Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(политология) Ровдо В.Общая теория политики.doc
Скачиваний:
343
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
1.15 Mб
Скачать

5. «Сбои» и «поломки» в работе политической системы

До сих пор мы вели речь в основном об эффективно и слаженно работающей политической системе. Мы сконструировали теоретическую модель, которую очень трудно встретить в реальной политической жизни. То, что легко описывается в теории, не всегда можно с предельной точностью реализовать на практике. Так нужны ли нам вообще подобные идеальные модели? Видимо, нужны. Ведь именно они позволяют найти в реальных политических системах те сбои и поломки, которые нарушают ее работу. Сделать это было бы невозможно, если бы мы не имели перед глазами некоего эталона. Представьте, например, автослесаря, который всю жизнь имеет дело только с неисправными автомобилями и понятия не имеет, как выглядит исправный. Видимо, качество его работы будет невысоким. Так и в нашем случае. Представление об идеальной модели политической системы позволяет заметить наиболее распространенные, или типичные, «болезни» реальных политических систем. Это:

Сокращение импульсов, поступающих в политическую систему. Речь идет о ситуации, когда, по известному выражению поэта, «народ безмолвствует». Требования к политической системе не выдвигаются по разным причинам. Это может быть политическая апатия граждан, глубоко укоренившийся страх перед властью, насильственное запрещение любых требований и т.д. Политическая система становится похожей на часы, которые, будучи раз заведенными, равнодушно гонят стрелки вперед, независимо от нашего желания «подстегнуть» время или остановить мгновение. Политическая система не слушает и не слышит своих граждан. В результате – несоответствие принимаемых решений реально существующим потребностям.

Сужение входа в политическую систему, сокращение количества каналов, по которым может поступать информация. Количество коммуникационных каналов перестает соответствовать объему информации. В отличие от предыдущего случая, в обществе возникает множество импульсов, но они «не помещаются» в существующие каналы. Так, например, происходит, когда в стране плохо работает судебная система, и претензии граждан к власти, связанные с нарушением ею закона, просто некому адресовать.

Дисбаланс между поддержкой и требованиями. В гармонично функционирующей политической системе требования, поддержка и апатия распределены относительно равномерно. Стремительное нарастание потока требований с одновременным уменьшением поддержки может привести политическую систему к точке бифуркации, порогу ее устойчивости, за которым обычно начинаются дезинтеграционные процессы. Полное отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе и обречена на гибель. Если система длительное время опирается на безусловную поддержку подавляющего большинства граждан, то она может перестать развиваться, перейти в состояние стагнации, застоя.

Дисбаланс между эмоциональной и инструментальной поддержкой. Если оба вида поддержки гармонично дополняют друг друга, мы имеем дело со стабильными и процветающими системами. В современных демократиях эмоциональная поддержка адресована, в первую очередь, системе, ее ценностям, а инструментальная – конкретному правительству. Если правительство осуществляет неэффективную политику, то оно теряет инструментальную поддержку; одновременно усиливается влияние оппозиции, и происходит смена власти. Однако сохранение эмоциональной поддержки позволяет политической системе оставаться неизменной, не теряя способности к саморазвитию («динамическая стабильность»).

В том случае, если система удовлетворительно справляется со своими функциями, но не имеет эмоциональной поддержки, она обретает ее с течением времени. Исключение представляют радикально ориентированные группы населения, а также национальные меньшинства, которые могут и в экономически развитых странах выступать против существующего строя.

Если в результате кризиса эффективность правительства резко падает, оно может опереться на эмоциональную поддержку, адресованную к системе, и использовать ее в качестве основы для консолидации нации в борьбе с экономическими трудностями (США в годы великой депрессии 1929–1933 гг.).

Кризис является гораздо более опасным для систем, которые не успели обеспечить себя эмоциональной поддержкой или растратили ее. В таком случае легко дестабилизируется и свергается не только правительство, но и вся политическая система (Веймарская Германия в начале 30-х годов; страны Восточной Европы и СССР в конце 80-х—начале 90-х гг.).

Запаздывание в работе конверсионного механизма. Бывает и так, что импульсы свободно проходят в политическую систему и каналов для их прохождения вполне достаточно, однако политические институты не успевают справиться с этим потоком. Особенно часто это наблюдается в периоды политических реформ. Граждане активизируются и адресуют политической системе множество импульсов, но полномочия политических институтов остаются прежними. Их попросту не хватает, чтобы принимать решения в изменившейся обстановке. В таких случаях говорят, что жизнь ушла вперед, а системе осталась прежней.

Нарушение обратной связи. Не всегда и не всякая реакция людей на принимаемые решения доходит до структур власти. Как известно, субординация, существующая в политической системе, может тормозить прохождение информации снизу вверх. Ведь если обычный человек опасается порой выложить правдивую информацию своему начальству, то нечто подобное вполне может происходить и в политической системе. Информации гораздо труднее пробиваться снизу вверх, чем наоборот. Если власть сознательно и последовательно не расчищает каналы обратной связи, она рискует оказаться в неведении относительно реальных умонастроений граждан.

Шумы и помехи в коммуникациях. Помехи особого рода в политической системе создают и так называемые «шумы». «Шумом» принято называть все то, что искажает смысл передаваемой информации. По существу, речь идет о тех преградах, которые возникают в процессе коммуникации.

«Шумом», например, можно считать так называемые помехи восприятия. У каждого человека есть не только свои интересы, но и свой жизненный опыт, психологические особенности, темперамент и т.д. Вот почему одни и те же фразы так по-разному воспринимаются людьми. Человек предпочитает слышать именно ту информацию, которую хочет услышать. Отсюда – то непонимание, которое возникает не только в частной беседе двух людей, но и в политических коммуникациях

Источником «шума» может быть и сам политический климат в стране. Так, в атмосфере страха перед властью, подозрительности по отношению друг к другу, граждане будут воспринимать информацию иначе, чем в атмосфере политического доверия и свободы. Скажем, призыв обсудить проект конституции в первом случае будет понят как приказ к высказыванию всеобщего одобрения, а во втором – как необходимость свободного обмена мнениями.

Очень часто причиной «шума» становятся искажения в смысле слов. Когда мы пользуемся словами для обмена информацией, мы должны помнить, что почти каждое из этих слов может иметь множество истолкований. Следовательно, отправитель информации и ее получатель могут вкладывать разный смысл в одни и те же слова. Это особенно часто бывает в политике, где люди оперируют глобальными понятиями, общими лозунгами и т.п. От долгого употребления многие слова в политике просто-напросто «обросли» толщей смысловых наслоений, как днище лодки ракушками. Так, до недавнего времени фраза «по многочисленным просьбам трудящихся» воспринималась гражданами нашего Отечества с точностью «до наоборот». Ее появление в начале политической речи или указа воспринималось как знак того, что с чаяниями трудящихся как раз и не посчитаются. Подобная участь постигла множество слов, фраз, лозунгов, что несомненно затрудняет коммуникацию, становясь причиной непонимания.

«Шумом» могут быть и невербальные (не словесные) преграды – внешность, улыбка, мимика, жест. Специалисты в теории управления подсчитали, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы, жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса и только 7% – через слова. Неудачный жест или несвоевременная улыбка могут сыграть в политических коммуникациях едва ли не роковую роль. Так, скажем, призывы к согласию, сопровождаемые жесткой интонацией, «колючим» взглядом и сжатыми кулаками могут остаться просто непонятыми.

Эти и другие «шумы» неизбежны в любой политической системе. Не существует универсальных рецептов, излечивающих политическую систему от неполадок такого рода. Пожалуй, единственное, что может смягчить последствия «шума», – это признание того, что он неизбежен. Спокойное изучение помех такого рода позволяет учитывать их в политической деятельности.