Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая и медицинская психология (Д.А. Шкуренко).rtf
Скачиваний:
534
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.37 Mб
Скачать

2. Интеллект

Интеллект — относительно устойчивая структура ум­ственных способностей индивида.

В ряде психологических концепций интеллект отож­дествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индиви­дуального подхода к ситуации, требующего познаватель­ной активности, с когнитивным стилем и т.д.

Интеллект включает в себя: приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интел­лектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект — это умственные спо­собности человека, совокупность всех познавательных про­цессов. В более узком смысле — ум, мышление. В струк­туре интеллекта человека ведущими компонентами явля­ются мышление, память и способность к разумному пове­дению в проблемных ситуациях.

Понятие интеллект и интеллектуальные особенности личности близки к более часто употребляемым понятиям — способности, общие и специальные способности. К об­щим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способ­ностей связано с работами СЛ. Рубинштейна и Б.М. Тепло-ва. Можно сказать, что интеллектуальные особенности лич­ности играют большую роль в общей успешности деятель­ности. Способности рассматриваются как регуляторы дея­тельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные спо­собности и мотивационная структура личности.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категори­

ями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление — это интел­лект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятель­ности, степени соответствия истине) суждений и умо­заключений, являющихся конечными результатами про­цесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Мышление и интеллект исследуются с помощью опро­са, кроме того, могут использоваться специальные таб­лицы, экспериментально-психологические тесты и про­бы. Исследование способности к анализу и синтезу, кри­тике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др. Большое значение имеет ассо­циативный эксперимент. Например, психологические те­сты Вине — Симона и Векслера, Айзенка.

3. Нарушения мышления и интеллекта

Нарушение мышления — нарушение интеллектуаль­ной деятельности, возникающее при различных психи­ческих заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Одну из важнейших черт мышления представляет со­бой понимание. В понимании, как и в других мысли­тельных процессах, используются ассоциации. Когда че­ловек сталкивается с новым для него предметом или яв­лением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фра­зы имеют не один смысл, не одно значение.

У ряда больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — условными знаками типа по­словиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образова­ния, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной не­рвной системы и шизофренией часто недоступен иноска­зательный смысл пословиц, метафор. Это является след­ствием нарушения мышления.

Близки к нарушению оперирования условными знака­ми нарушения в понимании юмора. Неумный или мало­развитый человек часто не понимает шутки, юмора, а

нередко толкует их превратно. У ряда больных, особен­но шизофренией, неспособность понимать юмор, особен­но шутки, бывает особенно выражена. В основе наруше­ния понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

При больших поражениях в области лобных долей мозга отмечается патологическая склонность к «шутли­вости», однако «шутки» этих больных бывают плоски­ми, неуместными. Больной тяжелым соматическим забо­леванием часто бывает неспособен понять и оценить шут­ку, высказанную медицинским работником с целью обо­дрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоя­нием, не располагает к юмору. Поэтому медицинский ра­ботник должен знать, с кем и как нужно шутить.

Основными характеристиками мышления (ассоциатив­ного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность.

В соответствии с этой характеристикой психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного про­цесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных пере­живаний и использованием специфической символики.

Кроме того, может наблюдаться нарушение про­дуктивности мышления, когда речь бессвязна, пред­ставляет набор логически несвязанных слов и предложений.

Нарушение мышления по В.Ф. Матвееву:

I. По темпу

  1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).

  2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в едини­цу времени).

II. По стройности

1. Разорванность (нет связи между мыслями и предло-жениями).

  1. Бессвязность (нет связи между словами).

  2. Инкогеренция (нет связи между слогами).

4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и техже слов или словосочетаний).

  1. Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

  2. Амбитендентность мышления (одновременное воз­никновение взаимоисключающих идей).

III. По целенаправленности

1. Резонерство (бесплодное мудрствование).

2. Обстоятельность («топтание» вокруг несуществен-ных обстоятельств).

3. Персеверация (застревание на одной ассоциации).

  1. Аутистическое мышление (одностороннее, захваты­вающее лишь внутренний мир больного).

  2. Символизм (выводы строятся на основании случай­ных ассоциаций).

IV. По продуктивности

1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо волибольного и воспринимаемые им как болезненные).

2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

  1. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

  2. Неологизмы (возникновение необычных, непонят­ных слов).

Нарушение мышления встречается не только при орга­нических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

Нарушение динамики мыслительной деятельности мо­жет выражаться в лабильности мышления — чередова­ние адекватных и неадекватных решений. Противополож­ное этому нарушение называется инертностью мышле­ния, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.

Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных за­даний обнаруживается группа ошибок, связанная с без­думным манипулированием предметами, а также с без­различным отношением к собственным ошибкам.

Патология суждения включает главным образом на­вязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии

у него определенного страдания. Это сопровождается деп­рессией, угнетающей волевые процессы.

Следует отметить, что иногда именно вследствие нару­шения мышления больные склонны пессимистически оце­нивать свое состояние.

Нарушения интеллекта.

Основными формами нарушения интеллекта являют­ся; олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).

Олигофрения бывает различной степени выраженно­сти. По степени тяжести различают дебилъностъ, имбецилъностъ, идиотию.

Дебилъностъ — легкая степень олигофрении. При дебильности сохраняются некоторые способности к обу­чению в специальных школах. У лиц, страдающих де-бильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстракции снижена. Деби­лы безынициативны и способны только к малоквалифи­цированному физическому труду.

Имбецилъностъ — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они практически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пре­делах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложпой рабо­те под постоянным контролем и наблюдением.

Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психи­ка и речь у этих больных практически полностью отсутству­ют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.

Деменция — приобретенное слабоумие. Оно разделя­ется на глобарное (тотальное, диффузное) и очаговое (ла-кунарное).

При тотальном (полном) слабоумии отмечается не толь­ко грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарная деменция может развиться в резуль­

тате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.

При частичном слабоумии интеллект нарушается час­тично, однако мыслительные процессы замедляются, от­мечается умеренное снижение памяти. Критическое от­ношение больных к своему состоянию сохранено. Лаку-нарное слабоумие отмечается при церебральном атероск­лерозе в предстарческом возрасте, при тяжелых сомати­ческих заболеваниях.

Больные с нарушениями интеллекта доставляют мно­го хлопот при их обслуживании. Они нередко неправиль­но понимают или истолковывают обращенный к ним воп­рос. Неадекватные их высказывания и поступки вызыва­ют раздражение окружающих. Большой выдержки и вы­сокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.