовую политику ЕС в данный пери­од следует рассматривать в свете Белой книги «О создании единого внутреннего рынка» 1985 г. Правовые акты ЕС, при­нятые в ее развитие, во-первых, были направлены на заверше­ние либерализации движения капиталов (Директива Совета № 88/361/ЕЭС о реализации положений ст. 67 Договора о ЕЭС) и, во-вторых, гармонизировали основные аспекты бан­ковской деятельности:

а) предоставление финансовой отчетности (Директива № 86/635/ЕЭС о годовом балансе и консолидированном балан­се банков и иных финансовых организаций и Директива № 89/117/ЕЭС об обязанности филиалов, создаваемых кредит­ными и иными финансовыми организациями в государстве-члене ином, чем страна происхождения, опубликовывать доку­менты, относящиеся к годовому отчету);

б) порядок лицензирования кредитных организаций и про­ведения банковского надзора (Вторая директива № 89/646/ЕЭС

о координации правовых и административных положений о по­рядке создания и деятельности кредитных организаций и Ди­ректива № 92/30/ЕЭС о консолидированном надзоре за дея­тельностью кредитных организаций);

в) обязательные экономические нормативы (Директива № 89/299/ЕЭС о размере собственных средств кредитных орга­низаций, Директива № 89/647/ЕЭС о коэффициенте достаточ­ности капитала кредитных организаций и Директива Совета ЕС № 92/121/ЕЭС о надзоре и контроле за крупными кредитами, предоставляемыми кредитными организациями);

г) основные условия банковских договоров (Директива № 87/102/ЕЭС о сближении правовых и административных по­ложений государств-членов о потребительском кредите);

д) борьба с финансовыми преступлениями (Директива № 91/308/ЕЭС о противодействии использованию финансовой системы в целях отмывания денежных средств).

В дополнение к этому Комиссия ЕС издала целый ряд реко­мендаций, среди которых Рекомендация № 87/62/ЕЭС о прове­дении надзора и контроля за крупными кредитами, выдаваемы­ми кредитными организациями, Рекомендация № 87/63/ЕЭС об образовании систем гарантирования вкладов и Рекоменда­ция № 90/109/ЕЭС о транспарентности условий трансгранич­ных финансовых операций;

4) 1993 г. — по настоящее время: углубление финансовой интеграции. Европейский рынок банковских услуг как неотъ­емлемый элемент единого внутреннего рынка ЕС де-юре был создан 1 января 1993 г. При этом Маастрихтский договор 1992 г. установил прямой запрет ограничений на движение ка­питалов и платежей и закрепил создание Экономического и ва­лютного союза с введением единой валюты (евро). Вместе с тем указанные обстоятельства не устранили фактическую разроз­ненность финансовых рынков государств — членов ЕС.

До конца 90-х гг. были изданы несколько правовых актов ЕС, главным образом заменившие рекомендации Комиссии ЕС (в том числе Директива № 94/19/ЕС о системах гарантирования вкладов и Директива № 97/5/ЕС о трансграничных переводах), а также был установлен единый порядок исполнения обязательств в рамках клиринговых систем (Директива № 98/26/ЕС о необратимости расчетов в платежных системах и в системах расчетов по операциям с ценными бумагами).

Поворотным моментом можно считать решение Европейс­кого совета 6 разработке мер для улучшения ситуации на рын­ке финансовых услуг. В связи с этим 11 мая 1999 г. Европей­ская комиссия представила программу действий «Финансовые услуги: претворение в жизнь единого финансового рынка» подлежащую проведению в жизнь до конца 2005 г. Примени­тельно к банковской сфере эта программа предусматривает введение международных стандартов экономической деятель­ности; внедрение новых видов финансовых услуг; снижение операционных рисков банковских операций; установление благоприятного режима для трансграничных расчетов; расши­рение возможностей трансграничного инвестирования и при­влечения капиталов; усиление защиты прав и законных инте­ресов потребителей; повышение эффективности трансгранич­ного банковского надзора.

Источниками банковского права ЕС являются:

1) учредительные договоры. Они не содержат отдельного раздела, посвященного банковской деятельности. Соответст­вующая регламентация осуществляется главным образом в рам­ках свободы учреждения (ст. 43—48 Договора о Сообществе), свободы оказания услуг (ст. 49—55), а также свободы движения капиталов и платежей (ст. 56—60). Наряду с этим интеграцион­ное банковское регулирование также может основываться и на иных статьях Договора о Сообществе, например, на положени­ях о правовом сближении (ст. 95). В области банковского над­зора применение находят ст. 31 и 34 Договора о ЕС;

2) акты, изданные институтами ЕС, — отраслевые правовые акты ЕС о банковской деятельности; отраслевые акты ЕС об иных видах финансовой деятельности; комплексные правовые акты ЕС применительно к финансовой сфере; комплексные правовые акты ЕС в рамках «основных свобод»; комплексные правовые акты ЕС применительно к единому внутреннему рынку; иные правовые акты ЕС;

3) прецеденты судебных органов ЕС, ключевое значение среди которых имеют решения Суда ЕС, устанавливающие прямое действие «основных свобод» и их толкование;

4) международные договоры, прежде всего многосторонние соглашения, действующие в системе ВТО (Генеральное согла­шение по торговле услугами, ГАТС и Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций, ТРИМ).

Основными принципами интеграционного регулирования оан-ковской деятельности выступают: предоставление националь-[ ного режима; лицензирование кредитных организаций и бан­ковский надзор на основе принципа страны происхождения; принцип сотрудничества национальных и наднациональных органов банковского надзора.

Основными методами интеграционного регулирования бан­ковской деятельности являются: запрет всех ограничений на движение товаров, лиц, услуг, капиталов и платежей; опреде­ленный минимизм гармонизации; взаимное признание банков­ских лицензий и иных официальных разрешений, выданных в различных государствах — членах ЕС.

Важно учитывать, что субъектный состав отношений, возни­кающих в процессе банковской деятельности, банковского ре­гулирования и надзора, неоднороден (в их числе ЕЦБ, нацио­нальные центральные банки, национальные исполнительные и иные уполномоченные органы, юридические и физические ли­ца). В результате такие отношения носят комплексный харак­тер, а методы интеграционного регулирования банковской дея-! тельности объединяют как частно-правовые, так и публично-правовые элементы.

Далее необходимо отметить, что банковская сфера характе­ризуется усиленным проникновением норм интеграционного права во внутригосударственную сферу. Правовые акты ЕС в рассматриваемой области унифицируют многие вопросы, неза­висимо от наличия у того или иного отношения признака трансграничности; это, например, отчетливо проявляется при установлении размера экономических нормативов, подлежащих соблюдению кредитными организациями, и методики их расче­та. В то же время за пределами минимальных требований, за­крепляемых в правовых актах ЕС, государства-члены праве принимать более строгие правовые меры (например, преду­сматривать более высокий уровень гарантийных выплат по бан­ковским вкладам населения) или использовать иные диспози-тивные возможности (например, разрешать использование кре­дитным организациями тех или иных систем внутреннего контроля за рыночными рисками).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]