Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все Ответы ССТ Аникин.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
183.96 Кб
Скачать
  1. Идейно-теоретические истоки феноменологической социологии

Еще одним примером дефиниционной парадигмы является феноменологическая социология.

В узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Гуссерля.

В широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций практически действующих, конституирующих себя и себя-в-мире индивидов.

В основе теории лежит европейская школа феноменологической философии. Основателем феноменологической философии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938), главные труды которого появились в конце XIX - начале XX вв.

В основе - европейская школа феноменологической философии. Оба течения появились в конце 60-х годов в США, и в течение 70-х годов этнометодология была чем-то вроде культа.

Основателем феноменологической философии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938), главные труды которого появились в конце XIX - начале XX вв. Определяя цели и задачи своих поздних исследований, Гуссерль исходил из осознания того, что он именовал «кризисом современной науки». Это не был кризис практической научной деятельности, это не был кризис теории в той или иной научной дисциплине или кризис теоретических оснований науки вообще. Кризис современной науки означал для Гуссерля утрату наукой ее жизненного человеческого смысла. Человек превратился в «голый научный факт», лишенный всего своего истинно человеческого содержания.

Задача науки, с точки зрения Э.Гуссерля – изучение жизненного мира человека, который он определяет как само собой разумеющийся предпосылаемый мир смыслового опыта. Этот мир прост, утверждается сам собой и кажется, не требует никакого дальнейшего объяснения. Жизненный мир представляет собой «горизонт» всех его целей, проектов, интересов независимо от временных, пространственных, ценностных и других маштабов последних. Но всякая организующаяся, рефлектирующая деятельность (включая сюда и научную деятельность) ведет к «тематизации», по выражению Гуссерля, того или иного аспекта жизненного мира, к возникновению «закрытых» миров (примером может служить узкий «мир специалиста»), опосредствованных наличной целью и не доступных прямому постижению. Ведь всякая тематизация есть абстрагирование, а жизненный мир самоочевидно доступен лишь как целое.

Философское осмысление жизненного мира является предпосылкой выработки общего представления о системе человеческого знания, включая и знание научное. Индивиды видят мир упорядоченным. Для них социальный мир предстает хорошо организованным и структурированным. Однако люди не осведомлены о том, что именно они его упорядочивают определенным образом. Феноменология же как раз изучает, какими предстают объективные реалии – события, социальные ситуации, действия в сознании индивидов. Сознание всегда представляет собой сознание конкретных жизненных реалий. Необходимость изучения собственно жизненного мира продиктована, как считает Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате научных идеализаций. В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами - миром повседневной жизни и миром, формализованным в результате его научного описания. Причем мир научный обычно воспринимается людьми как “объективный”, а жизненный мир – как “субъективный”. Философ пытался преодолеть это противопоставление “субъективной жизненности” и “объективной научности”. А. Шютц взял у Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми объективного социального мира, а также взаимосвязи научной теории с жизненным миром, видя в этом основу принципиально новой социологической парадигмы, которая помогает глубже понять природу конструируемых людьми социальных феноменов, исходя из относительности как социальной реальности, так и знания о ней. Однако в отличие от Гуссерля, который сосредоточился на исследовании собственно сознания, Шюца интересуют жизненные миры, точнее систематизированные знания о них, выраженные в теоретических моделях, которые можно проверить и эмпирическим путем.

Еще одним теоретическим истоком феноменологической социологии является «понимающая социология» М. Вебера, А именно: его видение социального действия и методологический инструментарий, выраженный в идеальных типах. Однако, по мнению Шюца, Веберу не удалось провести различие между объективным и субъективным значением контекста, что крайне важно для более углубленного понимания социального действия. Что есть смысл? Вебер предполагает его как очевидный. Вместе с тем, смысл является целью социального действия. Согласно мнению Шюца, Вебер разрушает анализ социального мира слишком рано, не вопрошая о том, как все же конституируется смысл. Шюц пытается выяснить, как эти переживания с помощью работы сознания превращаются в опыт, которым мы конституируем действительность. Применив феноменологический метод, Шюц ответил на основополагающий вопрос социологии - как люди распоряжаются действительностью, в которой они совместно живут.

Предложенная Шюцем методология как раз позволяет понять социальное действие с учетом «жизненного опыта» нашего сознания и, соответственно, субъективного восприятия социального контекста, в котором оно происходит.

Идею о внутреннем мире человека как потоке переживаний, отображенных в социальных символах и значениях, разрабатывал В. Дильтей: С его точки зрения, жизненный мир- это ключевая категория, обозначающая мир повседневного знания и деятельности. На его базе формируется сложнейший мир научных абстракций. Шюц проследил эту связь и доказал, что прототип научных понятий кроется в повседневном знании людей. Он открыл множественность миров, из которых состоит вселенная человеческого существования: жизненный мир повседневности, мир науки, мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной болезни и т. д. Высшее место в иерархии миров занимает повседневность, на основе которой формируются все прочие миры. Каждый из этих миров представляет собой совокупность данных опыта, характеризующуюся определенным когнитивным стилем. Когнитивный стиль - неповторимый узор, включающий личное отношение к миру, способы решения проблем существования, формы восприятия и осмысления мира и т.п.

Феноменологическая социология образует, согласно Шюцу, вторую линию развития новейшей истории качественного исследования, наряду с первой линией, идущей от немецкой романтики через Дильтея и Зиммеля до Чикагской школы социологии и вытекающей отсюда теории символического интеракционизма. Мостом между старой дискуссией и новым началом качественного исследования стал, до известной степени, символический интеракционизм.

Если выразить притязания феноменологического метода в одной фразе, то можно сказать: они направлены на исследование повседневного жизненного мира, который люди создали и интерпретируют своими действиями.

Одной из главных черт феноменологического подхода в философии явилось введение понятия «феноменологической редукции» (иногда называемого «выведением за скобки»), смысл которого состоит в имплицитном предположении о том, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания. Конечно, внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через осознание его. Мир, который мы воспринимаем, становится миром внутри нас. Задачей каждого ученого, а тем более социолога, является не столько постижение реального (внешнего) мира, сколько исследование путей и способов, которыми мы структурируем этот мир в нашем сознании. Феноменологическая редукция оказывается инструментом, позволяющим нам сделать это.