Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М. Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
179
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
6.93 Mб
Скачать

§ 3. Классическое международное право a) Зарождение (XVI-XVIII вв.)

С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Образовались крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к новым условиям. Оно рассматривалось как "писаный разум", как право, присущее любому цивилизованному государству. Утверждение внутреннего правопорядка имело большое значение для появления идеи международного права. Возникла мысль использовать право для ограничения произвола в отношениях между государствами.

После ослабления Священной Римской империи германской нации и верховной власти папы осуществлявшееся ими регулирование отношений между государствами Западной Европы утрачивает былое значение. Создается вакуум нормативного регулирования. Но этого оказалось недостаточно для появления идеи международного права. Она была вызвана к жизни общей атмосферой растущего хаоса и страданий от непрерывных войн, последовавших после падения Римской империи. К.Ван Волленховен пишет, что к концу XVI в. сложились "адские условия жизни".

Взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) побудило правителей заключить Вестфальский мир *(77). Мирный договор, состоявший из договоров - Оснабрюкского и Мюнстерского, закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. Договор заслуживает особого внимания, не случайно многие авторы ведут от него историю не только международного права, но и современной системы международных отношений. В мировой литературе точка зрения, согласно которой международное право возникло в конце средних веков, является, пожалуй, доминирующей *(78).

Оформившие Вестфальский мир договоры заключены по всей форме. Специальная статья посвящена "правовому действию мира" (ст. XVII Оснабрюкского договора). Предусмотрена ратификация и обмен ратификационными грамотами. Мирный договор квалифицируется как "конституционный закон Священной Римской империи", подлежащий утверждению рейхстагом. Иными словами, договор рассматривается как имперский закон, и его реализация обеспечивалась при помощи внутреннего права. Им же решались вопросы и ответственности государств. О международном праве в договоре речь не шла.

В договоре немало статей посвящено реституции, которую сегодня связывают с международной ответственностью. Однако анализ соответствующих статей дает основания для вывода, что речь не шла об ответственности за международное правонарушение. Было согласовано решение о восстановлении положения, существовавшего до войны. Существует мнение, согласно которому со времен Вестфальского мира принцип ответственности оставляет туманное поле морали и вступает на почву, подготовленную для него международно-правовой практикой *(79). Думается, однако, что подобное мнение не совсем отвечает действительности.

Вестфальский мир свидетельствовал о появлении в политическом сознании идеи использования права для ограничения произвола во взаимоотношениях государств. Но поскольку представление о международном праве отсутствовало, то в этих целях было использовано нечто среднее между внутренним и международным правом - "конституционный закон Священной Римской империи". Эта особенность характерна и для трудов первых юристов-международников, в которых в значительной мере излагались нормы внутреннего права без четкого разграничения с нормами, призванными регулировать межгосударственные отношения. Юристы не проводили четкого различия между внутренним и международным правом ни по сфере действия, ни по нормативному материалу. Лишь в дальнейшем начинают доказывать, что даже естественное право не может применяться к суверенным государствам без учета их природы.

Подчеркиваю эти моменты с тем, чтобы показать, с каким трудом прокладывала себе путь сама идея международного права. Лишь под настоятельным требованием жизни возникла мысль перенести позитивный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Эта мысль явно просматривается в трудах Ж.-Ж.Руссо и Дж.Локка. При этом следует учитывать, что, как пишет В.С.Нерсесянц, "в общеисторическом плане первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие позиции, было юридическое мировоззрение - классическое мировоззрение буржуазии" *(80).

Как и внутри государств, в международных отношениях нормы формировались с использованием римского права. Межгосударственные отношения регулировались по аналогии с отношениями частных лиц. Субъектом международных правовых отношений был монарх. Международно-правовые концепции еще долгое время носили преимущественно цивилистический характер. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, в основе международного права - равноправие государств.

Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде "О праве войны и мира" (1625 г.) он впервые обосновал существование "права, которое определяет отношения между народами или их правителями". В практике государств ему не удалось найти доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что "известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их" *(81). Те же причины определили доминирование естественно-правового направления в доктрине международного права в XVII и XVIII вв.

Труды юристов сыграли, пожалуй, главную роль в зарождении международно-правового сознания. Что же касается практики государств того времени, то положение было иным *(82). Она долгое время не воспринимала идею международного права, хотя юридическая аргументация использовалась дипломатией. Показательна в этом плане книга П.П.Шафирова, вице-канцлера при Петре I. Книга посвящена обоснованию "законных причин" для войны против Швеции и содержит ссылки на "право натуральное". Сам Петр I считал, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова, т.е. в силу морали.

Нормы аристократической морали продолжали оставаться важным регулятором межгосударственных отношений, которые рассматривались как межличностные связи суверенов. Характер политической морали того времени описан итальянским политическим деятелем и историком Н.Макиавелли (1469-1527 гг.) в его труде "Государь" (1513 г.). Превыше всего, по Макиавелли, стоит "государственный интерес", во имя которого допустимо использовать любые средства. Не могу в этой связи не заметить, что и сегодня государства продолжают выдвигать на первый план свои национальные интересы, не отдавая себе отчета в том, что в условиях глобализации обеспечить национальные интересы можно лишь совместными усилиями во взаимосвязи с общими интересами. Макиавелли утверждал, что великие дела творили как раз те государи, которые мало считались с обещаниями, умели обманывать. Они одолевали тех, кто полагался на честность. Дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства *(83).

Все это стояло на пути утверждения международного права. Тем не менее, развитие международных отношений требовало своего. Возникают все новые обычаи, за которыми в большей или меньшей мере признается правовой характер. В частности, закрепляется правовой статус дипломатов. Формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Под тем же влиянием улучшалось правовое положение иностранцев. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря.

Что же касается военных обычаев, то они, пожалуй, стали еще более жестокими. Наемные армии содержались в значительной мере за счет грабежа. Населенные пункты рассматривались как добыча и подвергались разграблению. Военнопленных считали преступниками; даже собственных раненых оставляли без помощи.

Сказанное ранее дает основания для вывода, что классическое международное право начало складываться в XVI-XVII вв. Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юридическая аргументация использовалась дипломатией. Однако в целом процесс становления международного права протекал трудно. Признание правового характера международных норм на словах не привело к уважению их на деле. Свидетельством тому могут служить и труды таких авторитетов, как И.Кант и В.Ф.Малиновский, написанные на рубеже XVIII и XIX вв. Из них видно, что к этому времени идея международного права обрела признание. Однако состояние войны было постоянным. Международному праву отказывают во всяком уважении. "Удивительно, - писал И.Кант, - что слово "право" не изгнано еще полностью из военной политики" *(84).

Все это не могло не сказываться на формировании механизма действия международного права, элементом которого является ответственность. Признанные нормы международного права осуществлялись при помощи морально-политического механизма. На этом основании государства нередко применяли репрессалии в случае нарушения норм международного права. Обязанность возместить причиненный ущерб, как и в прошлом, иногда находила отражение в международных договорах и в решениях арбитражей *(85).

В фундаментальном исследовании международной ответственности К.Иглтон утверждал, что чувство ответственности не находит адекватного выражения до времен Гроция *(86). Однако если обратиться к труду Г.Гроция, то окажется, что идея обязательности норм международного права действительно пронизывает его труд. Но при этом ответственность государства не находит в нем ощутимого отражения. Книга вторая содержит гл. XVII "Об ущербе, причиненном правонарушением, и возникающем отсюда обязательстве". Устанавливается общий принцип, согласно которому в результате виновного правонарушения "возникает естественное обязательство при наличии ущерба, а именно - обязательство возместить его" *(87). Однако в дальнейшем речь идет об ответственности лишь физических лиц. Относительно же ответственности государства автор ограничился утверждением того, что государство "не отвечает за поступки отдельных граждан, когда нет его собственного деяния или упущения" *(88). Последнее положение представляло собой новеллу. В средние века государство рассматривалось как несущее ответственность за действия любого лица, находящегося под его юрисдикцией.

Соседние файлы в предмете Правоведение