Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК.doc
Скачиваний:
224
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Глава 21. Правовая культура: понятие, структуры, функции

21.1. Понятие правовой культуры

Под правовой культурой в отечественной литературе понимается:

– совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– качественное состояние правовой жизни общества (Л.А. Морозова);

– совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечивать законность (П.П. Баранов, А.П. Окусов);

– совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества (Н.Н. Вопленко).

Анализ указанных и некоторых иных определений понятия «правовая культура», теоретических и эмпирических источников по данному аспекту проблемы позволил нам выделить основные признаки, присущие данному явлению.

1. Правовая культура представляет собой часть (сторону) общечеловеческой культуры, тесным образом связанную и взаимодействующую с экономической и политической, нравственной и другими типами культур.

2. Правовая культура – это совокупность всех юридических ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, их коллективов и общества в целом. Понятие ценности выражает, таким образом, сущностную ее сторону.

Американский антрополог А. Кребер, на наш взгляд, сформулировал очень важное понятие «культурного образца», как специфического исключительного продукта жизнедеятельности людей32. Оно применимо и при анализе правовой культуры. Совокупность ценностных для людей и гражданского общества «правовых образцов» и составляет ядро правовой культуры.

3. Подавляющее большинство отечественных авторов (Н.Л. Гранат, А.А. Молчанов, О.И. Цыбулевкая и др.) полагают, что правовая культура представляет собой разновидность духовной культуры. Это положение заимствовано из философской, социологической, психологической литературы и культурологии, где оно является аксиоматичным.

На наш взгляд, правовая культура представляет собой единство материальных и духовных, идеальных и овеществленных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надындивидуальных ее сторон.

4. Правовая культура – это объективно-субъективный феномен. Ее творцами, носителями, агентами выступают отдельные люди и их общности, обладающие определенным уровнем правового мышления (характеризуется единством осознанных и неосознанных элементов), который выражается во внешне наблюдаемой системе действий, объективированных результатах и юридическом опыте.

5. Правовая культура занимает особое место в правовой системе общества. В рамках структурно-функционального анализа Т. Парсонс и Р.К. Мертон использовали понятие культуры для обозначения системы ценностей как органической части социальной системы, определяющей степень стабильности, равновесия, устойчивости, упорядоченности и управляемости общественных отношений.

6. Одним из важнейших показателей (свойств) культуры в целом и правовой культуры, в частности, многие мыслители прошлого и современные авторы (философы, историки, социологи, культурологи, юристы и др.) считают приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе (указанные положения находят отражение и в законодательстве, например, в ст. 2 Конституции РФ, где записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью).

Данная презумпция является весьма сомнительной и опровержимой. Во-первых, в этом проявляется негативная сторона естественной теории права, которая по сути дела существенно занижает ценность юридических обязанностей. Во-вторых, персоналистический подход к человеку, берущий начало еще в римской юриспруденции, явно преувеличивает ценность прав и свобод по отношению к значимости юридических обязанностей. Отказ от последних или их принижение в любом обществе ведет к безответственности и хаосу во всех его сферах жизнедеятельности. Особенно это четко проявляется в настоящее время, в период так называемых оранжевых и прочих революций, экспортируемых из вне (Ирак, Египет, Сирия, Россия – «марши миллионов»).

7. Как и любое ценностное образование, правовая культура по своей природе одновременно диалогична (это связано прежде всего с ее многообразием как в прошлом, так и современном мире, преемственностью, процессами наследия, правовой аккультурации), динамична (постоянно находится в движении, что обусловлено развитием экономической и политической, социальной и правовой систем общества, духовной среды, межкультурными связями и взаимодействиями), статична и консервативна (в правовой сфере, как ни в какой иной, нужны стабильность в праве, правовом регулировании поведения людей, осуществлении правосудия и юридической практики в целом), плюралистична (существуют разнообразные средства, приемы, способы, методы, правила ее формирования, выражения и хранения).

8. В литературе обращается внимание на коммуникативную природу правовой культуры (А.В. Поляков), которая выступает как правовая среда обитания людей и их общностей.

9. В качестве относительно самостоятельного нужно, видимо, выделить интегративное свойство правовой культуры. Во-первых, она представляет, как мы уже отмечали, органическое единство личных и общественных, индивидуальных и надындивидуальных, материальных и духовных, внутренних и внешних начал; во-вторых, является воплощением накопленного социально-правового опыта; в-третьих, обеспечивает не только коммуникацию, но и солидарность между людьми, в том числе в укреплении законности и правопорядка, борьбе с терроризмом (социальной чумой цивилизации), преступностью и другими видами юридической антикультуры; в-четвертых, она в определенной степени объединяет многие иные ценности (экономические, политические, религиозные, нравственные и др.), которые являются юридически значимыми и полезными в определенных социально-правовых ситуациях.

Таким образом, мы считаем целесообразным дать следующее синтетическое, охватывающее личные и общественные аспекты, определение правовой культуры. Это совокупность юридических ценностей, отражающая качественное состояние правовой системы (степень совершенства и эффективности права, правосознания и юридической практики), уровень правового развития личности (ее знаний, умений, действий), обеспечивающая эффективную коммуникативность и правовую управляемость общественных отношений.