Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
195
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

149

что журналист хочет узнать как можно больше, очевидец охотно настроится на заданную тональность общения.

Ответы, полученные в результате событийного интервью, легко встраиваются в текст, дополняют авторские мысли живой речью, дают массу фактов и зачастую эмоций, чего трудно добиться при стилистике односложного диалога.

ОПОСРЕДОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕЛЕФОНУ

Такое интервью далеко не редкость для телевидения и радио и очень часто используется в газетной практике, когда актуальное событие должно быть раскрыто через интервью с недоступным в настоящее время источником. Люди путешествуют, уезжают в командировки и на конференции, они болеют или отсутствуют на месте события по иным причинам. Иногда событие происходит далеко от студии или редакции, но сообщить о нем необходимо.

Современная техника телевидения и радиовещания позволяет легко включить звуковой сигнал телефонной линии в «тракт» и с достаточным качеством передать голос собеседника в эфир. Телефонное интервью может быть любого типа, как правило, оно носит событийный или эмоциональный характер. Однако в нем есть определенная специфика, связанная как с технической стороной, так и психологическим восприятием отсутствующего собеседника. Как бы ни были качественны телефонные линии, они существенно отличаются от профессионального телевизионного или радио «тракта», звук телефонной линии всегда искажен. Аудитория вынуждена прилагать усилия, чтобы понимать все, что говорит удаленный респондент, это вызывает напряжение, утомляет. Поэтому длительность телефонного интервью должна быть минимальной, насколько это возможно. В некоторых случаях рекомендуется дублировать голос субтитрами расшифровки разговора, что возможно только на телевидении.

150

Телефонные интервью часто звучат в современном радиоэфире в молодежных и развлекательных программах. Являясь органичной частью музыкального шоу, такие интервью со слушателями или звездами достаточно забавны, придают программе оттенок сиюминутности и даже интерактивности. Однако даже в таком «легком» жанре как музыкальная программа телефонными интервью не стоит злоупотреблять.

ИНТЕРВЬЮ НА УЛИЦЕ И ОПРОСЫ

Этот тип интервью западные журналисты называют voxpop (от латинского vox populi, то есть «глас народа»). Мы подробно рассматривали технику такого интервью в разделе о коммуникативных методах сбора информации. Опрос всегда эффективен, если необходимо узнать отношение общества к проблеме, опереться на общественное мнение. В практике американской журналистики такие

интервью называются 'person in the street',

то есть «человек на улице» и часто используются в программах новостей и документалистике. Мнение простого человека чаще всего очень интересно аудитории, поскольку многие читатели или зрители думают точно так же, такие опросы делают материал понятнее, ближе, персонифицируют абстрактные идеи, создают ощущение личностного отношения к проблеме.

Вариантом такого интервью являются

так называемые множественное интервью (multiple interview), которое отличается от voxpop меньшим числом опрошенных и более длинными, пространными ответами. Если опрос на улице достаточно построить на

151

коротких определенных ответах, то множественное интервью дает возможность высказаться, выразить отношение к проблеме. Часто участниками подобных интервью становятся не случайные люди, а, например, эксперты в определенной области, люди специально подобранной категории (политики, музыканты, спортсмены и т.п) – в зависимости от тематики материала. Высказывания на определенную тему объединяются вместе, и затем легко монтируются в полосу, сверстанную в пакет (package)

– то есть разножанровую подборку материалов на одну определенную тему. В газетах часто печатают подборки высказываний на ту или иную актуальную ситуацию, которые становятся устойчивыми рубриками или сопровождают тематическую подборку материалов, придавая им дополнительную убедительность.

ВЫНУЖДЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Такие интервью берут в ситуации, когда человек не склонен отвечать на вопросы, но они должны быть обязательно заданы. Некоторые люди вообще избегают интервью, некоторые не хотят давать их в определенных ситуациях, бывают не настроены на общение или понимают, что интервью приведет к негативным для них последствиям. С другой стороны, часто случается так, что журналист обязан услышать ответ от человека, мнение которого принципиально важно для его материала.

Такие интервью обычно коротки, фрагментарны, чаще эмоциональны, нежели информационны. Бросаясь с микрофоном к человеку, который говорит вам, что не станет разговаривать, что он не дает интервью (знаменитое 'No comment!'), мы, тем не менее, рассчитываем услышать хоть что-то. Часто, политики находят неожиданные ответы, как, например Сергей Ястржембский, пресс-секретарь Бориса Николаевича Ельцина – «На два последних вопроса не отвечаю. По третьему– не знаю». Иногда, понимая, что журналист настойчив в силу своего характера, что он выполняет свою работу, что все равно придется говорить, респондент находит наиболее приемлемый ответ,

152

который устраивает обе стороны. Иногда он твердит «без комментариев», и это тоже становится информацией, которую журналист может прокомментировать сам. Часто именно реакция респондента на просьбу об интервью, его решительный отказ, дает информацию, которую можно эффективно использовать в своем материале. Хорошо известна остроумная фраза Дана Куэйла, американского политика – «Нет комментариев, но прошу меня не цитировать!»

Конечно, такое интервью очень близко подходит к границам дозволенного этикой и даже законом. Когда принцесса Диана пыталась ускользнуть от папарацци в парижском тоннеле, она защищала собственное право на неприкосновенность личной жизни. Если политик, только что проголосовавший за непопулярное решение, закрывается папкой от телекамер и микрофонов и говорит, что ничего не станет комментировать – журналист вправе настаивать на ответе, выступая от имени общества. Когда проигравший финал спортсмен отмахивается от журналистов, переживая неудачу, преследовать его дальше с вопросами, «что вы думаете о вашем поражении» - глупо и бесчеловечно, но задать вопрос победителю,

задыхающемуся от радости, окруженному поклонниками и тренерами– уместно

инеобходимо, как бы он не был в этот момент занят.

Влюбой ситуации вынужденное интервью должно быть многократно обосновано настоящей профессиональнойнеобходимостью, только в этом случае оно не нарушит этических норм и будет органично встраиваться в линию вашего материала.

Если интересы личности вступают в противоречие с общественными интересами, журналист должен выступать на стороне общества, не опасаясь последующих неприятностей. Как жесткое и фокусированное интервью подобный способ получения информации связан с риском судебного преследования, получения иска о клевете или защите чести и достоинства. Журналисту необходимо многократно взвесить все обстоятельства, прежде чем идти наперекор желанию человека говорить для прессы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]