Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shevtsova_T_S_-_Psikhoterapevticheskie_metody_i...doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

4.7.7. Процесс формирования жизненного сценария

Происхождение сценария

Зачем мы принимаем эти далеко идущие детские решения о себе, других людях и мире? С какой целью?

Авторы книги “Современный трансактный анализ” Я. Стюарт и В. Джойнс находят две причины формирования сценария:

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

В течение всего времени формирования сценария ребенок постоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности. В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности (4, с. 109).

2. Вторая причина связана с особенностями логики ребенка:

а) в своих умозаключениях он идет от частного к общему: например, предположим, что мать редко реагирует на требования ребенка, при этом ребенок не просто делает вывод о том, что “матери доверять нельзя”, вместо этого он может решить, что “людям нельзя доверять” (4, с. 109).

б) ребенок не делает различия между потребностями и делами: например, ребенок может чувствовать: “Я хочу убить брата, который получает все внимание!”, для него это равнозначно фразе: “Я убил брата”, затем он может заключить: “Так как я убийца, я плохой”, во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за “преступление”, которое он никогда не совершал (4, с. 110).

в) “марсианское мышление” ребенка. Например, вопрос матери: “А не рано ты начал пить виски?” ребенок понимает как утверждение: “Пить виски могут только мужчины, а ты еще ребенок” и мальчик делает вывод: “Когда я захочу проявить себя мужчиной, я смогу пить виски”. Тем самым формируется сценарий алкоголика. В то время как мать, задавая свой вопрос, полагает, что ее слова значат: “Я не хочу, чтобы ты пил виски” (4, с. 114).

“Ребенок, - пишет Э. Берн, - способен к восприятию сценария, потому что его нервная система организована по принципу программированной структуры. Она воспринимает чувственные и социальные стимулы и создает из них устойчивые модели, которые контролируют поведение. Ребенок готов принять сценарий, потому что он нужен ему для структурирования и упорядочивания деятельности. Ребенок не просто хочет сценарий, он его жаждет” (1, с. 401).

Обозначив внутренние (психологические) причины, лежащие в основе возникновения того или иного сценария, следует рассмотреть, что определяет то, каким будет содержание жизненного сценария.

Э. Берн выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на содержание формируемого сценария:

  • Воздействие предков. Психотерапевту необходимо поинтересоваться у пациента: “Известно ли вам, как жили ваши прадедушка и прабабушка?” Если пациенту знакома история семьи, его ответы можно условно разделить на четыре основных типа.

Чувство гордости за предков. В таких ситуациях предок является семейным героем, на которого нужно походить, но превзойти которого невозможно. Например, если пациент отвечает: “Мать рассказывала мне, что наш прадедушка был главным раввином, ха-ха”. Ответ может подразумевать: “Я беден, как главный раввин, вот, что у нас с ним общего”. В таких случаях начальное программирование можно свести к утверждению: “Ты потомок главного раввина, а все раввины едва сводили концы с концами”. Эти эквивалентно утверждению: “Стань таким, как твой известный предок” (1, с.219).

Идеализация. Например, слова удачливого человека: “Моя бабушка была отличной хозяйкой” или “Мой дедушка прожил девяносто лет со всеми зубами и без седых волос” ясно говорят, что он стремится к такому же результату и на этом основан его сценарий (1, с. 220).

Соперничество. “Дедушка был единственным, кто мог не согласиться с моей матерью. Я хочу стать таким же, как он”. Здесь видно его скрытое (неосознанное) создание сценария, основанного на сказке (став своим дедушкой, ребенок приобретает власть над своими родителями) (1, с. 220).

Личный опыт. Настоящие трансакции между детьми и прародителями, которые сильно сказываются на сценарии ребенка (1, с. 220).

  • Возникновение новой жизни. Обстоятельства зачатия человека могут сильно сказаться на его судьбе. Судьба ребенка начинает определяться при вступлении в брак его родителей. Часто молодые люди мечтают о сыне как о наследнике. В такой ситуации сын получает воспитание, которое необходимо наследнику больших денег. Собственно говоря, он получает готовый сценарий. Но если в такой семье первой будет девочка, ее в будущем ожидают проблемы. Другой вариант, когда у супругов долго нет детей, стремление стать родителями может привести их в состояние, известное по многим сказкам, например “Мальчик – с – пальчик” (1, с. 221-222).

  • Сценарий родителей. Как правило, дети в своих семьях повторяют родительские сценарии. Лучше всего это видно на таком простом примере, как количество и порядок рождения детей в семье. Рассмотрим сценарное фамильное дерево. У семьи Ивановых три сына – Саша, Алеша и Вася. Порядок их рождения: 0-4-6. Их отец был первенцем в семье с порядком: 0-4-5. Их мать была первой в семье с последовательностью 0-4-5. Сестры матери тоже имели по трое детей. Таким образом, важно выяснить у родителей пациента: 1)сколько братьев и сестер у каждого из них; 2) скольких детей они хотят; 3) сколько детей, по их мнению, у них будет (1, с. 223-225).

  • Обстоятельства рождения ребенка. По мнению Э. Берна, существуют два родовых сценария: их можно назвать “Истинное происхождение” и “Подорванное здоровье”. Обычный источник сценария “Истинное происхождение” – фантазии приемного или даже родного ребенка о “настоящих” родителях. Данный сценарий приводит, в конце концов, к некоему мифу о рождении героя. Источником сценария “Подорванное здоровье” могут служить слова матери о том, что ее здоровье ухудшилось после появления его на свет. Иногда ребенку сообщают: “Роды так изуродовали ее, что никогда уже она не будет прежней”. Данный сценарий приводит к мифу о рождении злодея, над которым с детства висит грех матереубийства. Фраза “Мать умерла, когда рожала меня” слишком трагична и непереносима. Человек, который ее произносит, нуждается в помощи и участии (1, с.225-226).

  • Имена и фамилии. Имена – полное, уменьшительное, ласкательное, какими одаривают младенца родители, часто отражают желание видеть его в будущем тем или иным. Имена получают сценарный смысл следующими способами:

Преднамеренно. Имена могут нести на себе отпечаток специальности, например Гален (“Наш ребенок станет врачом”) (1, с.227).

По недоразумению. Бывает так, что, выбрав ребенку красивое имя, родители не задумываются о его будущем. Мальчик может получить имя Мармадюк, а девочка – Травиата или Аспазия (1, с.227).

Небрежность. Нежные имена, такие как Сис, Крошка, родители дают не на всю жизнь. Но часто такое имя прилипает к ребенку навсегда (1, с.228).

Вынужденно. Фамилию человек не выбирает, она передается от прародителей к детям (1, с. 228).

Этапы формирования сценария

Когда ребенок рождается - он свободен, но это скоро проходит. Мать программирует основные мысли ребенка в первые два года. Эта программа образует начальный скелет сценария, “первичный протокол”, определяющий кем станет ребенок “молотом” или “наковальней”. В тот момент, когда мать произносит: “Дай, я тебе помогу!” или “Прекрати его уговаривать!”, ребенок уже составил мнение о себе самом и своем окружении, особенно о родителях. Это мнение обычно не меняется всю жизнь. Это мнение можно свести к следующим убеждениям: 1) “У меня все нормально” или “У меня не все нормально”; 2) “У тебя все нормально” или “У тебя не все нормально”. Отталкиваясь от этого, человек принимает некоторые решения, например: “Мир вокруг хорош, и я сделаю его еще лучше” или “Это ужасный мир, и, возможно, я убью кого-нибудь или себя” (1, с.231, 233 и 244).

В это время происходит выбор жизненной позиции из четырех возможных: Я“+” Ты “+”; Я “+” Ты “+”; Я “-” Ты “+”; Я “–” Ты “-”. Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что “любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций” (1, с. 233) Ребенок, который выбрал позицию Я “+” Ты “+”, скорее всего, выберет сценарий победителя.

Следующий этап в ходе сценария (с 2-х до 6 лет) – выбор сюжета с нужным развитием и ответа на вопрос: “Что бывает с такими, как я?” Придет время и ребенок узнает историю о ком-то “таком, как я”. Это может быть сказка матери, история, рассказанная бабушкой, или услышанный на улице рассказ о мальчике. Такая история может превратиться в сценарий, который он будет пытаться осуществить всю жизнь. (1, с. 242)

Но чаще всего жизненный сценарий ребенка программируется родительскими командами. Некоторые важные моменты выясняются очень просто при первой же беседе, когда задается вопрос: “Когда вы были маленьким, что говорили вам родители?” Обычно ответ мало похож на указание, но с помощью “марсианского” мышления можно понять суть ситуации. Например, мать может произнести: “Зайдите взглянуть, какой славный малыш”. Для ребенка это имеет смысл: “Покажи, какой ты славный!” (1, с. 244)

В основе возможности родительского программирования (ребенок воспринимает слова родителей, как истину в последней инстанции и следует им всю свою жизнь) лежит “потребность ребенка в родительской любви, кроме того, ребенок любит своих родителей и хочет сделать им приятное” (1, с 246). Именно поэтому он должен знать, что же от него хотят на самом деле. Из любого родительского указания ребенок пытается получить его властное ядро, марсианскую сущность:

  • Желания родителей воспринимаются ребенком как команда. Ребенок все время хочет сделать все правильно, так, как хотят от него родители.

  • Внешняя родительская забота на проверку оказывается скрытым диктатом. Это утверждение Э. Берн иллюстрирует следующим примером: …Ловкая официантка с подносом, уставленным тарелками в несколько этажей, умело проскальзывает между столиками в полном народа ресторане. Ее ловкость вызывает восхищение начальства и посетителей. Однажды в ресторан приходят ее родители, которые тоже в восторге от ее ловкости. Когда она проходит мимо них со своим подносом, встревоженная мать предупреждает: “Осторожно!” – и … Любой угадает конец этой истории: тарелки оказываются на полу. Проще говоря, предупреждение “осторожно” значит: “Допусти ошибку, чтобы я сказала: Я просила тебя быть осторожнее” (1, с. 247).

Таким образом, жизненный сценарий принимается ребенком на основе сценарных посланий о себе, других людях и жизни, исходящих от родителей. В следующем подразделе рассмотрим природу сценарных посланий и способы их передачи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]