Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(политология) Ровдо В.Общая теория политики.doc
Скачиваний:
343
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
1.15 Mб
Скачать

2. Поиск новой модели отношений общества и государства: основные вехи

Таким образом, общество начинает формулировать свои требования к государству и искать ту его модель, которая бы его устраивала. Джон Локк в конце XVII в. обосновал идею общественного договора между людьми и государством, в соответствии с которым люди передают лишь часть своих прав и свобод государству, объединяются на основе закона и создают судебные учреждения, которые наделяются властью разрешать споры между ними и наказывать провинившихся. Те, кто объединены в такое целое, говорит Локк, находятся в гражданском обществе. Впервые в модели Локка гражданские интересы (здоровье, свобода, владение собственностью) отделяются от государственных. Люди (граждане), заключая общественный договор с государством и доверяя часть своих прав ему, возлагают на него ответственность за это доверие.

Локк обосновывает идею целесообразности разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) как важнейшую гарантию гражданину, его защищенность от произвола властей. Он подчеркивает также приоритет суверенитета народа над суверенитетом государства. Смысл его в оправдании смены власти, если она не устраивает народ, ибо законная власть, утверждает Локк, опирается на «согласие тех, кем управляет».

Французский философ и юрист из плеяды деятелей Просвещения Ш. Л.Монтескье разработал более детально принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) как гарантию безопасности граждан от злоупотребления властью.

Идея цивилизованных отношений между обществом и государством на долгие годы увлекла представителей общественной мысли. Свой вклад в ее разработку внесли Ж-Ж Руссо, Т. Джефферсон, И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс, М.Сперанский, И.Вернадский, Б.Чичерин, М.Острогорский и др., а также ряд современных ученых американской и европейской политической науки.

Таким образом, основная модель отношений общества и государства исходила из следующего главного тезиса: как только общество оказывается способным контролировать себя и государство, оно создает такое государство, которое его устраивает. Такое состояние общества называется гражданским, а государство, возникающее при его участии, правовым.

3. Понятие, основные признаки и структура гражданского общества

В современном понимании гражданское общество – саморегулирующаяся система внегосударственных общественных отношений, спонтанно возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных и независимых друг от друга и от государства граждан, их добровольных объединений. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Короче говоря, гражданское общество – это неконтролируемая государством частная и общественная жизнь свободных граждан.

Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям государственной власти, защищает права и свободы личности, берет на себя ту часть функций, выполнение которых государству заведомо не под силу. Степень независимости общества от государства обусловлено, в первую очередь, тем, насколько граждане, добровольно объединяясь друг с другом, способны самостоятельно, без опеки со стороны властей, добывать себе «хлеб насущный», разрешать самые различные проблемы общественной жизни – от устройства детского отдыха до борьбы с преступностью.

По утверждению одного из исследователей проблем гражданского общества А.Ага, гражданское общество есть результат трех значимых общественных процессов – процессов общественной дифференциации: функциональной, структурной и организационной.

Функциональная дифференциация обозначила разделение экономики и политики, или, иными словами, частной и общественной жизни, частного и государственного права, имущественного положения и гражданского статуса. Частная жизнь связана с организацией и обеспечением человеком собственной жизни, а значит с созданием и обменом собственности. Общественная – с управлением общественными делами, согласованиями частной жизни многих, то есть с политикой. Частная жизнь формирует частное право как право на выбор, что К.Дойч назвал «революцией Ромео и Джульетты».

Структурная дифференциация – результат постепенного усложнения общества в связи с различными этапами разделения труда, промышленной революцией и реформистскими движениями в религии. Появление множества социальных групп, начиная с семьи, через сословия и классы к структурам постиндустриального общества обозначило множество различий в групповых интересах, которые требовали выработки специфических правил согласования этих интересов. Социальный плюрализм дал возможность проявиться инициативам разных социальных групп. Но самый главный итог структурной дифференциации – появление свободного индивида как базовой единицы гражданского общества.

Организационная дифференциация явилась следствием функциональной и структурной дифференциации. Она обозначила появление множества организаций, назначением которых стало отражение, формулирование и защита множества интересов социальных групп. Организационная структура гражданского общества позволила создать систему общественного самоуправления и представительства.

Таким образом, гражданское общество подтверждает зрелость человека в обладании свободой. Его непременным атрибутом является суверенная личность, которой общество предписывает свободу самопоиска и самонахождения. Ведь добровольно объединяться в сложные структуры сотрудничества могут только свободные и равноправные люди. Поэтому свобода человека, гарантии его естественных прав, фундамент которых составляет право на индивидуальную частную собственность,основной признак и условие гражданского общества. При этом свобода понимается как способность человека преследовать свои собственные цели, соблюдая общие для всех юридические и моральные правила поведения. То есть свобода – это способность к самоограничению (С. Липсет). В то время, как характерное для тоталитарных и авторитарных государств принудительное подчинение коллективным конкретным целям (будь то строительство коммунизма, национальное возрождение или повышение рождаемости) равносильно рабству, подчинение единым абстрактным правилам обеспечивает простор для самой широкой свободы и разнообразия. Государство в этом случае необходимо лишь для того, чтобы принуждать к исполнению всеобщих правил поведения и тем самым ограждать человека от насилия и вмешательства в сферу его личной свободы со стороны других.

Вторым признаком гражданского общества, который тесно связан с предыдущим, является свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности.

Из первых двух признаков вытекает третья черта гражданского общества – его относительная независимость, автономность по отношению к государству.

Свободная конкурентная среда, создающая пространство для свободного проявления возможностей человека, порождает четвертый признак гражданского общества – его многомерность, структурное многообразие, социальный, политический и культурный плюрализм. Речь идет о многообразии социального состава населения, существовании различных социальных групп со своими особыми материальными интересами, которые представлены и четко сформулированы в политическом пространстве, обладают коллективным самосознанием.

Пятый признак гражданского общества состоит в том, что это прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система. Она обладает, согласно американскому исследователю С. Айзенштадту, следующими характерными чертами:

1) спонтанно организованный общественный порядок, основу которого составляют разнообразные свободные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность;

2) открытый характер этих ассоциаций и секторов публичной деятельности;

3) разнообразие и множественность этих секторов;

4) их свободный доступ в основную политическую сферу и определенная степень их приверженности общим целям и задачам.

Шестой признак заключается в особой миссии гражданского общества быть посредником между человеком и государством. С одной стороны, оно делает более безопасной сферу обитания человека, а с другой – оптимально представляет его интересы в государстве.

И, наконец, седьмой признак: гражданское общество отличает определенный тип культуры – развитое гражданское сознание и гражданская культура, обеспечивающие его способность к самоуправлению и независимость по отношению к государству.

Структура гражданского общества отражает его плюралистичность, где первичным звеном является человек. С одной стороны, человек выступает как частное лицо с набором своих личных целей и интересов, а с другой – он есть участник общественных отношений, процессов, обладающий исключительной способностью сознательно объединяться с себе подобными (А. Токвиль). Учитывая это, человек становится создателем и участником свободных объединений, реализующих его многочисленные потребности и интересы совместно с теми, чьи интересы близки или совпадают с его собственными.

Структурную ткань гражданского общества, таким образом, составляют всевозможные предприятия негосударственных форм собственности, общественные, неправительственные организации и учреждения (профессиональные, научные, образовательные, культурные, религиозные, этнические и т.д.) – различные союзы, фонды, клубы, движения, гражданские инициативы, группы давления, а также политические партии, органы местного самоуправления, независимые средства массовой информации, церковь. Широкая сеть таких институтов, связанных между собой горизонтально-вертикальными связями, создает благоприятные условия для удовлетворения многообразных потребностей людей, реализации их интересов и целей, регулирует внутреннюю жизнь гражданского общества и его отношения с государством. Причем, в отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные («приказ – исполнение»), а горизонтальные связи (отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами).

Гражданское общество способно решать многие проблемы на собственном горизонтальном уровне. Если же общество не справляется с проблемой, то следует представление, артикуляция этой проблемы государству, которое, обладая статусом правового, решает ее через свои институты (см. рис. 8).

Агентами гражданского общества, осуществляющими его связь с государством, являются, так называемые, политические силы. К ним относятся все те структуры гражданского общества, которые представляют его интересы в политике, осуществляют его связь с государством. Одни политические силы осуществляют постоянную коммуникацию с государством (местные самоуправления, партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, церковь и т.д.). Это – структурные политические силы гражданского общества. В отличие от них конъюнктурные политические силы осуществляют такие коммуникации время от времени, когда организованные интересы, не получившие удовлетворения по неполитическим каналам гражданского общества, требуют принятия соответствующих решений на уровне публичной власти ( неполитические группы интересов, ассоциации, инициативы, группы давления, клиентелы и т.д.). В этом случае они одновременно принадлежат к политическому и неполитическому сообществам, образуя их пограничье.