Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shevtsova_T_S_-_Psikhoterapevticheskie_metody_i...doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

4.5.4. Некоторые техники гештальт-терапии

Восприятие "здесь и сейчас".

Обсуждаются переживания прошлого опыта, мечты и размышления о будущем, но акцент делается на их связи с сиюминутными непосредственными ощущениями и переживаниями. Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас. Для этого клиента просят говорить в глаголах настоящего времени вне зависимости от того идет ли речь о незавершенных ситуациях прошлого или о построении планов на перспективу. Разговор в глаголах настоящего времени сопровождается ассоциативным восприятием себя. В описываемых «картинках» клиент не видит себя, он становится непосредственным активным участником событий, переживает вновь те чувства, которые были актуальны в прошлом. В отличие от ассоциативного восприятия диссоциации (клиент находится в позиции наблюдателя, он видит себя со стороны) не дают эффекта «оживления» прежних переживаний, что, в свою очередь, затрудняет завершение «гештальта».

Техника «awareness»

Техника «awareness», или целостное осознавание, заключается в постоянной внимательности к непрерывному потоку физических ощущений, чувств, мыслей, к непрерывной смене «фигур», возникающих на переднем плане интересов человека, на «фоне», образованном множеством переживаемых человеком ситуаций и его личностью - одновременно в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в его воображении и в его поведении. Терапевт постоянно находится в состоянии внутреннего осознавания собственных ощущений и в состоянии внешнего осознавания, внимательно относясь ко всему, что происходит в окружающей его среде и, в особенности, с его клиентом.

Директивность.

На протяжении всего сеанса психолог направляет действия клиента. Дополнительную силу директивам дают обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретации.

Речевые изменения.

Психолог предлагает заменить вопросительные по форме высказывания на утвердительные с сохранением смысла, заложенного в вопрос. Пример: замена вопроса "Я тебе нравлюсь?" на утвердительное по форме предложение "Я не уверен, что нравлюсь тебе". "Ты (он, она, они, оно)-сообщения", адресованные оппоненту изменяют на "Я-утверждения", что способствует усилению личной идентификации и конкретизации, принятию ответственности за свои слова, действия и поступки. «Хотелось бы» предлагают заменить на «хочу», что усиливает определенность потребностей и желаний, жесткий запрет и ограничение «нельзя» - на более мягкий «нежелательно», тем самым открывается доступ к вариативности выбора. Клиенту предлагают говорить в настоящем времени, благодаря чему легче сфокусироваться на проблеме. Предпочтительны вопросы "как…?", "что…?", нежели "почему…?", которые направляют беседу в интеллектуально-философское русло суждений, обо всем, а, следовательно, ни о чем конкретном.

Метод «горячего стула».

Технике «горячего стула» («hot seat») Фриц Перлз отдавал особое предпочтение на своих демонстрационных терапевтических сеансах. С этой целью он оставлял на подиуме, рядом со своим стулом еще один, и желающий «работать» клиент сам выходил и садился на стул, выражая таким образом свою готовность. На пустом стуле, стоящем напротив, клиент мог вообразить сидящим любого человека, с которым ему хотелось бы вступить в коммуникацию. В случае необходимости вместо стульев могут быть подушки, используемые как своего рода «переходные объекты», способные символизировать поочередно людей, части тела и даже абстрактные сущности.

Клиенту предлагают поговорить с воображаемым субъектом конфликта, якобы сидящим в пустом кресле напротив. После реплик клиента психолог предлагает ему пересесть в другое кресло и ответить за своего оппонента. Психолог направляет диалог между клиентом и воображаемым оппонентом, предлагая ему поменять кресло в самые критические моменты разговора. Критическим моментом в данном случае является конгруэнтное выражение чувств, адресованных оппоненту. Часто клиент понимает, что проецирует свои переживания на другого человека. В этом упражнении клиент учится более полно чувствовать, осознавать свои переживания.

Такого рода символическое «проигрывание» чувств, которые люди в повседневной жизни обычно подавляют или, наоборот, слишком быстро облекают в слова, вербализуют, словно стараясь избавиться от них, часто используется в Гештальте. В результате создаются условия, позволяющие клиенту сначала проявить свои чувства, освободиться от них, а затем и ликвидировать «незавершенность» тех «незакрытых ситуаций», которые порождают не соответствующее данному моменту стереотипное невротическое поведение или устаревшие сценарии.

Необходимо также подчеркнуть, что цель любой психотерапевтической интервенции состоит не в преобразовании внешней ситуации, не в изменении внешнего окружения, других людей или хода событий, а в преобразовании внутреннего восприятия (которое в себе организует клиент) происходящих фактов, их взаимосвязей и всех их возможных значений (их многозначности). Таким образом, психотерапевтическая работа нацелена на приобретение клиентом нового личностного опыта, перестройки своей индивидуальной системы восприятия и ментальных репрезентаций (смена «угла зрения»).

Намеренное проигрывание способствует осознаванию через зримое и ощутимое действие, мобилизующее тело и эмоции и, таким образом, позволяющее клиенту прожить ситуацию более интенсивно, воспроизвести ее, поэкспериментировать и исследовать смутные подавленные и даже незнакомые чувства.

Беседа с частью своего "Я".

Разновидность метода пустого кресла, помогает выявить инконгруэнтности. В беседе участвуют конфликтующие части личности. Подобные диалоги дают быстрый прорыв в понимание проблемы.

Техника «монодрамы»

Техника «монодрамы» - вариант психодрамы (практиковавшейся Морено), в котором протагонист сам играет одну за другой все разнообразные роли из возникшей в его памяти ситуации. Так, например, он может сначала изобразить самого себя, а затем свою жену или суровую, отвергающую его мать рядом с той же самой, но уже любящей и открытой матерью.

Монодрама разными способами позволяет исследовать, осознавать и соединять полюса человеческих взаимоотношений. При этом все различия между такого рода «полярностями» не сводятся к искусственной, обманчивой и безжизненной "позолоченной" середине: ведь я могу в одно и то же время ощущать по отношению к другому человеку бешеную агрессию и страстную любовь. Каждое из этих двух чувств требует от клиента их максимального уяснения, а не их «нейтрализации» в бесцветной, относительной любви, или алгебраического суммирования двух бурных и противоречащих друг другу чувств, которые на самом деле скорее взаимодополняют, чем уничтожают друг друга.

Традиционному статическому и ограничивающему равновесию Гештальт предпочитает достижение динамического равновесия.

Техника амплификации

Одно из важнейших направлений работы в Гештальте состоит в преобразовании имплицитного в эксплицитное путем проекции на внешнюю сцену той игры, что происходит на внутренней сцене. В результате, человек получает возможность лучше осознать то, каким образом он действует здесь и теперь, на «границе-контакт» между ним и окружающей его средой.

С этой целью терапевт следит за течением процесса, внимательно, наблюдая за «поверхностными явлениями» и не погружается в темные, неясные глубины бессознательного, которые могут быть исследованы только в искусственном свете интерпретаций.

Так, например, расширение кровеносных сосудов и покраснение лица и шеи является таким же ценным признаком глубинных эмоциональных реакций, как и сжатые челюсти, изменение ритма дыхания, слюноотделения и, конечно же, автоматические микрожесты кистей рук и стоп. Нередко терапевт предлагает клиенту усилить эта бессознательные жесты, рассматривая их как нечто вроде незаметных для пациента «оговорок тела», указывающих на происходящий процесс.

Действия гештальт-терапевта направлены с поверхности в глубину, но это вовсе не означает, что сам он все время остается на поверхности. Опыт показывает, что Гештальт легче, чем другие, главным образом вербальные подходы, достигает глубинных, архаических слоев личности, само формирование которых связано с довербальным периодом развития человека.

"Верхняя собака" и "Нижняя собака".

Авторитарная, требовательная "верхняя собака" использует слова "должен", "обязан", занимает обвинительную позицию. "Нижняя собака" более пассивна, с чувством стыда и вины, она всегда ищет прощения. Диалог между ними помогает клиенту лучше понять себя.

Фиксированное ощущение.

Психолог обращает внимание на чувства клиента. Чувства сигналят о наличии той или иной потребности, об адекватности или неадекватности выбираемых способов их удовлетворения. Чувства «подсказывают» о степени соответствия достигаемого результата ожидаемому, планируемому. Уместно задавать следующие вопросы: «Что ты чувствуешь, когда …(об этом думаешь, это видишь, делаешь, слышишь)?», «Как ты узнаёшь, что именно этот способ уместен?», «Как ты узнаешь, что результат достигнут?» и др.

Работа со снами.

Сны используются для интерпретации текущей ситуации. Элементы сна рассматриваются как части личности клиента. Во сне клиент проецирует свои переживания на элементы сна. Интерпретация снов позволяет объединить разрозненные части личности.

Прямое обращение

В Гештальте избегают говорить о другом человеке (присутствующем или отсутствующем). К нему обращаются напрямую, что позволяет перейти от внутренней рефлексии интеллектуального характера к взаимному эмоциональному контакту.

Иногда участникам терапии предлагается сопоставить свои впечатления с впечатлениями заинтересованных наблюдателей. Такое сравнение выявляет скрытое воздействие проекций, которыми мы бессознательно себя окружаем. «Подобного рода сопоставления позволяют избежать упреков соседу... за свои собственные проекции в его отношении!» (С. Гингер).

«Следование за Фигурой»

К.В. Павлов считает, что эта техника является «основной «техникой» Гештальт-терапии. Он определяет эту «технику» как «качество осознанности Терапевта, базирующееся на знании теории поля и помноженное на Неандертальские ценности»7.

Поле - суть все, что существует, и все, что существует - является частью поля. Причем, не принципиально, существует ли некий объект, или же его можно лишь помыслить. Все равно, с точки зрения теории поля, все объекты включены в единое поле. Часть поля, доступная осознанности Организма, называется феноменологическим полем.

Организмом в Гештальт-подходе называется сложное психофизическое образование, отнюдь не ограничивающееся пространственными границами тела, а распространяющееся и на те психические явления и прочие реалии, которые субъект может обозначить: «Это Я»

Следует отметить, что основные положения Гештальт-подхода были

разработаны в интересах практики по преодолению человеческого страдания, и анализировать смысл теоретических конструктов Гештальт-теории необходимо, принимая данный факт во внимание. Так, определение Организма становится более доступным, если вспомнить, как болезненно порой отзываются в душе неудачи друга или то, как можно расстроиться, услышав нелестную оценку своей любимой музыки.

Организмам свойственно иметь потребности, для удовлетворения которых они вынуждены контактировать с Окружающей средой. Организмическая потребность способствует поляризации феноменологического поля на Фигуру (Гештальт) и Фон. Фигурой (Гештальтом) называется фокус осознанности в каждый конкретный момент времени. Фигуральными могут быть чувства, ощущения, переживания, телесные проявления и прочие субъективные реалии. По мере удовлетворения организмической потребности фигуры чередуются, сменяя одна другую. Так, например, если, будучи голодным, я выделяю из среды вывески кафе, острые запахи и замечаю жующих людей, то, стоит мне пообедать, как в фокус осознанности начинают «прорываться» совершенно иные сигналы, отвечающие запросам очередной «дозревающей» потребности. Известно, что многие Гештальты по ряду причин не находят своего разрешения, и люди обречены переживать затяжные состояния, носящие зачастую болезненный характер, перерастающие в хронические смутные беспокойства, тоскливо-тревожные переживания. При этом связь данных состояний (Фигур или Гештальтов) с Организмической потребностью утрачена и не осознается субъектом. Люди (Организмы) находят и вырабатывают привычные способы адаптации к подобным состояниям, позволяющие как-то существовать, хоть немного снижая остроту переживания неприятных ощущений. В таком-то состоянии и появляется обычный клиент в приемной терапевта.

Согласно теории, Организм решает свои проблемы по удовлетворению потребностей только самостоятельно, в процессе Организмической Саморегуляции (ОС). Для того, чтобы ОС «заработала», необходимо «обратить внимание» Организма (способствовать повышению осознанности) на механизм сбоев, препятствующих удовлетворению потребностей, на то, как именно происходит процесс жизни в данных (подразумевается, неудовлетворительных, болезненных) условиях. Согласно парадоксальной теории изменений А. Бейссера, для этого достаточно оставить человека в Фигуре и поддержать в узнавании привычно избегаемого болезненного состояния. Но встают вопросы: А где Фигура? И какая Фигура — главная? Фигуры клиента терапевт выбирает, вне всяких сомнений, в связи с собственными Фигурами, то есть сугубо субъективно. Нет самой правильной Фигуры, и сессия может протечь по бесчисленному множеству сценариев в зависимости от каждой последующей взаимной интервенции терапевта и клиента. Важно следовать за Фигурами.

К.В. Павлов дает методический комментарий, которого требует техника Следования за Фигурой. «Смысл содержится не в Фигуре. Нет смысла и в Фоне. Смысл возникает во взаимодействии Фигуры и Фона. Организмическая потребность поляризует Феноменологическое Поле на Фигуру и Фон. Фон насыщает Фигуру значением»8. Незначительное изменение Фона влечет принципиальное изменение смысла при неизменной Фигуре. В продолжительных сессиях неизбежно смещение с единожды избранной Фигуры к другим Фигурам, возникающим по ходу работы. Кроме того, может быть вполне адекватной интервенцией работа по насыщению Фона, детализация обстоятельств, на Фоне которых назрела Фигура. Например, если клиент говорит о том, что ему часто снится кошмарный сон про пилота авиалайнера, для терапевта будет совершенно нелишним не просто нафантазировать собственную картинку, а уточнить, как именно это представлено в сознании клиента. Таким образом, К.Павлов сравнивает терапевтическую сессию с непрерывным танцем «Фигура № 1 - Фон - Фигура №2 - Фон - Фигура № 2 = Собственная Фигура терапевта № 1 - и т.д.».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]