Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
195
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

460

копеек, и он даже не стал возмущаться. Нервов потратишь больше, а толку, естественно, никакого. Когда у него потребовал документы милицейский патруль, Семен немного заволновался, но послушно протянул паспорт. Его задержали без объяснений. И тут он заволновался по-

настоящему». Конечно, дальнейшая судьба героя, который попал в довольно обыденную ситуацию в такой трактовке заинтересует многих. Бытовая интрига в данном случае ничуть не менее драматична, чем некие исключительные события. Найти в обыденности сюжет, драматизировать бытовые детали – один из залогов успешной журналистики.

Главные правила, которых нужно придерживаться во введении хорошей истории – это то, к чему приучила нас литература – последовательность автора, оправданные ожидания читателя и логика, логика, логика. Не заставляйте читателя вздрагивать от неожиданности и спрашивать себя – «А при чем тут это?», поскольку каждый раз, отвлекаясь на обдумывание причин авторского хода, читатель отвлекается от самого повествования, быстро утомляется и испытывает в конечном итоге разочарование в авторе и его тексте. Чем сложнее понять происходящее в вашей истории, тем выше вероятность, что ее не будут читать.

КАК ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС ИЛИ ЧЕГО ХОЧЕТ ЧИТАТЕЛЬ

Каждый раз, когда вы начинаете рассказывать историю, спрашивайте себя, почему читатель должен ею заинтересоваться, что побудит его читать ваш текст. Иногда это увлекательная интрига, иногда – необычная судьба или характер. Интерес может вызвать узнавание ситуации, близость или актуальность. Словом, эффективных мотиваций может быть много. Главная задача использовать одну из них, не полагаясь на то, что богатство вашего языка и лексические достоинства текста могут вызвать самостоятельный интерес. Никто не станет дальше первого абзаца читать текст в стиле

«Туманная дымка окутала окрестности. Протяжный гудок, уходящих вдаль

461

поездов нарушал молчаливое однообразие». Образность и фотографичность,

исключительно внешние признаки событий, вне активного действия, развивающего сюжет, вне социальной подоплеки никогда не увлекут аудиторию. Нельзя забывать о том, что журналистика – это литература сегодняшнего дня, момента, который быстро проходит. Интересы аудитории, читающей газету или включающей телевизор, ограничены узким промежутком времени. Интерес читателя журналистского произведения, в отличии от читателя художественной литературы, настроенного на восприятие эстетики текста, всегда сосредоточено на конкретных вещах. Абстракция и общие места фатальны для журналиста, они являются главным способом добиться отторжения, неприятия.

Описание финансовых проблем города, начатое с анализа социальной ситуации, взаимоотношений ветвей власти или сущности экономического кризиса, обязательно вызовет скуку, убьет интерес с первых же строк. Но рассказав о судьбе конкретного человека, горожанина, оказавшегося жертвой социальной проблемы – вы заставите понять аудиторию гораздо более абстрактные, чем его судьба, вещи. Уйти от роли регистратора абстрактных социальных проблем и приблизиться к человеку – вот задача журналиста, который стремится к эффективности в своей работе. В этом отношении следует использовать все средства, все возможности языка, свою фантазию и интуицию. Наиболее успешные журналисты, рассказывая, казалось бы, частные истории умели и умеют обнаружить широкий взгляд на действительность, оставаясь в рамках обязательной для этой профессии социальности.

Хорошая журналистика всегда ставит во главу угла не столько внешние атрибуты события, сколько «человеческое содержание проблемы, ее нравственный эквивалент», которые являются приоритетными для любого читателя, всегда ему интересны.

Любая история, которую автор хорошо начал, должна столь же интересно продолжаться и не менее интригующе быть завершена. Единство

462

стиля и композиции – гарантия успеха вашего рассказа, стилевые броски, разрывы, несоответствия всегда приводят к неудаче. Интерес аудитории – это не такая вещь, которая возникнув однажды, будет сама по себе существовать до конца, он требует постоянной подпитки. Нельзя забывать, что любая история – это система композиционных элементов, непрерывная цепь размышлений, действий, характеров. Нельзя нарушать единство и непрерывность повествования в силу сколь угодно серьезных причин. Иногда журналисту кажется, что без того или иного факта повествование не будет полным или достаточно объективным, хотя эти факты и не вписываются в канву истории. Это заблуждение может иметь весьма печальные последствия, поскольку, если читатель прекратит чтение на середине, цель вашего текста достигнута не будет, независимо от полноты или достоверности.

СОБЫТИЙНОСТЬ

Любая история начинается с реального случая. Если вы решили написать историю о событиях в каком-нибудь определенном месте (на предприятии, в городе, области, регионе или стране и т.п.), спросите себя – а произошло ли там что-нибудь, что может стать основой истории. Не думайте, что если событий никаких не происходит, можно написать о том, почему это там такое спокойствие. Это распространенная иллюзия, которая практически всегда приводит к плохому результату.

Любой процесс, как бы он ни был завуалирован, скрыт, всегда проявляет себя в событиях. Почти незаметная инфляция проявляется в росте цен, который в свою очередь приводит к тому, что бедные становятся еще беднее. Санитарка Марина С. теперь перестала покупать свежие рогалики, которые так любит ее 5-летняя дочка, потому что у нее не хватает денег. Это событие, которое, несмотря на незначительный масштаб, зримо и персонифицировано воплощает понятие «инфляция».

463

Пенсионер В. обходит стороной Парк Дружбы народов, когда-то очень популярный уголок родины Ленина, потому что там стало опасно гулять даже днем. Парк обнищал, уникальные деревья и цветы, посаженные к столетию вождя мировой революции, одичали и выродились. Памятники, подаренные парку союзными республиками разбиты и проданы на металлолом… Это – признак упадка, равнодушия и т.д.

В Соловьевом овраге, что почти в центре Ульяновска, обрушился под влиянием оползня еще один дом. Никто не удивляется, не бьет тревогу, те, кто там поселился давно, просто ждут, чей дом будет следующим. По огромной свалке - она светится по ночам из-за специфики заводских отходов, которые туда свозят многие годы, - бродят соловьевские искатели полезных вещей. Иногда находят медные или даже серебряные контакты. Не то, чтобы деньги, но полезное приобретение. («Люди на свалке», сюжет телепрограммы «Окно», ГТРК «Волга», 1997 г.)

За незначительными событиями скрываются социальные проблемы. Умение видеть, чувствовать их напряжение, угадывать то, что скрыто в глубине – большое мастерство, необходимое автору журналистской истории. Хорошему журналисту необходимо видеть происходящее, воспринимать все многообразие событий именно с этой точки зрения, накапливать факты, замечания, детали и эмоции.

Журналист должен раскинуть мелкую сеть своего внимания, улавливать детали и обстоятельства, которые ему могут потребоваться впоследствии, фиксировать «периферическим зрением» то, что кажется незаметной и незначимой мелочью.

Один из наиболее авторитетных журналистов Ассошиэйтед Пресс Хью Маллиган (Hugh Mulligan) сделал по этому поводу очень точное замечание: «Я нахожу полезным собирать эмоции, наблюдения, важные мысли, которым я становлюсь свидетелем или о которых слышу главным образом потому, что не могу быть уверен, что снова узнаю о них, когда

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]