Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
195
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

300

журналист существенно повлияет на массовое сознание. Когда многие узнают правду, когда эта правда поможет сделать правильный выбор – общество становится немного иным, меняется, стремится к развитию.

Примеров достойных целей можно привести множество, точно так же, как и результатов их достижения. Все это общеизвестные факты. Мы же, говоря о результативности и социальной активности журналистского текста, стремились еще раз подчеркнуть, что любая достойная и социально позитивная цель может и должна стать основой журналистского произведения. Чем осмысленней цель, которую ставит перед собой

журналист, тем в большей степени он может рассчитывать на ее реализацию и, в конечном итоге, на свой личный профессиональный успех. Следует помнить, что все великие, известные и популярнее журналисты – всегда результативны. В безвестности остаются авторы бесцельных, пассивных и, как правило, никому не нужных произведений.

ДИСКРЕТНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Рассматривая типологические особенности текстов журналистики, следует выделить еще одну их черту, которая является, пожалуй, наиболее интересной и значимой в технологическом отношении, имеет непосредственное отношение к методологии журналистики как профессии. Речь идет о дискретности текста, опубликованного в средствах массовой информации.

Дискретность означает раздробленность, фрагментарность объекта, когда объект не является целостным, неделимым, состоит из различных частей. Дискретна популярная ныне мозаика (puzzle), в которой картина любого размера и сложности составлена из сотен и тысяч мелких деталей, соединенных между собой. Сравнение станет более понятным, если рассматривать в качестве элемента дискретности не отдельно взятые

301

произведения, тексты, а их совокупность. Статьи, заметки, интервью, репортажи и т.д. соединяются в выпуск газеты, сюжеты – в программу. Газета дискретна по определению – она мозаично рисует картину одного или двух дней, одной недели, телепрограмма тоже дискретна, части мозаики – сюжеты, подводки ведущего, заставки и прочие элементы создают целостное единство часа, нескольких часов, дня.

В более общем смысле, газеты одного дня объединяются в новую совокупность единого метатекста (целостной совокупности всех текстов), который составлен из отдельных публикаций, объединенных в выпуски, которые в свою очередь составляют историю одного дня города, региона, страны, мира. Виртуальность подобного метатекста ни в коей мере не уменьшает его единства, его целостности с одной стороны, а с другой, еще лучше иллюстрирует имманентную журналистике дискретность.

Мозаичное, фрагментарное полотно социальной действительности, которое соткано из бесчисленного множества фрагментов – публикаций не имеет аналогов. Литература целостна, произведение писателя, даже являясь составной частью литературы вообще и в более широком понимании – искусства, тем не менее, самостоятельно и, теоретически, может существовать вне зависимости от других произведений. «Ромео и Джульетта», «Война и мир», «Евгений Онегин» - существуют и будут существовать сами по себе, даже будучи вырванными из социальноисторического и литературного контекста, они сами – целостный, динамичный, наполненный жизнью мир. Им не надо заботиться о том, что было до них и что после них будет, им не надо привязываться к злобе сегодняшнего дня, не надо думать о том, писал ли кто-то на эту тему еще. Они – вне вопросов, вполне очевидных для журналиста.

Трудно себе представить журналиста, который действительно бы полагал, что его произведение может занять все газетное пространство, и при этом газета будет восприниматься по-прежнему. Каждый журналист отдает

302

себе отчет в том, что его работа – только часть, более или менее яркая, более или менее талантливая, более или менее информативная, чем другие.

Журналист должен учитывать это обстоятельство, когда пишет и когда собирает материал для статьи. Совершенно очевидно, что великое множество следствий дискретности накладывают отпечаток и на то, что именно и на то, как пишет журналист. Тематика и стиль, формат и объем, жанровая структура и позиция, манера изложения и совокупность подходов издания, в котором будет опубликована работа журналиста – вот только малая часть ограничений и условий, которые ставит перед ним дискретная сущность массовой информации. Профессиональный журналист легко вписывается в любой формат, понимая правила игры, он без труда вмещает свои мысли и факты в необходимый объем, подстраивается под необходимую стилистику, учитывает формат и контекст своего издания. При этом он не испытывает горечи и дискомфорта – по крайней мере в обычных условиях, когда его текст дополнительно обрабатывается редактором, чтобы «вмонтировать» его в выпуск. Более того, он с легкостью понимает, что его произведение выиграет от того, что находится в профессионально подобранном окружении, которое может не только усилить эффективность его материала, но и придать ему новое, более глубокое социальное звучание.

Неопытные журналисты, муза которых еще недостаточно огрубела до ремесла, мучительно переживают, когда их текст безжалостно кромсают редакционные ножницы и требуют вопреки здравому смыслу оставить все как есть, мотивируя свое желание тем что «ЭТО ТАКАЯ ВЕЩЬ!». Опытный редактор, в процессе синхронизации гениальности и рационализма легко находит выход, делая свою работу. Он, стоящий на страже интересов всего выпуска, разумеется, будет руководствоваться именно его приоритетами, отчего выиграют и читатель, и здравый смысл.

Структура, методика журналистского текста всегда подчинены принципу «монтажности» с другими подобными текстами, принципу дискретности. Работа журналиста – за редким исключением (Уотергейт

303

случается не столь часто) – кропотливое и ответственное заполнение мозаичного полотна тщательно подобранными элементами. Но зато, когда картина предстает во всем своем великолепии, когда вест выпуск вышел к аудитории, он может с гордостью говорить – я тоже автор этого полотна. И гордиться, потому что без него – это была бы совсем другая история.

Дискретность, как типологическая характеристика журналистики не несет на себе ни отрицательного, ни положительного оттенка, с ее существованием следует считаться, так как это просто одно из обязательных правил профессионализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует распространенное заблуждение, что писать в журналистике, можно лишь обладая особым талантом, некоторыми особыми способностями, которых, как правило, нет у большинства. Рассуждая таким образом можно продолжить, что особые способности нужны и для писания любовных записок и для писания заявлений. При этом некоторая доля истины здесь сохранится – есть люди, которых трудно превзойти в эпистолярном жанре, как и те, кто мастерски пишет заявления и другие официальные бумаги, создавая истинные шедевры бюрократической переписки. Однако нет такого человека, который, следуя определенным правилам, не мог бы с большей или меньшей степенью успеха написать и то и другое, менее талантливо, быть может, но эффективно. В реа льной жизни происходит именно так. Следовательно, писать можно научиться, зная каких правил, какой структуры и каких принципов необходимо придерживаться. Само понятие «журналистское письмо» содержит в себе несколько вещей, которые следует четко уяснить, прежде чем приниматься за него практически. Текст журналистики:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]