Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть вторая, глава 11-эпилог.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
974.34 Кб
Скачать

11.2.3. Теория недопроизводства

Исходя из своих представлений о равновесии, В. Базаров выявил и сформулировал устойчивую тенденцию в развитии советского хозяйства к относительному недо­производству, что вызвало бурю негодования в среде экономистов-телео логов.

280 Глава 11

«Трудно найти того Бобчинского или Добчннского, — ерничал, например, Р. Вай-сберг, — который впервые сказал "э-э, большевики всегда будут подыхать от недопроизводства", но глубокоученое перо, которому принадлежит философское оформление этой теории, доподлинно известно оно принадлежит В. А. Базаро­ву» :1*. Попробуем, однако, разобраться в позиции В. Базарова.

Теорию недопроизводства при социализме автор выводил из следующих сооб­ражений. Военно-революционная эпоха произвела опустошение в области веще­ственных элементов производства и вызвала серьезнейшие деформации и народ­ном хозяйстве, шшлекшис за собой «сжатие продукции», сжатие предложения. Г другой стороны, эта зпоха привела к глубоким социальным сдвигам, радикаль­но изменившим экономическое положение рабочей силы как в городе, так и в деревне. Если до революции у нас, как и во всем капиталистическом мире, народ­ное хозяйство страдало от противоречия между общественным характером про-пзиодства и частнокапиталистическим присвоением, а промышленная продукция, несмотря па весьма скромный по своей абсолютной величине уровень развития производительных сил, имела постоянную тенденцию к относительному пер* и.пшдству, к его расширению за пределы сильно сжатого платежеспособною спроса основной массы населения, то после Октября 1917 г ситуация коренным образом изменилась. На смену прежнему противоречию пришло иное, прямо противоположное — противоречие между довольно быстро растущим плате­жеспособным спросом трудящихся масс и недостаточным для удовлетворе пия этшо спроса ростом общественных производительных сил. И если «над старым миром дамокловым мечом нависает кризис перепроизводства, то гори­зонты советского хозяйства то и дело омрачаются угрозою товарного голода, кризиса недопроизводства»

В. Базаров категорически не согласен с бытовавшим мнением, будто возникно­вение товарного голода есть следствие тех или иных частных ошибок экономи­ческой политики. Нет, утверждал ученый, это перманентное отставание обще­ственной продукции от общественного спроса имело бы место и в том случае, «если бы даже никаких ошибок не было, если бы наши директивные органы были всеведущи и идеально предусмотрительны...» т В этом случае, продолжал автор, товарный голод был бы лишь несколько смягчен в своих наиболее ост­рых проявлениях, но не устранен в корне. И далее следует столь же суровый, сколь и трудно опровергаемый базаровскпй «приговор*- советской экономике: пока мы остаемся отсталой по уровню развития производительных сил страной, никакие, самые передовые, производственные отношения нам не помогут. Более того, «создать стойкое относительное равновесие между продукцией и плате­жеспособным спросом можно только капиталистическими методами ограниче­ния этого последнего. Поскольку же наш хозяйственный и политический строй исключает или по крайней мере существенно ограничивает эти методы, тенден­ция к относительному недопроизводству должна быть признана столь же характерной для нашей социальной структуры, как тенденция к перепроиз нодству для капитализма*^. Сегодня можно с полной уверенностью конста­тировать, что ни один из отрезков советской истории не позволяет опроверг-

Дискуссии в Госплане 281

путь концепцию недопроизводства В. Базарова. Создается впечатление, будто весь большевистский эксперимент проводился специально для подтверждения кыиода ученого.

11.2.4. Буферная концепция планирования

Большую роль в преодолении тенденции к недопроизводству и поддержании необходимого равновесного состояния экономики В. Базаров отводил планиро­ванию. В этой области им были получены важные результаты. Первой его пуб­ликацией по этой теме была брошюра «К методологии перспективного планиро­вания» (1924 г.), ставшая по существу первой отечественной работой, посвященной методологии построения перспективных планов. Именно в ней Базаров впервые ввел в научный оборот сами термины «телеология* и «генети­ка». Дальнейшее развитие идеи этой работы получили в статьях «О методологии построения перспективных планов» (1926) и «Принципы построения перспек­тивного плана» (1928).

Ученый попытался сформулировать буферную концепцию планирования, при званную как-то объединить противоборствующие телеологическое, и генети­ческое течения. В статье «Принципы построения перспективного плана» он выс­казал синтетическую точку зрения, согласно которой «телеология и генетика не конкурирующие между собой антагонисты, а диалектически связанные друг с другом моменты единого органического целого» 12. Развивая исходную посылку, В. Базаров подчеркивал, что телеологические установки перспективного планиро­вания без генетического их обоснования пусты, генетические же исследования без целевых установок слепы. «План народного хозяйства должен быть зрячим и вместе с тем реальным, научно обоснованным»4:{. На наш взгляд, позиция В. База­рова стала существенным тагом вперед в понимании природы плановой работы.

Но, провозгласив паритетную важность обоих начал. В. Базаров вновь и вновь л;|.1\'мьтался об относительной значимости каждого из элементов единства. При :-)том из его рассуждений достаточно четко выкристаллизовывается первич­ность генетического подхода, на фоне которого телеологические конструкции носит н значительной мере вынужденны!! характер, являясь неизбежным след­ствием нашего «бесконечно несовершенного* знания объективного мира. «Если бы мы располагали идеальным познанием, — мечтал В. Базаров, — мы могли бы на любое число лет вперед с точностью рассчитывать путем генетического научного исследования и развитие материального базиса и данном обществе, и трансформа­ции надстроек, и результаты взаимодействия базиса и надстроек. Ни о каких априорных целевых заданиях, ни. о каких предварительных конструкциях или "моделях" в нашей плановой работе не было бы тогда н речи. Мы не строили бы никаких вариантов, но, опираясь исключительно на изучение прошлого, сумели бы с полнейшей логической непреклонностью начертать единственно возможный н необходимый путь грядущего. К сожалению, мы бесконечно далеки от такого бесконечно глубокого и исчерпывающего познания. Поэтому в плановой работе мы, не умея предвидеть, вынуждены предвосхищать результаты развития в форме