Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М. Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
179
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
6.93 Mб
Скачать

§ 4. Сатисфакция

Сатисфакция представляет собой форму возмещения морального вреда, причиненного международно-противоправным деянием. Такое понимание широко признано в доктрине и практике *(597). В доктрине была выдвинута концепция двух видов сатисфакции - ординарной и чрезвычайной. Первой обозначалось общепринятое понимание сатисфакции. Чрезвычайной сатисфакцией предлагалось считать "выходящие за рамки простого удовлетворения различного рода временные ограничения суверенитета и международно-правовой субъектности государства, совершившего международное преступление" *(598). Столь суровые меры трудно признать мерами морального удовлетворения. Речь идет о самых серьезных санкциях.

Деление сатисфакций на виды можно провести по иному признаку. Для этого целесообразно обратиться к соответствующим положениям Статей об ответственности государств:

Статья 37. Сатисфакция

Как видим, сатисфакция понимается как самостоятельный вид возмещения, который имеет место лишь в том случае, когда ущерб не возмещен ни реституцией, ни компенсацией. В Комментарии подчеркивается "исключительный характер сатисфакции", которая может потребоваться только в тех случаях, когда первые две формы не обеспечивают полного возмещения". Однако практика свидетельствует, что сатисфакция может и сопутствовать как реституции, так и компенсации. Это следует и из п. 2 статьи. Разве признание нарушения не сопутствует реституции и компенсации? Возможны ли они без признания несущим ответственность государством факта нарушения?

В Комментарии обоснованно отмечается, что требующие сатисфакции виды вреда "возникают из самого факта нарушения обязательства, независимо от его материальных последствий для соответствующего государства". Это положение подтверждается и арбитражной практикой. В решении по делу "Рейнбоу Уорриор" говорится: "В практике государств и международных судебных органов издавна принято использовать сатисфакцию как средство защиты или форму возмещения (в широком смысле) применительно к нарушению международного обязательства. Такая практика, в первую очередь, касается случая морального или юридического ущерба..." *(599). Как уже было показано, моральный и юридический ущерб сопровождает любое правонарушение. Но могут иметь место случаи, когда правонарушение причиняет только моральный и юридический ущерб.

Все это дает возможность говорить о двух видах сатисфакции. К первому виду относится сатисфакция как самостоятельная форма возмещения в случае, когда ущерб носит лишь моральный и юридический характер. Сюда же следует отнести и сатисфакцию, которая предоставляется в случаях, когда ущерб не может быть полностью возмещен реституцией или компенсацией. Ко второму виду относится сатисфакция, которая сопутствует любой форме возмещения. Разница между двумя видами в основном заключается в форме. Первый вид сатисфакции имеет ясно выраженную форму. Второй вид подразумевается и не оформляется специальным актом. В основном он находит выражение в признании факта правонарушения совершившим его государством. Статья 37 имеет в виду первый вид сатисфакции. В этой связи следует отметить, что признание правонарушения не требуется в случае урегулирования ex gratio. В этом одна из причин, побуждающих государства прибегать к такой форме урегулирования, поскольку она дает возможность избежать решения вопроса о правонарушении.

Международной практике издавна известно немало случаев, когда возникал вопрос о сатисфакции как форме возмещения ущерба морального и юридического характера. К таким случаям относятся оскорбление государственной символики или должностных лиц государства, нарушение дипломатического иммунитета и т.п. В Комментарии к Статьям к таким случаям отнесены также нарушения суверенитета или территориальной целостности, нападение на морские или воздушные суда, жестокое обращение или преднамеренное нападение на глав государств и правительств. Принять этот перечень безоговорочно нельзя. Достаточно сказать, что нарушение суверенитета или территориальной целостности относится к категории наиболее серьезных правонарушений. Понимать все это следует в том смысле, что имеются в виду случаи, когда ущерб носит лишь моральный и юридический характер.

Однако приводимые в Комментарии примеры нельзя считать полностью соответствующими такому пониманию. В какой-то мере оно может подтверждаться случаем враждебных действий французских истребителей в отношении самолета Л.И.Брежнева над международными водами Средиземного моря в 1961 г. *(600) Но уж никак нельзя считать лишь моральным ущербом потопление багамского судна кубинским самолетом в 1980 г.

Могут ли иметь место случаи, когда нарушение государственного суверенитета не причиняет материального вреда и пострадавшее государство может быть удовлетворено путем сатисфакции? В качестве примера такого случая можно указать инцидент в проливе Корфу. Военно-морские силы Великобритании произвели разминирование в территориальных водах Албании без ее согласия. Международный Суд признал эти действия противоправными и заявил: "Для обеспечения уважения международного права, органом которого он является, Суд должен объявить, что действия британского военного флота представляют собой нарушение албанского суверенитета. Это заявление отвечает просьбе, заявленной Албанией,... и само по себе является надлежащей сатисфакцией" *(601)

Из приведенного заявления следует, что нарушение суверенитета, не причинившее материального ущерба, может быть удовлетворено путем сатисфакции. Заявление также подтверждает, что признание правонарушения представляет собой сатисфакцию *(602).

Формы сатисфакции весьма разнообразны. Помимо признания правонарушения довольно часто приносятся извинения, которые могут иметь устную или письменную форму и исходить от должностных лиц государства. Известно немало случаев, когда извинение признавалось недостаточным. В деле братьев Ла Гранд Международный Суд ООН счел "извинение недостаточным, поскольку оно будет недостаточно и в других делах, когда граждане иностранных государств не ставились в срочном порядке в известность о своих правах согласно пункту 1 статьи 36 Венской конвенции и подвергались длительному задержанию или серьезному наказанию" *(603).

Порою в порядке сатисфакции выдвигается требование проведения расследования обстоятельств инцидента. Примером может служить проведение военно-морским флотом США расследования столкновения американской подводной лодки с японским рыболовным судном, в результате которого судно и экипаж погибли *(604).

Еще одной формой сатисфакции может быть наказание лиц, действия которых привели к международно-противоправному деянию. В этой связи еще раз напомню, что рассматриваемые положения относятся не только к государствам, но и к международным организациям. Так, в связи с убийством в 1948 г. в Палестине находившегося на службе ООН графа Бернадотта было предъявлено требование о наказании виновных в этом преступлении.

Сатисфакция может найти выражение в заверениях и гарантиях неповторения. Она может сопровождаться символическим материальным возмещением морального ущерба. Арбитражное решение по делу "Рейнбоу Уорриор" рекомендовало Франции внести 2 млн. долл. США в фонд, который будет учрежден "для развития тесных и дружественных отношений между гражданами обеих стран" *(605).

Получила распространение практика предоставления сатисфакции в форме констатации противоправного деяния международными судебными органами. При этом должен опять-таки отметить, что делается это в случаях причинения не только морального, но материального вреда. Примером такой сатисфакции в случае нематериального вреда может служить приведенное выше заявление Международного Суда в деле о проливе Корфу. Другой пример - решение арбитража по делу о "Рейнбоу Уорриор". Такое заявление может быть единственной формой возмещения или предварять решение о любой иной форме возмещения.

В п. 2 ст. 37 перечислен ряд форм сатисфакции. Это перечисление является лишь примерным. Количество известных форм сатисфакции значительно больше. Выбор формы зависит от конкретных обстоятельств.

Пункт 3 устанавливает определенные ограничения на обязанность предоставить сатисфакцию. Практике, особенно прошлого, известно немало случаев, когда под предлогом "сатисфакции" выдвигались чрезмерные требования. Примерами могут служить совместная нота государств, участвовавших в подавлении восстания боксеров, представленная правительству Китая в 1900 г., и требования Конференции послов, предъявленное Греции в деле "Теллини" в 1923 г. *(606).

Установленные п. 3 ограничения определяются двумя критериями. Во-первых, сатисфакция должна быть пропорциональна причиненному вреду. Во-вторых, она не должна носить унизительный характер для несущего ответственность государства. При всех условиях сатисфакция не может носить карательный характер и, в частности, предусматривать штрафные санкции. Значение этого момента подчеркивалось государствами как при обсуждении проекта ст. 37 в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН, так и в письменных замечаниях государств. Так, в замечаниях США говорилось, что сатисфакция за моральный ущерб не включает в себя "убытки, присуждаемые в порядке наказания".

В целом проект статьи был одобрен государствами. Подчеркивалось значение сатисфакции в разрешении споров, поскольку во многих международных спорах большое значение имеет нематериальный ущерб. Сатисфакция должна рассматриваться как отдельная форма возмещения. Было высказано и иное мнение, согласно которому требование сатисфакции является устаревшим.

Говорилось о том, что сатисфакцию следует связать с моральным ущербом. В случае нематериального ущерба сатисфакция может служить дополнительной формой возмещения, сопровождающей реституцию или компенсацию. Прозвучало и заявление о том, что введение компенсации за моральный ущерб означает изменение международного права, не является обоснованным или практичным.

Относительно п. 2 предлагалось расширить примерный перечень, включив в него такие меры, как дисциплинарные или уголовные меры. С другой стороны, ряд делегаций решительно выступили против включения такой меры, как наказание индивидов. Пункт 3 получил полную поддержку как призванный не допускать излишних требований в отношении сатисфакции.

Соседние файлы в предмете Правоведение