Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Готлиб Введение в социологическое исследование.doc
Скачиваний:
995
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Часть II • Исследовательские практики

Тема 4 • Метод наблюдения

319

Все эти «немые участники» ситуации порой могут рассказать больше о мотивах и предпочтениях людей, чем они сами с по­мощью слов и жестов.

Включенное наблюдение, может быть, единственный из социологических методов, «в полную мощь» поставивший проблему этики социолога. В самом деле, корректно ли в «чу­жой маске» проникать в ту или иную социальную общность, становиться в ней «своим» только для того, чтобы изучать ее? Ответ на этот вопрос не так прост. Установление дружеских от­ношений, порой «привязывание» к себе некоторых из участни­ков группы только с корыстной познавательной целью, может быть, не самое благородное дело. В конце концов, как говорил Маленький Принц Антуана-де-Сент Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». В то же время, если полученное таким образом знание не используется против изучаемых людей, не способствует усилению контроля над ними, уменьшению их свободы, не ухудшает их социального самочувствия в целом — в этом случае, видимо, использование включенного наблюде­ния вполне оправданно.

В западной и отечественной социологии есть немало при­меров использования включенного наблюдения. Например, знаменитое исследование У.Ф.Уайта', описавшего структуры взаимодействия, а также неписаные правила, организующие повседневную жизнь бедного итальянского района одного из крупных американских городов.

С конца 1950-х годов в знаменитом институте демоско-пии Алленсбах, который возглавляет Элизабет Ноэль-Ной-ман, включенное наблюдение стало использоваться в марке­тинговых исследованиях. Здесь социологи становились покупателями и в этой роли общались с продавцами, запи­сывая потом свои наблюдения и ответы продавцов на вопро­сы.

В отечественной социологии в последние годы можно вы­делить крестьяноведческий проект под руководством Т.Шани­на, о котором мы уже упоминали. Вот как говорит об этом один из участников проекта В.Г.Виноградский: «В один прекрасный

момент я заметил за собой и своими коллегами, что мы, осно­вательно вработавшись в деревенскую повседневность, вдруг превратились в неких роботов с полностью включенными ме­ханизмами и приборами тотального наблюдения за реаль­ностью. Мы стремились фиксировать каждый наблюдаемый нами элемент реальности на диктофон, на видеоленту, в днев­ник, который мы называли "бортовым журналом". Для нас не было неких незначимых или второстепенных фактов. Из этого тотального отслеживания вдруг как-то самопроизвольно начи­нают появляться некие обобщения»1. Главным открытием этой исследовательской группы, более двух лет работавшей на Ку­бани, было обнаружение микросхем повседневного взаимодей­ствия людей, которые на языке науки называются неформаль­ной экономикой. Именно благодаря таким отношениям, не отражаемым в официальной отчетности и не фиксируемым в формальных контрактах, и осуществляется рутина повседнев­ной жизни, обеспечивается «полнота органического существо­вания».

Речь идет о межсемейной выручке (дать деньги в долг, одол­жить инструмент для работы, помочь построить дом), а также о тех неформальных, но взаимовыгодных связях, когда проис­ходит специализация семейного производства и обмен про­дуктами этого производства. Исследователи установили, что внедрение рыночных отношений, элементов «расчетливой» экономики не разорвали сеть межсемейной поддержки и обме­нов, не сузили круг общения людей, разделив их на богатых и бедных, а скорее наоборот — сделали ее более разветвленной: «объективно проходящая сейчас в деревне стратификация сти­хийно ремонтируется и нейтрализуется сетями межсемейных обменов, которые идут сквозь стратификационную решетку. Это инстинктивное желание людей не потерять связи, которые были прежде*2.

1 White W.F. Street Corner Society: The Social Structure of an Italian Slum. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

1 Виноградский В.Г. Как определять и наблюдать факты не­формальной экономики домохозяйств. С. 126.

!Тамже.С. 133.

Тема 5

Метод анализа документов

в качественной и количественной

парадигмах

Ключевые понятия: Документ, виды докумен­тов, традиционный анализ, контент-анализ, информативно-целевой анализ, смысловая еди­ница анализа, единица счета, классификатор, коэффициент информативности, «человеческие документы», аналитическая индукция, пересмотр гипотезы, аналитическое сравнение, поступательная аппроксимация, анализ доменов

Книги — это всегда книги жизни, или книги выживания и переживания.

Ж. Дерида. Письмо и различие

1. Понятие документ в социологии

В повседневной жизни понятие «документ» фигури­рует в своем узком значении — как официальная бумага. Такой документ должен обладать видимыми признаками официаль­ного статуса: печатями, штампами организации и т.д. Докумен­тами в этом смысле можно назвать паспорт, официальное письмо, историю болезни и т.д.

В социологии термин «документ» используется в предель­но широком значении — как любой носитель информации о со­циальных явлениях и процессах. Кроме того, любой документ — всегда и репрезентация самого автора (или авторов), выра­женная в содержании документа, его стиле и средствах выра­жения. Отсюда и определенная вторичность этого метода: здесь исследователь не имеет прямого контакта с той реаль-

Теш 5 • Метод анализа документов 323

ностью, которую изучает, как это имеет место при наблюде­нии, опросе.

Любой документ — всегда кодированная информация, вби­рающая цели и намерения коммуникатора, его видение, инте­рпретацию реальности.

Все разнообразие документов, используемых в социологи­ческом исследовании, может быть «уложено» в классифика­ции, построенные по различным основаниям.

По критерию «статус документа» могут быть выделены до­кументы:

  • официальные;

  • неофициальные.

К официальным относятся законы, постановления, протоколы собраний, материалы статистической отчетности, архивы и тд.

К неофициальным — личные письма, дневники, материалы вторичного анализа, сделанные исследователем, любительские видеофильмы и т.д.

По критерию «степень персонификации документа» можно выделить документы:

  • личные;

  • безличные.

Личными считаются авторские документы: очерк в газете, автобиография, дневник, письма, а также документы, относя­щиеся к конкретному человеку: читательский формуляр в биб­лиотеке, деловая характеристика, история болезни и т.д.

Безличные документы, напротив, не имеют конкретных ав­торов и не относятся к тому или иному человеку: статистиче­ские материалы, протоколы собраний, законы, финансовая от­четность и т.д.

По критерию «ситуация создания документа» можно выделить:

  • спровоцированные социологом документы;

  • неспровоцированные (естественные).

К спровоцированным относятся такие документы, которые создаются специально для целей исследования по просьбе социо­лога. Это могут быть школьные сочинения, автобиографии, ме­муары.

Неспровоцированные — это все другие виды документов, ес­тественным образом существующие в социуме, «обслуживаю­щие» нашу повседневную жизнь.

324