Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-10-2013_22-55-38 / Психологическая диагностика 2005 3.doc
Скачиваний:
480
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.48 Mб
Скачать

1 Более подробный обзор см.: Фесенко п.П. Что такое психологическое благополу­чие//Семейная психология и семейная терапия.-2005.-№ 2.-с. 116-131.

жизнью. В случае, когда позитивный аффект превышает негативный, человек ощущает себя счастливым и удовлетворенным, и, следова­тельно, имеет высокий уровень психологического благополучия, если же сумма негативных переживаний превышает позитивный аффект, то человек ощущает себя несчастным и неудовлетворенным, что свиде­тельствует в пользу низкого уровня психологического благополучия. Важным выводом, сделанным исследователем, явилось положение о том, что позитивный и негативный аффекты не взаимосвязаны. Имея данные об уровне позитивного аффекта, мы не можем сделать выводы о том, каков уровень негативного аффекта: он может быть как выше, так и ниже или даже быть равным позитивному аффекту. То же прави­ло действует относительно позитивного аффекта.

Взгляды Н. Брэдбурна на природу и строение благополучия лично­сти получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «The affect balance scale» применяется в исследованиях, связан­ных с изучением различных аспектов психологического благополучия.

Важный вклад в проблему понимания феномена психологического благополучия внесли работы Э. Динера [10, 11], который ввел понятие «субъективное благополучие». По сути, содержание этого термина очень близко к толкованию психологического благополучия, предло­женного Н. Брэдбурном. Субъективное благополучие, по мнению Э. Динера, состоит из трех основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции (pleasant affect) и неприятные эмоции (unpleasant affect). Все три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает автор, речь идет о когни­тивной (интеллектуальная оценка удовлетворенности различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хоро­шего настроения) сторонах самопринятия. Э. Динер считает, что боль­шинство людей так или иначе оценивают то, что с ними случается, в терминах «хорошо—плохо», но такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию.

Э. Динер отмечает, что теория субъективного благополучия — та область психологии, которую интересует понимание того, как и поче­му люди оценивают свою жизнь; для исследователей важно научиться отличать не просто различные клинические состояния, но научиться находить различия в уровнях личностного благополучия.

Несмотря на схожесть трактовок структуры психологического благо­получия Н. Брэдбурном и Э. Динером, последний все же не рассматривает

98

Т.Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко

их как прямые аналоги. Он считает, что субъективное благополучие — лишь компонент психологического благополучия, отмечая при этом, что для описания последнего необходимо вводить дополнительные ха­рактеристики. В частности автор ссылается на работы К. Рифф как на удачный пример такого дополнения. Вместе с тем субъективное благо­получие влияет и на состояние психического здоровья, однако вопрос о том, какой уровень субъективного благополучия является для психичес­кого здоровья оптимальным, в настоящий момент остается открытым.

Другим автором, предложившим свою теорию психологического благополучия, стала американская исследовательница, доктор психо­логии К. Рифф [21—23]. Во многом продолжая традиции, заложенные Н. Брэдбурном, она, однако, критически пересматривает его взгляд на психологическое благополучие как баланс между позитивным и нега­тивным аффектами. Выдвигая тезис о том, что гедонистическое реше­ние проблемы психологического благополучия страдает определенной ограниченностью, автор создала собственную теорию, базисом кото­рой послужили основные концепции, так или иначе связанные с поня­тием «психологическое благополучие» и относящиеся к проблеме по­зитивного психологического функционирования (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Нью-гартена, М. Яходы, Д. Биррена). Подобный подход позволил ей обоб­щить и выделить шесть основных компонентов психологического бла­гополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, ав­тономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

К. Рифф считает, что выделенные ею компоненты интегрируют в себе различные структурные элементы различных психологических теорий. Например, такой компонент, как самопринятие, включает в себя не только самоуважение и позитивное самоотношение, описанное у А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и М. Яходы, но и признание своих достоинств и недостатков, включенное в концепцию индивидуации К.Г. Юнга, а также принятие собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса Эго-интеграции [22].

Описанная теория послужила базисом, на основании которого был создан оригинальный метод психотерапии (well-being therapy), a оригинальный опросник «The scales of psychological well-being» (Шкалы психологического благополучия) получил широкое признание и активно применяется в научных исследованиях, связанных с изуче­нием различных сфер психологического благополучия. В настоящий

Психологическое благополучие личности

99

момент достаточно изучены зависимости психологического благопо­лучия от пола, возраста, культурной принадлежности и проч.

Особого внимания заслуживает теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси [20]. Основным положением данной концепции является предположение о том, что личностное благополучие (personal well-being) связано с базовыми психологическими потребностями: по­требностью в автономии, компетентности и связи с другими. Подав-тономией понимается восприятие своего поведения как конгруэнтно­го внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей. Потребность в компетентности — это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нем; она поддерживается такой средой, которая выдвигает перед человеком задачи оптималь­ного уровня сложности и дает ему положительную обратную связь. Под потребностью связи с другими понимается стремление к близости с другими людьми; она развивается, если человек получает тепло и заботу от окружающих [7]. Удовлетворение этих потребностей напря­мую связано с актуальным социальным контекстом: если он способ­ствует их удовлетворению, то это повышает уровень благополучия, в противном случае уровень благополучия снижается. В настоящий мо­мент существуют данные эмпирических исследований, подтверждаю­щие положения теории самодетерминации [7, 16, 18, 19].

Подводя итог краткому обзору наиболее распространенных концепций, касающихся проблемы психологического благополучия, созданных на западе, можно обратиться к классификации, которая была предложена Р. Райаном [20]. Автор подразделяет все подходы к пониманию благополучия на два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям Р. Райн относит все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности, в эту подгруппу можно отнести концепции Д. Кайнемена [15], Н. Брэдбурна [9], Э. Динера [10, 11]. Эвдемонистическое понимание данной проблемы зиждется на том постулате, что личностный рост — главный и самый необхо­димый аспект благополучия, такой подход характерен для взглядов А. Вотермена [25] и К. Рифф [21-23].

Проведенный нами теоретический обзор основных концепций психологического благополучия показал, что за рубежом успели сформироваться определенные научные традиции толкования этого

100

Т.Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко

феномена. Можно проследить существование тенденции к объеди­нению гедонистического и эвдемонического подходов. Несмотря на то, что проблема их соотношения остается открытой для дискуссии, сам факт существования взаимосвязи гедонистической и эвдемони­стической личностной ориентации с проблемой обретения счастья очевидна.

Результаты сопоставления основных теорий психологического благополучия отражены в табл. 1.

Психологическое благополучие личности

101

Таблица 1