Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Персонал.doc
Скачиваний:
363
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
1.62 Mб
Скачать

3.2. Принципы организации психокоррекционных и реабилитационных мероприятий с сотрудниками уис

Практика и наблюдения показывают, что в современных условиях директивный стиль организации и осуществление воспитательной работы с сотрудниками пенитенциарных учреждений, который строится по принципу «что такое хорошо и что такое плохо», представляется малоубедительным и непродуктивным. Необходимо на профессиональном уровне раскрыть для них содержательный смысл таких понятий, как самоуважение, самодисциплина, самоограничение, самообладание личности. Хорошо известно: кто не умеет повиноваться, тот не способен и повелевать; кто не уважает себя, не уважает и других; кто не способен к самоограничению, тот не понимает смысла свободы и лишен свободы выбора.

В практической работе осознанием самодостоинства и самоуважения питается чувство профессиональной ответственности сотрудника, его стремление к нравственному совершенству и личностному развитию. Формирование и развитие самообладания должно строиться не по стресс-протективным принципам или защитным механизмам, а сознательным волевым усилием личности. Именно молодым сотрудникам на этапе профессиональной адаптации необходимо объяснить, что выбранная ими профессия является не только нормативно-регламентированной деятельностью, а ключевой составляющей и смыслом их жизненного пути.

Как уже отмечалось, в контексте проводимых социальных, экономических, политических и правовых реформ у значительной части сотрудников уже на первичных этапах адаптации к службе отмечаются признаки негативизма, недоверие к силе закона, снижение профессиональной мотивации и т. д.

С одной стороны, сегодня руководителям кадрово-воспитательного звена и специалистам психологической службы достаточно сложно внятно объяснить причины нездоровой (если не сказать уродливой) стратификации в обществе, отсутствие гарантий правовой и социальной защищенности сотрудников УИС и даже несвоевременную выплату скромного по сегодняшним меркам денежного довольствия. С другой стороны, лояльно-снисходительное отношение к таким тенденциям рано или поздно оборачивается атмосферой напряженности в коллективе, ростом конфликтности, меркантилизацией служебной деятельности, вплоть до вступления во внеслужебные связи с представителями криминальной среды.

Следует заметить, что источниками таких настроений нередко являются лица, которые отличаются дефектами в нравственно-этической сфере, низким уровнем интеллектуального развития и профессиональной мотивации.

Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно значительное число сотрудников вынуждены оставить службу по отрицательным мотивам в начальный период своей карьеры. С точки зрения воспитания весьма сомнительно, чтобы у человека за это время (от одного года до трех лет) сформировались устойчивые индивидуально-личностные черты, которые специалисты психологической службы в своих экспертных заключениях описывают как инфантилизм мышления, ограниченный кругозор, низкий уровень мотивации, приспособительный стиль поведения, завышенный уровень притязаний и т. д.

Есть основания полагать, что утрата в системе УИС института наставничества, профессионального сообщества (в хорошем смысле этого слова), включающего традиции, обычаи нормы и правила общения, во многом содействовала разобщению и снижению уровня мотивации сотрудников. Между тем опыт доперестроечного периода показывает, что, развиваясь в позитивном русле, эти процессы интегрируются в общепрофессиональные интересы, зрелое консолидированное самосознание, чувство долга и ответственности личности сотрудника за общее дело. Заметно ниже в тот период времени была и текучесть кадров. Сегодня же, для некоторых из сотрудников, пенитенциарная система стала своеобразным «прикрытием» для реализации или протекционизма коммерческих интересов, которые не всегда стыкуются с законностью.

Другим важным моментом воспитательной работы является ломка социально-психологических стереотипов, выражающихся в предвзято-негативном или же агрессивном отношении к осужденным. Неспособность сопереживать чужой беде нередко является обратной стороной чувства самодовольства, нетерпимости к недостаткам других. Необходимо сказать, что многие из негативных явлений связаны с низкой психологической подготовленностью среднего и рядового начальствующего состава.

Вполне понятно, что низкое материальное обеспечение не создает конкуренции при заполнении вакантных должностей в органы и учреждения УИС, а повсеместный некомплект вынуждает специалистов по профессиональному отбору менее строго оценивать индивидуальные характеристики кандидатов на службу. Тем не менее, это обстоятельство хотя и усложняет, но вместе с тем и актуализирует проблему психолого-воспитательной работы среди личного состава.

Она должна строиться на принципах системности, последовательности, преемственности и дифференцированного подхода к личности. Необходим постоянный контроль (социально-психологический мониторинг) состояния и развития системы взаимоотношений в служебных коллективах, прежде всего для своевременного обнаружения латентных факторов дезорганизующего характера. К ним можно отнести источник межличностных конфликтов, факты «круговой поруки» при укрывательстве противозаконных действий сотрудников, случаи хронической алкоголизации, нарушения служебной дисциплины и др.

Изучение психологии девиантного поведения показывает, что серьезным преступлениям всегда предшествует диспозиция деликтов и асоциальных форм поведения, которые, не находя своевременного осуждения, пресечения или коррекции, имеют тенденцию к регрессивно-поступательной динамике. Нарушения административного права, служебной дисциплины и законности являются звеньями одной цепи, которые могут завершиться поступками, влекущими уголовно-законодательную ответственность [7, 10, 56, 62, 70].

Не следует также забывать, что сотрудникам УИС иногда по служебному долгу (или в нештатной ситуации) приходится впервые применить оружие на поражение. При этом граница между дозволенностью действия и осознанием его общечеловеческой противоестественности психологически может оказаться размытой и привести субъекта в состояние растерянности, чрезмерного психоэмоционального напряжения либо, наоборот, к нездоровой эйфории, чувству вседозволенности.

В первом случае возникает опасность возникновения состояния психической дезадаптации, во втором - профессиональной деформации личности. Эта проблема имеет прямое отношение к качеству служебной и психологической подготовки сотрудников УИС, в процессе которой должны проводиться активные тренинговые занятия, деловые игры и аутогенные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции поведения в экстремальных условиях деятельности.

Проведение психокоррекционных мероприятий с сотрудниками, подверженными стереотипным формам поведения. Участие психолога в решении этой задачи заключается, прежде всего, в изучении негативных факторов служебной деятельности и механизмов их влияния на мотивационно-волевую и нравственную сферу личности, а также оказании помощи конкретным сотрудникам в овладении практическими навыками саморегуляции поведения в различных ситуациях.

Для этого функционально-ролевыми обязанностями специалистов психологической и медицинской служб предусматривается регулярное проведение психодиагностических обследований, сеансов психоэмоциональной разгрузки по купированию негативных состояний, а также мероприятий психопрофилактического и реабилитационного характера с сотрудниками, обнаружившими склонность к различным формам деструктивного поведения.

Психокоррекционная работа должна проводиться с использованием широкого спектра современных методов психологической коррекции, в частности, аутогенной тренировки, коммуникативной, поведенческой терапии и, если это необходимо, семейного консультирования, которое необходимо при нестабильных браках, тяжелых семейно-бытовых условиях, конфликтном характере одного из супругов.

Психопрофилактические мероприятия должны включать этапы работы, связанные с динамическим наблюдением за сотрудниками с определенными индивидуально-личностными особенностями (высокой степенью тревожности, эгоцентричности, неадекватной самооценкой), а также находящимися в кризисных ситуациях, например, впервые применившими оружие на поражение или принимавшими участие в проведении специальных операций.

Различный характер и уровень выраженности социальных и психологических форм дезадаптивного поведения сотрудника указывают на необходимость дифференцированного подхода при проведении психокоррекционных мероприятий. Для преодоления негативных стереотипов наиболее эффективными являются методы личностно ориентированной (реконструктивной) психокоррекции. Основными структурными составляющими выступают:

глубокое и всестороннее изучение личности сотрудника, особенностей его психоэмоциональной сферы, мотивации, структуры и динамики системы взаимоотношений;

определение патогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и закреплению стереотипных форм поведения;

осознание сотрудником причинно-следственной связи между индивидуально-психологическими особенностями его личности и поведением;

оказание добровольной психологической помощи сотруднику в правильном разрешении проблемной ситуации, изменение при необходимости его объективного положения и отношения со стороны окружающих;

коррекция нерационального (неадаптивного) поведения сотрудника и конфликтного стиля общения в микросоциальной среде посредством участия в социально-психологических тренингах различного характера.

Не менее эффективными являются и суггестивные методы психокоррекции. Причем, среди всего многообразия, наиболее перспективными, с точки зрения саморегуляции эмоциональных состояний, представляется использование аутосуггестивных, в частности, аутогенных тренировок и упражнений.

Пенитенциарный опыт показывает, что психокоррекционное самовоздействие является нередко более результативным, чем прямые воздействия. Для практических психологов, использующих данные методики, важно помнить, что в процессе обучения сотрудники проходят через три ступени овладения навыками.

Первая связана с субъективными трудностями, то есть невозможностью сосредоточить мысли в заданном направлении. Вторая – с недостаточностью волевых усилий, главным образом, систематических. И лишь третья ступень является той стадией, когда «самовнушение переходит в самоприказ». На этом этапе сотрудник становится обладателем приемов, позволяющих контролировать отрицательные психоэмоциональные переживания, и выбирать оптимальную стратегию поведения.

Индивидам с высоким индексом тревожности и патохарактерологическими чертами, обусловленными влиянием психотравмирующей ситуации, можно рекомендовать методы, основанные на поведенческой психотерапии. Ведущим в механизме этого метода является десенсибилизация, то есть образование условных связей между объектом тревоги, страха и тормозящим его расслаблением. В настоящее время существует несколько десятков приемов этого метода, поэтому важной задачей психолога является индивидуальный подход к каждому сотруднику.

На базе функционирующих в стенах пенитенциарных учреждений кабинетах психологической разгрузки целесообразно более активно использовать групповые формы коррекционного воздействия. Существующий на сегодняшний день арсенал психотехник позволяет сотрудникам преодолеть чувство изолированности, облегчает сопоставление собственных трудностей с проблемами других и их обсуждение. Групповую динамику и результативность работы психологов определяют:

направленность, цели, ценностные ориентации, нормы и правила поведения сотрудников, а также степень их влияния на систему взаимоотношений в группе;

структура коммуникаций, возникающие в ней проблемы руководства и лидерства, зависимости и соперничества;

сплоченность группы и ее привлекательность для конкретных сотрудников, стремление участвовать в групповой жизни и конструктивно сотрудничать в процессе реализации совместных задач;

групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии;

актуализация эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы и т. д.

Накопленный опыт психологической работы показывает, что наиболее эффективно коррекционные программы осуществляются в так называемых малых группах, численностью от пяти до десяти человек. Результативность их может существенно повыситься, если вышеуказанные методики будут дополняться техниками, связанными с влиянием искусства, в частности, музыкотерапией, включением в индивидуальную и групповую творческую деятельность, а также консультированием сотрудников и членов их семей.

Для оценки успешности проводимых мероприятий желательно опираться на систему показателей отражающих адаптивное поведение сотрудников УИС.

Авторитетные (профессиональные) качества личности. Данное социально-психологическое образование является весьма существенным для любого сотрудника, поскольку неавторитетная личность всегда сталкивается с сопротивлением и недоверием к себе как со стороны коллег по службе, так и осужденных.

Авторитетная личность формируется на основе синтеза индивидуально-психологических свойств: принципиальности, справедливости, требовательности (прежде всего, к самому себе), высокого уровня морально-нравственных качеств, тактичности, требовательности и терпимости к чужим недостаткам, которые должны сочетаться с уважением к другим и чувством собственного достоинства. Иными словами, авторитетность – это профессиональное признание личности, оценка служебным коллективом максимального соответствия субъективных качеств сотрудника объективным требованиям профессиональной деятельности. Следовательно, при диагностике авторитетности сотрудника, наряду с общими требованиями, предъявляемыми к нему как личности, необходимо учитывать и специфические черты, зависящие от его профессиональной направленности и служебного коллектива.

Проведенный экспертный опрос позволяет выделить следующие психологические и профессиональные качества, необходимые для сотрудников и руководителей:

коллегиальность (директивному и либерально-демократическому стилю предпочтение отдавалось реже);

знание правовых норм и требований законодательства;

компетентность;

уравновешенный характер;

организаторские способности;

справедливость и честность;

внимание к проблемам сослуживцев;

значительный стаж и опыт пенитенциарной деятельности (от пяти лет и более).

Коммуникативные качества. Для успешной службы в органах и учреждениях УИС едва ли не ключевое значение имеет правильное определение коммуникативных особенностей сотрудников. Практически значимым является вопрос о влиянии различных коммуникативных качеств на эффективность и результативность управления коллективом. Проведенные эмпирические исследования позволили выявить наиболее важные коммуникативные качества личности сотрудника:

сдержанность;

уравновешенность в общении;

умение владеть собой;

доброжелательность;

отзывчивость, тактичность.

Умение разрешать конфликтные ситуации. Следующим важным качеством сотрудника является способность адекватно и своевременно разрешать различные конфликты. Это связано как с психологическими свойствами личности, так и основами знаний в области конфликтологии.

Последнее обстоятельство имеет существенное значение, поскольку по роду службы сотрудникам пенитенциарных учреждений постоянно приходится иметь дело с представителями криминальной среды. Данные прикладных исследований и собственные наблюдения показывают, что при разрешении острых ситуаций сотрудники занимают одну из двух позиций: либо пассивную, направленную на уход от них, либо активную, со стремлением изменить или направить конфликт в позитивное русло.

Творческие качества. На наш взгляд, это необходимая предпосылка реализации любых психолого-педагогических мероприятий. Например, разрешение тех же конфликтных ситуаций требует дифференцированного подхода, исключающего стереотипы и шаблонность мышления. Поскольку каждый сотрудник проявляет себя в процессе деятельности и стиле поведения, стратегии и тактике подходов в решении проблем, то можно оценить его творческий потенциал. Однако общеобразовательный уровень и положительные служебные характеристики далеко не всегда отражают творческую составляющую его личности.

Морально-волевые и нравственные качества. При их диагностике следует иметь в виду то обстоятельство, что они должны сочетаться с устойчивой эмоционально-волевой сферой личности сотрудника. В противном случае в трудных обстоятельствах эти индивиды могут легко поступиться моральными убеждениями и совершать деструктивные поступки. К тому же безволие при прочих положительных качествах не позволяет такому сотруднику быть последовательным, целеустремленным и решать до конца поставленные задачи.

Вышеприведенные индивидуально-личностные особенности сотрудников и стереотипы мышления сами по себе не являются факторами, обуславливающими деструктивное поведение. Изучение причин, детерминирующих профессиональную и личностную деформацию у сотрудников УИС, позволяет выделить следующие разновидности нарушений: аддиктивные (обусловленные низкой стрессоустойчивостью человека); стереотипы обыденного сознания (связанные с дефектами отдельных социально-психологических свойств личности) и стилевые (являющиеся интегративной характеристикой как приобретенных, так и врожденных качеств).

Характер последних при правильном понимании механизмов трансформации психоэмоционального напряжения в различные формы поведения позволяют оценить уровень адаптивных механизмов саморегуляции личности и осуществлять своевременный прогноз профессиональной деятельности.

Медико-психологические формы предупреждения и реабилитации сотрудников должны быть ориентированы, главным образом, на коррекцию патохарактерологических аномалий личности, нормализацию чрезмерного психоэмоционального напряжения, повышение психофизиологических механизмов саморегуляции и работоспособности, профилактику психосоматических и психических заболеваний.

Арсенал реабилитационных мероприятий включает применение психотерапевтических и медико-психологических технологий. Понятно, что их успешное использование предполагает высокий уровень компетентности в области медицинской психологии и деонтологии, овладение практическими навыками распознавания и коррекции различных форм дезадаптивного поведения. Не менее важной задачей на этом этапе является активное привлечение клинических психологов и психиатров для более компетентной реализации всего комплекса реабилитационных мероприятий с личным составом УИС.