Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая и медицинская психология (Д.А. Шкуренко).rtf
Скачиваний:
534
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.37 Mб
Скачать

Глава 6. Психогении и ятрогении

Многие исследователи в области психологии и меди­цины полагают, что психические конфликты в широком их понимании у человека занимают одно из ведущих мест в ряду причин болезней и особенно нервно-психических.

В связи с данной проблемой, создание атмосферы, ис­ключающей возникновение психотравмирующих обстоя­тельств, свободной от страха и опасений, является осо­бенно необходимым.

В предупреждении психических конфликтов особая роль принадлежит как тем лицам, которые вовлекаются в конфликт, так и тем, деятельность которых определя­ется постоянным общением с людьми. В первую очередь врачам, средним медицинским работникам, воспитателям и педагогам.

Для обычного, повседневного врачебного приема большое, но не одинаковое значение имеет внушае­мость больного. В одних случаях такая повышенная внушаемость способствует закреплению в его созна­нии советов, разъяснений и рекомендаций опытного авторитетного медицинского работника. В других слу­чаях обостренная внушаемость больного, глубокое убеждение его в непререкаемом авторитете врача мо­жет повлечь за собой возникновение болезненного, ре­активного состояния в первую очередь тогда, когда врач нарушает тактику общения с больным. В связи с этим вопрос о профессиональных психогениях и ят-рогениях, — один из важнейших для психопрофилак­тики.

1. Психогении

Психогении — это нарушения, возникающие в организ­ме и в психике под влиянием различных, обычно тяже­лых для личности, психических травм.

В возникновении психогений существенную роль иг­рает определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленного организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напря­жения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.

В клинике психических болезней психогении разделя­ются на две различные по своему составу группы: реак­тивные состояния (психогенные или реактивные психо­зы) и неврозы.

Под влиянием психогенных факторов могут происхо­дить различные нарушения в соматической сфере. На­пример: со стороны желудочно-кишечного тракта это тошнота, рвота, поносы, запоры, утрата аппетита, со стороны органов дыхания это одышка, удушье, кашель. В сердечно-сосудистой системе — психогенное повыше­ние артериального давления, тахикардия, брадикардия, боли в сердце, нарушение ритма сердечной деятельнос­ти, ослабление сердечной деятельности вплоть до кол­лапса с потерей сознания, психогенные обмороки. Не­редки случаи в практике, когда инфаркты и инсульты возникают у людей после тяжелых переживаний и

психических потрясений. В мочеполовой сфере психо­генные нарушения могут проявляться задержкой мочи, иногда ее недержанием. Половая слабость у мужчин и половая холодность у женщин наиболее часто имеют психогенную природу. Известны и другие случаи психо­генных нарушений.

Психогении возникают в связи с одномоментной, ин­тенсивно воздействующей психотравмирующей ситуа­цией.

Психогении могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Взаимосвязь «души» и «тела», иначе психических про­цессов и организма, является основной проблемой филосо­фии и медицины. Впервые эта проблема нашла обоснова­ние в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Пав­ловым экспериментально доказана неразрывная связь меж­ду психическими и соматическими процессами.

Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит ли спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и орга­низма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.

Большинство зарубежных ученых рассматривают пси­хосоматические нарушения с позиций психоанализа и сводят этиологию ряда болезней внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко ис­пользуется введенное Фрейдом понятие «конверсии», оз­начающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезнен­ные нарушения различных органов тела.

Большое число сторонников за рубежом в трактовке психосоматических сдвигов в организме имеет теория Г. Селье о стрессе. По мнению Селье, всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение — стресс. Эта реакция может быть локальной, но может быть и системной. Она тем более выражена, чем более жизненно значимо воз­действующее на организм раздражение. Селье признает значение нервной системы и психики в возникновении

общего адаптационного синдрома, но разрабатывает лишь эндокринно-соматическую сторону проблемы.

Концентрация центрального нервного механизма рас­стройств, вызываемых сильными раздражителями, дана в учении Н.Е. Введенского, И.П. Павлова. Н.Е. Введенс­кий вводит понятие о парабиозе. Чрезмерные по частоте, силе или длительности раздражения изменяют функцио­нальное состояние центральной и периферической нервной системы, причем реакция организма вначале становится извращенной (парадоксальной), а в дальнейшем в фазе торможения вообще внешне не обнаруживается (параби­оз — состояние, близкое к патологическому).

И.П. Павлов и его сотрудники показали, что чрез­мерно сильные раздражители, трудные задачи приводят к нарушению условно-рефлекторной деятельности, к сры­ву. У животных при этом обнаруживаются похудание, одряхление, потеря аппетита, трофические нарушения кожных покровов, изъязвление поверхности внутренних органов. И.П. Павлов считал, что экспериментальные неврозы у животных являются аналогами психогенных заболеваний у людей.

Типичным внутренним заболеванием, в котором осо­бую роль играет психотравмирующий или перенапряга­ющий момент, является язвенная болезнь. Известен не­вроз ожидания, сущность которого заключается в том, что боязливое ожидание того или иного болезненного про­явления вызывает его возникновение. Например, боязнь покраснения вызывает само покраснение, боязнь поло­вой слабости вызывает импотенцию и т.д.

Психическая травма нередко влечет за собой психо­вегетативные и психомоторные нарушения. Эмоция стра­ха нередко сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи, которые имеют фун­кциональный, преходящий характер. Сильное эмоцио­нальное потрясение может повлечь за собой возникнове­ние истерической слепоты.

Нередко под влиянием тяжелых переживаний разви­ваются психогенные состояния с картинами настоящих психических заболеваний. Это психогенная депрессия, психогенный ступор и психогенный параноид. На грани­

це между психозами и нервными расстройствами стоят неврозы, которые также имеют в основе психогению.

Соматогении — это психические нарушения, вызван­ные соматическими заболеваниями.

Они также называются соматогенными. Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов часто являются источником психических нарушений. Напри­мер, может быть состояние тревоги и страха при заболе­ваниях сердца, особенно остро возникающее при присту­пах стенокардии. Инфекционные заболевания сопровож­даются повышенной эмоциональной лабильностью, асте­нией. Ревматизм может привести к тяжелым психичес­ким расстройствам.

В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга.

В возникновении психогений существенную роль иг­рает определенная готовность к психическому срыву, раз­вивающаяся у пациента на фоне ослабленного из-за бо­лезни организма, а также специфические особенности не­рвной системы и личностных черт.

Еще в начале 20-х годов швейцарский психиатр Е. Блей-лер подчеркивал, что разные формы недисциплиниро­ванного медицинского мышления наблюдаются в ходе обследования больного. А также при распознавании ран­них проявлений болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями самочувствия и становится особенно пред­расположенным к вольным, а иногда и ошибочным тол­кованиям своего меняющегося состояния.

Этому способствуют предрассудки, продолжающие бы­товать в сознании многих лиц, предубеждения, с которы­ми пациент идет на прием к врачу, элементы недоверия к возможностям медицины, а иногда и страхи перед пред­стоящей процедурой медицинского освидетельствования, лечением и т.д. Такие пагубные самовлияния больного называют эгогениями.

Е. Блейлер широко использовал термин «ятрогенный» для обозначения соответствующих состояний. Несколь­кими годами позже известный немецкий психиатр Бумке в статье «Врач как причина душевных расстройств» при­вел примеры неблагоприятных последствий влияния врача

на психику больного и закрепил за такими психогенны­ми заболеваниями название ятрогении, т.е. нежелатель­ные изменения психики и расстройства психики, порож­денные врачом.