Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Социология молодежи Бабинцев.doc
Скачиваний:
400
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %

По данным того же исследования, в социально-профессиональной структуре российской молодежи преобладают специалисты с высшим образованием и рабочие средней квалификации. Причем, по ряду позиций наблюдается значительное сходство со старшими возрастными когортами (рис. 2)1.

Рисунок 2.

Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %

Итак, для современной российской молодежи характерно стремление реализовать себя в профессиональной сфере. Оно в основе своей определяет экономическое поведение молодых людей. Однако материальный фактор и карьерные соображения чаще всего являются решающими как в выборе профессии, так и в процессе профессионального трудоустройства. Для большинства молодых людей типична стратегия прагматического поведения в экономической сфере.

3. Проблема молодежной безработицы.

Молодежная безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором экономически активная часть населения в возрасте от 16 (по законодательству РФ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет) до 29 лет включительно не находит работу и становится «излишним населением». Согласно определению Международной организации труда (МОТ), применительно к молодежи, безработным считает молодой человек, который на данный момент времени не имеет работы, ищет ее и готов приступить к ней и который официально зарегистрирован на бирже труда1.

Исследователи выделяют несколько форм безработицы, при этом в основе деления лежат причины, обусловливающие данное явление:

- добровольная (фрикционная) безработица – она обусловлена уходом молодого человека с престижного места работы по собственному желанию;

- вынужденная безработица, обусловленная ликвидацией рабочего места или увольнением по инициативе администрации. Вынужденными безработными являются и те молодые люди, которые не смогли трудоустроиться после окончания учебного заведения. Этот вид безработицы обычно определяют как циклический, поскольку он чаще всего распространяется в период спада производства. «Жертвами» вынужденной безработицы обычно становятся молодые люди с низким уровнем профессиональной квалификации. Но высокий уровень корпоративизма российской экономики ведет к тому, что вынужденными безработными довольно часто являются молодые люди, которые профессионально пригодны для выполняемой работы, но не имеют необходимых связей;

- скрытая безработица – она выражается в неполном использовании возможностей, способностей и квалификации молодых работников. Она типична для отраслей, в которых низок уровень конкуренции, а потому не проводится технологическая модернизация, обычно предъявляющая высокие требования к работникам;

- структурная безработица, которая возникает как следствие диспропорций спроса и предложения рабочей силы с учетом ее профессионально-квалификационных качеств. Этот вид безработицы довольно часто является следствием перепроизводства отдельных специалистов в результате недостаточно продуманного регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Структурная безработица в настоящее время чаще всего угрожает молодым людям, получившим образование по невостребованным специальностям. К их числу сегодня относятся профессии экономистов, юристов, в некоторых случаях - менеджеров;

- технологическая безработица становится реальностью в результате усложнения производства, сокращения рабочих мест, требующих низкой квалификации работников. Данный вид безработицы касается в первую очередь тех молодых людей, которые не получили качественного образования, либо не повышают уровень своей квалификации.

Особой проблемой в данной связи является проблема неформальной занятости, которая тесно сопряжена с проблемой безработицы. Неформальная занятость представляет собой занятость без официального письменного оформления трудовых отношений. Вступившие в неформальные трудовые отношения молодые люди оказываются наиболее реальными кандидатами в безработные. Согласно данным ИСПИ, в неформальную занятость вовлечены около 20% занятой молодежи и около половины молодых людей на рынке вторичной занятости1.

Проблема безработицы является не только экономической проблемой. И страх перед безработицей не сводится к страху потери средств к существованию. Безработные часто психологически подавлены и представляют опасность для общества. Высокий уровень молодежной безработицы является ведущим структурным фактором делинквентного и криминального поведения. Различные исследования, посвященные проблеме безработицы, выделяют несколько фаз самоощущения безработных. На первой фазе человек, лишившийся работы, находится в состоянии оцепенения, шока, неспособности планировать свое будущее. Эта фаза длится не более недели.

Вторая фаза характеризуется отрицательным отношением к потерянной работе и оптимизмом. Потеря работы рассматривается как освобождение от бремени, сам статус безработного воспринимается как временное явление, строятся планы на будущее. Эта фаза тянется несколько недель.

На третьей фазе усиливается беспокойство. У человека кончаются деньги, не возникают больше планы по обустройству домашнего хозяйства. Предыдущая работа на этой фазе идеализируется, постепенно устанавливается новая идентичность – идентичность безработного. В этот период, который может длиться месяцы, наиболее активно ищется работа.

Четвертая фаза – фаза институционализированной безработицы – характеризуется соответствующей идентичностью, смирением и приспособлением к новой ситуации. Повышаются беспокойство и депрессия, у безработного и его семьи резко снижается уровень жизни и уровень ожиданий. Поиск работы становится нерегулярным, без всякой надежды на ее получение. Основным времяпрепровождением безработного становится сон – все дни проходят, как в летаргии. Наблюдается явный уход из системы социальных связей, телевизор становится основным каналом связи с внешним миром.

Продолжительный период жизни без работы снижает конкурентоспособность индивида, он имеет гораздо меньше шансов вновь получить работу.

По мнению М.Х. Бреннера, рост безработицы влечет увеличение количества социальных патологий. В частности, рост безработицы на 1% в течение 3 лет и сохранение ее на протяжении 6-летнего периода приводит к увеличению общей смертности на 2%, числа самоубийств на 4,1%, количества убийств на 5,7%, увеличения количества заключенных на 4%, увеличения количества психических заболеваний - на 4%1.

Как показывают исследования, безработные страдают, во-первых, от депрессии, пониженного эмоционального тонуса, чувства беспомощности и пониженной самооценки, во-вторых, от психосоматических расстройств, в-третьих, от пониженной работоспособности и общего недомогания, в-четвертых, чаще всего безработные отличаются повышенным потреблением алкоголя и курением, в-пятых, в некоторых семьях безработных наблюдается ухудшение здоровья детей1.

В странах Запада молодежная безработица в той или иной степени является привычным делом. С середины 1990-х до начала 2000-х гг. отмечен рост молодежной безработицы примерно на четверть (с 16,3% до 21,5%). Безработица вынуждает двоих из троих молодых европейцев откладывать создание семьи, а 45% молодых людей – обращаться за финансовой помощью к родителям. В данных условиях проблема молодежной безработицы оценивается молодежью как более значимая задача (75,7%), чем охрана окружающей среды (60,2%) и развитие передовых технологий (54,4%). Но при этом не более 1,1% всех респондентов в странах ЕС рассматривают перспективу включения в теневую экономику как возможную для себя. В России к возможности делать бизнес даже в обход закона одобрительно относятся 24,6% молодых людей2.

По данным Международной организации труда, в 2003 г. молодежь в возрасте 15-24 года составляла около 25% мирового населения в возрасте 15-64 года, но при этом в общей численности безработных доля молодежи равнялась 47%3.

В России резкий рост молодежной безработицы в 1990-е гг., продолжившийся и в 2000-х гг., повлек гораздо более шоковые последствия для общества, связанные с тем, что в 1980-е гг. проблемы безработицы в советском обществе вообще не стояло. Тем более – для трудоустройства молодых специалистов, окончивших вузы и сузы, функционировал институт распределения. По экспертным оценкам, в 2002-2005 гг. до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не смогли трудоустроиться по полученной специальности.

К специфике молодежной безработицы относится то, что маргинализация и криминализация молодых безработных происходит гораздо быстрее. Это связано с тем, что значительная часть молодых безработных не имеет опыта профессиональной деятельности, либо имеет незначительный опыт. Таким образом, безработная молодежь, особенно в 15-19-летнем возрасте, избавлена от необходимости менять образ жизни, у нее нет устоявшейся трудовой этики, она быстрее привыкает к жизни вне работы4.

В составе безработных в России удельный вес молодежи составляет 41,3%, при том, что в составе экономически активного населения ее доля – 24,7%1. В Москве – доля молодежи в составе безработных – 19,4%2. Доля молодежи в составе безработных в Белгородской области в настоящее время является непропорционально высокой – 37%, хотя и несколько ниже среднероссийского уровня. Динамика с 2001 г. показывает отсутствие явных тенденций к снижению доли безработной молодежи: 2001 – 49,3%, 2002 - 40,4%, 2003 – 32,4%, 2004 – 37,3%, 2005 – 39,6%, 2006 – 39,4%. Причем, наиболее уязвимой является молодежь 20-24 лет, то есть те, кто закончил высшие и средние учебные заведения. Их доля в составе безработных составляет 20,9%, тогда как доля в составе экономически активного населения – 16,59%3.

Анализ данных о молодежной безработице в России также показывает, что ее уровень увеличивается в возрастной группе 20-24 года4.

Уровень занятости молодежи и, соответственно, уровень молодежной безработицы в России существенно варьируют по регионам. Точно так же варьирует и доля учащейся молодежи. В возрастной группе 18–19 лет доля занятых варьируется от 51% (Чукотский автономный округ) до 3% (республика Ингушетия), доля учащихся – от 17% (Республика Ингушетия) до 92% (г. Москва). В возрастной группе 20-24 года доля занятых варьируется от 74% (Чукотский автономный округ) до 15% (Республика Ингушетия), доля учащихся – от 11% (Чукотский автономный округ) до 62% (г. Москва). В возрастной группе 18-19 лет (табл. 3.9) среди регионов с наибольшей долей занятых три региона одновременно входят в группу с наименьшей долей учащихся (Чукотский автономный округ, Мурманская область и Читинская область). Среди регионов с наименьшей долей занятых только один входит в группу регионов с наивысшей долей учащихся (Воронежская область). При этом три региона с наименьшей долей занятых одновременно входят в группу регионом с наименьшей долей учащихся (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Ингушетия). Причем, российские показатели доли занятых в молодежных возрастах лишь немного уступают медианным показателям для стран Организации экономического сотрудничества и развития. В то же время по доле учащихся Россия заметно уступает медианным показателям для стран ОЭСР 5.

Согласно российскому законодательству решение о признании молодого человека безработным принимает центр занятости населения. Для молодых людей, которые впервые ищут работу, оно осуществляется по месту их жительства при предъявлении паспорта и документа о полученном образовании. Для всех остальных – при предъявлении паспорта и трудовой книжки, или заменяющих их документов. Граждане, не достигшие возраста 16 лет безработными не могут быть признаны.

Итак, безработица относятся к числу наиболее острых социальных проблем молодежи. Она имеет для молодых людей как экономические, так и социально-психологические последствия, существенно затрудняя социализацию молодого поколения.