Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shevtsova_T_S_-_Psikhoterapevticheskie_metody_i...doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

4. Обретение автономности

Согласно трансактному анализу, существует единственный путь освобождения от сценария – это обретение автономности. Э. Берн не дает точного определения автономности, кроме того, что автономность “характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности” (1).

Осознание“способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившейся младенец” (4, с. 282). “В процессе развития большинство из нас, - пишут Я. Стюарт и В. Джойнс, - систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, “Вы присутствуете на концерте. Во время игры музыкантов Вы можете внутренне проигрывать такой монолог: Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы…”. Если Вы позволите себе осознать, что происходит, то выключите этот внутренний голос, и будете слушать только музыку и получать от нее наслаждение” (4, с. 282). В другом переводе Э. Берна (Минск, 2002) данное качество звучит, как “присутствие в настоящем”.

Спонтанность (или самопроизвольность)“это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения” (стр. 282), способность самому определять, чьи чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать в данный момент и как именно их выражать. “Самопроизвольность, - пишет Э. Берн, - есть свобода от навязываемых игр и запрограммированных чувств” (1, с. 174).

Интимность (или близость) “открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком” (4, с. 283). При этом отмечают авторы “Современного трансактного анализа”: “Высказываемые чувства должны быть аутентичными или подлинными” (4, с. 283).

Я. Стюарт и В. Джойнс в своей книге “Современный трансактный анализ” предлагают свое определение автономности. Автономность – это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность “здесь и теперь”, а не на сценарные убеждения (4, с. 283).

По мнению авторов, три качества автономности человека, предложенные Эриком Берном, проявляются в следующих способах взаимодействия автономного человека с внешней средой:

  • Человек взаимодействует с другими людьми, как интегрированный Взрослый, что означает “обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния (включение характеристик позитивного Ребенка или позитивного Родителя)” (4)

  • Человек активен, он направлен на эффективное разрешение возникшей проблемы. При этом способ решение проблемы может быть различным - это и выражение аутентичных чувств, и эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи (4).

Таким образом, при обретении автономности человек освобождается от своего сценарного поведения и становится способным выбирать различные способы решения возникшей проблемы, различные стратегии собственного поведения в зависимости от конкретной ситуации.

Я. Стюарт и В. Джойнс называют несколько путей обретения свободы от сценария:

  1. Трагическое событие. Очень сильные потрясения, такие, как война или запрещенная родителями любовь, могут принести с собой быстрое освобождение.

  2. Психотерапия. Этот путь более длителен.

Итак, по мнению авторов, существует только два способа обретения свободы от сценария: внешние жизненные обстоятельства или помощь психотерапевта, самостоятельно же человек может изменить свое сценарное поведение только на противоположное ему, получив при этом псевдосвободу. Самостоятельно вырваться из заданной с детства и принятой на уровне личности программы человеку очень трудно. И если он, стремится перестать действовать согласно чужим (принятым как свои собственные убеждения) сценарным посланиям, то сможет только реализовать свой антисценарий (прямо противоположное поведение), демонстрируя свой негативизм.

Типичным примером этого может служить строптивый подросток или женщина, которая заявляет: “Чего я действительно не хочу, так это походить на свою мать”.

Э. Берн приводит следующий жизненный пример, иллюстрирующий поведение в рамках антисценария: “Разве мы не знаем случаев, когда мать просит сына: “Не пей, а тот пьет еще больше?” Когда она просит: “Мойся ежедневно”, он вообще перестает это делать. Мать требует: “Учись хорошо”, и сын бросает учебу. Выясняется, что, не слушаясь матери, он следует родительской программе так же точно, как если бы выполнял все материнские советы. Если свобода приносит поражение, значит она мнимая. Когда человек только переворачивает перфокарту на обратную сторону, он все равно следует программе” (1, с. 277).

Таким образом, если человек демонстрирует поведение, отличное от сценарного, то это не всегда означает, что он обрел автономность (свободу от сценария), возможно, он так и остался в рамках своего сценария, сумев только переделать направление своих сценарных указаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]