Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-10-2013_22-55-38 / Психологическая диагностика 2005 3.doc
Скачиваний:
480
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Сопоставление теоретических подходов к пониманию психологического благополучия

Теория

Эвдемони­стический подход

Гедонисти­ческий подход

Психологическое благополучие (К. Рифф)

Да

Да

Психологическое благополучие (Н. Брэдбурн)

Нет

Да

Субъективное благополучие (Э. Динер)

Нет

Да

Самодетерминационная теория (Р. Райан и Э. Диси)

Да

Да

В России понятие «психологическое благополучие» не получило столь детальной разработки, однако ясно, что тот смысл, который вкладывается в это понятие А. В. Ворониной [3], отличен от тради­ционного западного толкования. Так, исследовательница делает ак­цент не на аспектах удовлетворения жизнью и личностного роста, скорее, психологическое благополучие понимается ею как некое ин­тегрирующее целое, для которого понятия «психическое здоровье» или «психологическое здоровье» выступают как соподчиненные. Та­кой подход резко контрастирует со стремлением западных исследо­вателей отграничить этот термин от ряда других понятий, близких, но тождественных ему.

Таким образом, можно заметить, что теоретический анализ раз­личных концепций психологического благополучия позволяет нам го­ворить о существовании двух противоположных тенденций. Так, первая тенденция связана со стремлением объединить, интегрировать поня­тие «психологическое благополучие» с такими терминами, как «пси­хическое здоровье», «психологическое здоровье», «качество жизни»,

«социальная адаптация» и др. В этом случае авторы стремятся рас­сматривать психологическое благополучие либо как некое интегри­рующее образование, либо, напротив, как один из иерархических уровней некой более общей структуры. Вторая тенденция в изуче­нии психологического благополучия заключается в позиции, кото­рая предполагает обособление понятия «психологическое благопо­лучие» от других терминов, находящихся в близком смысловом поле, но не являющихся тождественными.

Характеризуя переживание человеком психологического благопо­лучия, отметим, что оно также предполагает сравнение с нормой, эта­лоном, идеалом, но эти нормы присутствуют в сознании самого пере­живающего человека. Таким образом, психологическое благополучие — это некий вариант самооценки, самоотношения. Исследователь, кото­рый желает оценить психологическое благополучие, должен учитывать как характер самого переживания, так параметры субъективного этало­на, идеала. С нашей точки зрения можно говорить об актуальном пси­хологическом благополучии как об отражении переживания человеком своего отношения к жизни. При этом также необходимо ввести поня­тие «идеальное психологическое благополучие», которое отражает пред­ставления о том, как оценивает свое бытие человек, вполне удовлетво­ренный своей жизнью, т.е. психологически благополучный. Из этой оценки рождается некоторый внутренний, субъективный эталон — иде­альное представление, которое и выступает глобальным инструментом оценки своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутрен­няя оценка, по всей вероятности, имеет социокультурную специфику, и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усво­ения человеком некоторых существующих в социуме и культуре пред­ставлений, т.е. соотносится с понятиями «социальная норма», «соци­ально-культурный идеал функционирования человека».

Проделанный нами обзор позволяет увидеть, что понятие «пси­хологическое благополучие» делает акцент на субъективной эмоцио­нальной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах самоактуализации и личностного роста. Подобная структура обособляет его от ряда других общепринятых терминов. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни», психологичес­кое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или физических недугов. От концепций по­зитивного психического здоровья представления о психологическом

102

Т.Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко

благополучии отличаются интересом не только к самоактуализацион-ным аспектам, ной к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворенностью самим собой и своим окружением.

Психологическое благополучие как целостное субъективное пе­реживание имеет огромное значение для самого переживающего че­ловека, поскольку связано с базовыми человеческими ценностями, а также с такими обыденными понятиями, как «счастье», «счастливая жизнь» и др. Как мы отмечали выше, согласно Э. Динер, оно не может быть оценено из позиции внешнего наблюдателя, поскольку напря­мую зависит от системы внутренних координат самого носителя дан­ного переживания.

Итак, понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, атакже на аспектах позитивного функционирования личности. С нашей точки зрения, наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактери­зованной выше шестикомпонентной теории психологического благо­получия К. Рифф. Вслед за К. Рифф, мы предполагаем, что каждый из шести компонентов психологического благополучия (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окру­жающей средой, цель в жизни, личностный рост), являясь, по сути, аспектом позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, тем самым определяя уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия каждого отдельного человека.

Анализ теорий и подходов к определению психологического бла­гополучия в отечественной и зарубежной психологии приводит к тому, что в многочисленных его исследованиях обнаруживается опре­деленная теоретическая путаница: не понятно, что исследуется - до­стигнутый ли уровень психологического благополучия, представле­ние ли о том, каков психологически благополучный человек, или же степень направленности личности на различные позитивные аспекты собственного функционирования.

Учитывая, что личность в гуманистической психологии характери­зуется как одновременно и актуальное, и потенциальное, как «откры­тая система», как «проект», как некоторая возможность, которая бывает не всегда реализована [8, с. 24], мы, опираясь на теорию К. Рифф (уходящую своими корнями в различные концепции личности,

Психологическое благополучие личности

103

сформированные в русле гуманистической психологии), предлагаем психологическое благополучие личности понимать как достаточно сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью, от­ражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные ас­пекты жизни личности. Учитывая, что существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он может и хочет быть [8, с. 25], мы выделяем актуальное психологическое благополучие и идеальное психологическое благополучие.

Актуальное психологическое благополучие понимается нами как пе­реживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степеньреализован-ности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности, степень удовлетворенности своим ста­новлением (becoming. - AllportC.W., 1960). В таком случае идеальное психологическое благополучие характеризует потенциальные аспекты функционирования личности, степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования.

Учитывая все вышесказанное, мы вданном исследовании опреде­ляем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компо­нентов позитивного функционирования (личностного роста, само­принятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью.

На наш взгляд, следует предполагать, что структура (соотноше­ние компонентов) актуального и идеального психологического благо­получия могут не совпадать. Идеальное психологическое благополу­чие следует рассматривать как «планку», по отношению к которой может наблюдаться динамика (ситуативная, возрастная и т.д.) степе­ни выраженности каждого из компонентов актуального психологи­ческого благополучия. Более того, выраженность компонентов иде­ального психологического благополучия рассматривается нами как хотя и зависящая от обстоятельств жизни человека, но все же в большей степени свидетельствующая об ответственности человека за свою соб­ственную судьбу, о его стремлении к реализации различных позитив­ных аспектов собственного функционирования как личности. Расхож­дение же между интегральным показателем и степенью выраженности

104

Т.Д- Шевеленкова, П. П. Фесенко

каждого из компонентов актуального и идеального психологического благополучия также может свидетельствовать о том, насколько чело­век считает желательным и возможным реализовать себя в жизни.

В данном исследовании мы также используем понятие «уровень актуального психологического благополучия» — высокое и низкое пси­хологическое благополучие. Низкий уровень актуального психологичес­кого благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). В то же время можно предположить, что каждый из уровней актуального психологического благополучия характеризуется особой конфигураци­ей компонентов (структурой), степенью их выраженности и степенью разрыва между актуальным и идеальным психологическим благопо­лучием.

Методика «Шкалы психологического благополучия», предложен­ная К. Рифф (а также все приведенные выше методики и методические приемы исследования), на наш взгляд, измеряет уровень актуального психологического благополучия, в то время как для измерения идеаль­ного психологического благополучия в настоящее время не разработа­но специальных методик и методических приемов. Мы предлагаем для исследования идеального психологического благополучия использо­вать методику К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» с из­мененной инструкцией: испытуемого просят заполнить опросник от лица человека, вполне удовлетворенного жизнью.