Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shevtsova_T_S_-_Psikhoterapevticheskie_metody_i...doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

4.7.8. Виды сценарных посланий

Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно.

Э. Берн выделяет следующие сценарные вербальные послания, исходящие от родителей:

  • Кто-то из родителей раздраженно кричит ребенку: “Сгинь!” или “Чтоб ты сгинул!” Все это – установки на случай смерти. Аналогично: “Ты будешь таким же, как твой отец” (алкоголик) – вердикт на всю жизнь (1, с. 252).

  • Родители высказывают пожелания негативного характера: “Не трогай меня!” или “Отвяжись”, “Не ной”. Это примеры сценарного предписания, или “запрета”, который устанавливает суровый Родитель (1, с. 253).

  • Ребенка учат, чем заполнить время в ожидании действия. Предписания высказываются в виде моральных заповедей. “Работай, как следует!” можно понимать, как “Хорошо работай всю неделю, а в субботу можешь напиться”; “Береги копейку” можно понимать как “Береги копейку, а потом можешь спустить все за один раз”. Все это примеры антисценарных лозунгов, которые исходят от Родителя-воспитателя (1, с. 253).

  • У детей есть желания, направленные против сценарного аппарата, созданного родителями, например: “Брось!”, “Выкрутись!” (противовес “Трудись на совесть!”), “Потрать все разом!” (противовес “Береги копейку!”) (1, с.253).

Авторы книги “Современный трансактный анализ” выделяют следующие виды сценарных посланий:

  • Невербальные послания. До того, как ребенок начнет говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Малыш тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Если мать нежно прижимает к себе ребенка, то он воспринимает ее послание так: “Я принимаю и люблю тебя!” Если же она не прижимает его крепко к себе, он может прочитать ее послание иначе: “Я отвергаю тебя!” При этом мать может не осознавать, что держит ребенка на расстоянии. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются для него важным компонентом сценарных посланий. Например, ребенок вернулся из школы с новой книгой. Он начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец говорит: “Ты неправильно произносишь слово”. При этом его слова могут сопровождаться самыми различными невербальными сигналами, каждый из которых имеет свое значение для ребенка в терминах возможных сценарных решений. Отец может говорить сердитым голосом, с недовольным выражением лица. Он может даже вырвать книгу из рук ребенка или ударить его. Для ребенка это послание может означать: “Я не хочу, чтобы ты был здесь, и предпочел бы, чтоб ты умер”. Отец мог бы сказать эти слова ровным голосом, не отрываясь от газеты. По невербальным сигналам его сын интерпретирует это послание так: “Ты не представляешь для меня никакого интереса”. В другом случае отец может говорить ровным, спокойным голосом, сидя рядом с ним. Он дает сыну время подумать и еще раз посмотреть на слово. Это послание: “Думать – полезно” (4, с. 135).

  • Приказания. Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): “Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Сгинь! Быстрей! Не капризничай!” и др. Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов (4, с. 136).

  • Оценки. В ситуации оценки ребенку говорят, кем он является: “Ты глупый!”; “Моя маленькая девочка!”; “Ты кончишь в тюрьме!”; “Ты ничего не добьешься!”.

Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют еще два вида сценарных посланий, а именно копирование и травматическое событие и повторение. Однако с нашей точки зрения их более уместно рассматривать в качестве механизмов формирования сценарного поведения (каким образом вербальное послание становится действенным и начинает управлять поведением человека):

  • Копирование. Когда ребенок копирует поведение матери или отца с целью удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребенок воспринимает те невербальные послания от матери (отца, бабушки и др.), которые могут помочь ему добиться того, чего он хочет. И найденный способ (скопированный с образца) закрепляется и становится одним из элементов сценарного поведения (4).

  • Травматическое событие и повторения. Ребенок может принять главное сценарное решение при реагировании на одно единственное событие, если оно является травматическим и воспринимается как особенно угрожающее. Например, маленькую девочку склонил к сожительству ее отец. Она может истолковать этот эпизод как сверхмощное сценарное послание и решить: “Больше я никогда не буду доверять мужчинам”. Однако чаще всего решения принимаются по истечении какого-то времени при реагировании на постоянно повторяющиеся сценарные послания. Например, ребенок тянется к матери, а она отворачивается от него, он тянется вновь, и опять на него не реагируют. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: “Мать не хочет прижимать меня к себе” (4).

На основании прочитанной главы “Сценарные послания” в книге “Современный трансактный анализ” авторы выделяют еще два условия перевода посланий в сценарные решения:

  • Сопровождение вербального послания невербальными сигналами, несущими негативный оттенок. Данный механизм можно обнаружить в приведенном авторами примере: “Выражение “Ты глупый!”, сказанное резко и сопровождающееся шлепком, передает сценарное послание, отличное от того же выражения, произнесенного спокойным голосом, с улыбкой и похлопыванием по плечу” (4, с. 136). Далее мы находим такую фразу Я. Стюарта: “На самом деле приказания передаются ребенку в основном невербально” (4, с. 143).

  • Поглаживания. Те родительские послания (например, приказания) становятся сценарными (закрепляющими определенное поведение за ребенком), исполнение которых ребенком ведет к поглаживаниям. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: “Родители высказывают такие мысли, как: “Ты похож на неудачника дядю Гарри”. В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает” (4, с. 145).

Далее подробно остановимся на одном из видов сценарных посланий, а именно на приказаниях.

Двенадцать приказаний

Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют двенадцать видов родительских приказаний:

Не живи (Сгинь, Умри). Например, вербальные послания отца, обращенные к дочери: “Я убью тебя за это!” или “Чтоб ты сгинула!”. Причиной такого сценарного послания может быть переживание отца (матери) того, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. Совершенно случайно она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: “Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!” Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже самой себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него (4, с. 144).

Не будь самим собой. Это приказание может передаваться ребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: “Не будь мальчиком (девочкой)”. Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика – женским. Девочку будут одевать “под мальчика”, а мальчика – “под девочку” (4, с. 145).

Приказание “Не будь самим собой” может также обозначать: “Не будь самим собой, будь другим ребенком”. Для иллюстрации этого варианта приказания авторы приводят следующий пример: “Мать постоянно сравнивает своего ребенка с другими детьми: “Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде – какой умница! А ведь он на год младше тебя” (4, с. 145).

Это может быть сравнение и с отрицательным образцом (антигероем), тогда родители высказывают такие мысли: “Ты похож на неудачника дядю Гарри”. В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает (4, с. 145).

Не будь ребенком. Это может выражаться в таких вербальных посланиях, как “Ты уже большой, чтобы…” или “Большие мальчики не плачут”. Причина лежит в столкновении интересов, потребностей Ребенка в родителе с его собственным ребенком. При этом конфликт решается в пользу Ребенка в родителе, который заявляет: Здесь есть место только для одного ребенка – и этот ребенок я. Тем не менее я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок.

Не расти (оставайся маленьким). Младший ребенок в семье часто получает приказание: “Не расти”. Для отправления данного послания могут быть несколько оснований: 1) родители не хотят, чтобы дети взрослели, т.к. свою ценность видят в исполнении роли отца или матери. 2) родители, которые сами так и не стали взрослыми, хотят, чтобы ребенок остался их товарищем по играм. 3) страх одиночества (тогда такое послание будет звучать, как “Не покидай меня”).

Не делай успехов. Это приказание передает родитель, который в своем Ребенке ревниво относится к успехам и достижениям своего сына или дочери (4, с. 147).

Не делай (ничего не делай). Собирательное послание “Не делай” означает: “Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать”. Родитель, испытывающий страх того, что ребенок наделает вреда без родительской заботы, может сказать: “Джонни, пойди, посмотри, что делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала”. Если кто-либо во взрослой жизни не знает, что ему нужно предпринять, при этом, постоянно ощущая бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимая, чтобы изменить положение, то он несет это сценарное послание (4, с. 148).

Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие подобные послание, боятся играть ведущую роль. Подчиняясь приказанию Не будь лидером, такие люди могут успешно работать в роли подчиненных, при этом они или не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодных предложений (4, с. 148).

Не принадлежи. Человек, подчиняющийся приказанию “Не принадлежи”, чувствует себя среди людей чужаком, и поэтому его будут считать нелюдимым и замкнутым. Это послание может передаваться родителями, которые постоянно твердят свои детям, что они отличаются от других детей, что они трудные, ленивые и т.д. В другом случае родители могут культивировать это приказание из-за своего неумения общаться (4, с. 149).

Не будь близким. Это может быть запрет на физическую близость или эмоциональную. Ребенок может сам передать себе приказание: “Не будь близким” в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта.

Одним из вариантов “Не будь близким” является послание “Не доверяй”. Подобное послание воспринимается ребенком, родитель которого или неожиданно исчезает или умирает. Не способный понять подлинные причины родительского исчезновения, ребенок может прейти к выводу: “Больше я никогда не буду доверять окружающим людям, даже если буду в них нуждаться” (4, с. 149).

Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Например, ребенку родители уделяют мало времени в силу своей занятости. Когда же ребенок заболевает, мама остается с ним дома, его все жалеют и балуют. В своем проницательном Маленьком профессоре ребенок записывает следующее решение: “Для того чтобы получать внимание, я должна болеть”.

Не думай. Приказание “Не думай” может передаться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыслить. Маленький Джеймс с гордым видом показывает отцу свое творение – первую попытку написать свое имя. Отец презрительно ухмыляется и говорит: “Ну, ты и умник!” (4, с. 150).

Не чувствуй. Такое послание может передаваться родителями, которые сами сдерживают свои чувства. В некоторых семьях существует запрет на любое проявление чувств. Гораздо чаще бывает так, что одни чувства разрешаются, а другие запрещаются (“Не выходи из себя”, “Не испытывай страх”, “Большие мальчики не плачут”, “Будь храбрым, как солдат”) (4, с. 151).

Трансформация приказаний в сценарные решения

С одной стороны, ребенок, получив какое-либо родительское послание, не сможет проигнорировать его и “возьмет” себе (в любом случае послание дойдет до адресата). С другой стороны, родительские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом, какое именно решение будет принято на основе послания, зависит, прежде всего, от самого человека.

Один ребенок воспринимает приказание в том виде, в каком оно ему досталось, другой умело преобразует, смягчая его пагубное влияние. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: Предположим, что маленький мальчик получил от матери приказание “Не живи”. Возможно, он воспримет данное приказание буквально и покончит жизнь самоубийством. Причем самоубийство может быть явным или произойти “случайно”, в результате несчастного случая. Ребенок может принять решение сместить влияние приказания “Не живи”, убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой. Это убеждение может принять и такую форму: “Если я стану сумасшедшим, то мне не надо будет умирать”. Таким образом, сценарная расплата будет заключаться в необходимости сойти с ума” (4, с. 153).

У ребенка также всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Например, маленький мальчик, получивший приказание “Не будь мальчиком, будь девочкой”, может стать человеком, обладающим многими позитивными качествами, которые обычно считаются “женскими” – чувствительностью, привлекательностью, открытостью чувств (4, с. 153).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]