Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия.pdf
Скачиваний:
331
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
1.61 Mб
Скачать

реакцией, реформы превращались в революции, а свободы, обретенные путем революционного насилия, или санкционированные сверху – в новые формы угнетения.

Во второй половине ХХ в. появилась новая концепция развития, получившая название синергетики. В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде научной теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «синергия» – сотрудничество, содействие. Синергетика рассматривает материю так же, как и диалектика, но за малым, и принципиальным, исключением. Она выявляет в материи еще одно свойство – способность к самоорганизации. Законы самоорганизации действуют на всех уровнях в живой и неживой природе, они корректируют традиционные представления о соотношении необходимости и случайности, обратимости и необратимости материальных процессов.

Основные идеи синергетики:

1.Сложноорганизованным системам нельзя навязывать извне пути их развития.

2.Для подобных систем существует, как правило, несколько альтернативных путей развития, а значит, и возможность выбора наиболее оптимальных.

3.Хаос может выступать в качестве созидающего и организующего начала, т.е. конструктивного механизма эволюции.

4.В особых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.

5.Зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие случайные отклонения эволюции и ускорить ее.

6.Будущее состояние системы определяет ее наличное состояние.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое движение?

2.С какими основополагающими философскими категориями связано движение?

3.О каких основных формах движения говорил Энгельс?

4.Какова современная классификация форм движения?

5.В чем состоит специфика понятия «развитие»?

6.Перечислите основные черты развития.

7.Что такое детерминизм и индетерминизм?

8.В чем значение законов диалектики для раскрытия закономерностей бытия?

9.Перечислите законы диалектики и дайте им краткую характеристику.

10.Перечислите парные категории диалектики.

11.Что такое синергетика?

12.В чем проявляется соответствие и несоответствие синергетики тенденциям в развитии современного мира?

2.13. Познание, мышление, творчество

Проблема познаваемости всегда была одной их важнейших в философии. Познаваем ли мир? Способно ли человечество к постижению истины? Это вопросы достаточно сложные и философы отвечают на них по-разному. Так, в античное время (Древняя Греция) были философы (их называли скептиками), которые сомневались в истинности знаний человека. Глава школы скептиков Пиррон утверждал: мы имеем пять органов чувств, с их помощью познаем действительность, а если бы мы имели семь, действительность казалась бы нам другой. Но какова действительность вне нас, независимо от нас? – ставил вопрос Пиррон. И он пришел к скептическому выводу: человеку не дано знать ее такой, какой она есть. Другой представитель древнегрече-

68

ской философии – Протагор (глава софистов) утверждал: все есть лишь мнение, мнений же столько, сколько людей. Отсюда, считал Протагор, знание представляет собой не более чем наше личное мнение.

Скептицизм получает новое дыхание в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень). В своем знаменитом трактате «Опыты» М. Монтень подробно останавливается на проблеме познания. Фактически это главная тема книги и тема человека. Вопрос «Что я знаю?» стал девизом философа. Он начертал его на стене своего кабинета.

Монтень так себе представлял путь познания. Оно начинается с чувств. Чувства – наши господа. С них начинается знание, ими оно и завершается, считал философ. За чувствами следует разум. Разум имеет пределы в познании. Однако любознательность всегда нарушает эти рамки, беспорядочно двигаясь дальше и дальше. С помощью разума человек может понять, что он есть, но лишь отчасти. Развивая этот тезис, Монтень приходит к мысли, что человек крайне непостоянное существо. Он обычно следует за своими склонностями туда, куда влечет его вихрь случайностей. Люди неоднократно изменяют то, что только что приняли, потом опять возвращаются к оставленному пути. Каждый день нечто новое приходитнамна ум, инашинастроения меняются с течением времени. Нельзя не признать точность наблюдений Монтеня. Действительно, человек в каждоемгновениеиной. Онизменчив, «текуч», какговориливдревности.

Затем скептицизм перерастает в агностицизм, философское направление, утверждающее невозможность познания мира и человека. Известными представителями агностицизма являлись Д. Юм (1711–1776 гг.) и И. Кант (1724–1804 гг.). Согласно Юму, мы не способны к адекватному познанию мира, поскольку ограничены нашими ощущениями, выйти за их пределы не в состоянии. По мнению Канта, существует мир реальных предметов, «вещей в себе», но он непознаваем, ибо наше сознание имеет априорные (доопытные) формы, в рамках которых только и может осуществляться познавательный процесс. С точки зрения Канта, человек может познать исключительно внешние стороны вещей, но не их сущность.

Важным признаком агностицизма является гносеологический релятивизм, т.е. абсолютизация изменчивости, относительности в познании. Например, отрицание объективного источника красоты и безобразного, растворение этих эстетических явлений в субъективном чувстве позволило Юму утверждать, что кто-то может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное. С точки зрения этого философа, поиски подлинно прекрасного или безобразного столь же бесплодны, как и претензии на то, чтобы установить, что доподлинно сладко, а что горько, – ведь «в зависимости от состояния наших органов чувств одна и та же вещь может быть как сладкой, так и горькой, и верно сказано в пословице, что о вкусах не спорят». По Юму, для эстетического познания не существует критерия истины и лжи.

Если задаться вопросом, в чем состоит отличие агностицизма от скептицизма, то ответ должен быть следующий. Если скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, то агностицизм отрицает познаваемость мира. Если скептик говорит: «Я не знаю, что это такое, но все-таки надеюсь узнать», то агностик утверждает: «Я не знаю, что это такое, и ни мне, ни кому-то другому не дано знать вообще, в принципе». Нетрудно видеть, что агностицизм есть чрезмерно развитая форма скептицизма.

Наряду с агностицизмом и скептицизмом существует и т.н. гносеологический оптимизм.

Суть этого направления сводится к утверждению безусловной познаваемости мира и человека. Оно представлено в античной философии такими именами, как Со-

69

крат, Демокрит, Аристотель. Особое значение оно обрело в марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Утверждая принцип безусловной познаваемости мира, они впервые ввели в философию понятие «практика». Практика – это любая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта. В основе практики лежит деятельность. Практика включает деятельность человека, направленную на изменение природы; деятельность человека, по изменению общественных отношений, а так же научный поиск и научный эксперимент.

Весьма существенным является то, что в практике люди способны искусственно воссоздавать те иди иные предметы. Поэтому практика является средством борьбы с агностицизмом. И действительно, коль скоро люди могут доказать правильность своего понимания данного явления природы не на словах, а на деле, тем, что сами его производят, т.е. высвобождают его из его природных условий и заставляют данное явление служить своим целям, то границы кантовской «вещи в себе» начинают сужаться. Так, химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались для человека именно таковыми «вещами в себе», пока в XX в. органическая химия не стала искусственно создавать их одно за другим. В результате в этой сфере деятельности кантовская «вещь в себе» превращалась в вещь для нас, т.е. для людей.

Итак, действительность познаваема. Теперь вполне обоснованно возникает вопрос: как осуществляется процесс познания?

В философии известны два подхода к решению этого вопроса.

Первый подход – сенсуализм. Данный термин происходит от лат. «sensus» – «восприятие», «чувство», «ощущение». Это направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. При доминировании органов чувств роль разума сводится к комбинированию чувственных восприятий. Позиции сенсуализма, значения чувственного обобщения данных опыта развивал в своих трудах Джон Локк (1632–1703). В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах, считал он.

Второй, прямо противоположный подход – рационализм. Согласно этому подходу, основой познания является разум. Ярким представителем рационализма был Декарт, отождествляющий мышление с существованием.

Обе точки зрения на познание следует определить как односторонние. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному, или только к рациональному познанию. В познании важно то и другое – и чувства, и разум.

Чувственное познание включает три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это субъективный образ объективной действительности, знание отдельного свойства предмета.

Восприятие – есть целостный образ предмета, знание предмета как совокупности свойств.

Представление – это образ памяти, образ ранее воспринятого предмета. В представлении дается знание взаимных отношений вещей. Отсюда следует, что представление – это осмысленный образ бытия, картина действительности, понятая человеком. Представление является дистантной формой отражения и выступает в виде динамичной, развертывающейся во времени и пространстве, модели ощущений и восприятий.

70

Представления человека опосредованы языком и наполнены социальным содержанием. Такойформойпознанияживотныенеобладают.

Рациональное познание (или иначе – абстрактное мышление) включает следующие формыабстрактногомышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это обобщенное отражение предмета, знание его наиболее важных, сущностныхсторон(свойств).

Понятие не связано с конкретным отдельным предметом. Так, в понятии «стол» мымыслимнеконкретныйстол, астолвообще, всовокупностиегообщихпризнаков.

Суждение – связь понятий, отражающая связь предметов и явлений. В суждении выражается мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о предмете или явлении. Вот наиболее простые примеры суждений: «трение есть источник теплоты», «атом неисчерпаем».

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, логически вытекающее из предпосылок. Например, зная, что металлы проводят электрический ток и алюминий – металл, учащиеся на уроке физики приходят к умозаключению, что алюминий проводит электрическийток.

Умозаключения бывают различных видов. Наиболее распространенными являются индуктивноеидедуктивноеумозаключения.

Индукция – это восхождение от единичных фактов к общему. Дедукция– напротив– движениемыслиотобщегокчастному.

Очень важная роль в процессе познания (особенно художественного) принадлежит воображениюиинтуиции.

Интуиция была открыта еще в средневековье. Парижский последователь арабского толкователя Аристотеля – Аверроэса, Сигер Брабантский называл состояние интуиции «божественным светом», неожиданно озаряющим ум ученого. Большое значение придавал интуиции Декарт, но он предельно рационализировал ее. Для Декарта интуиция – это выражение «ясного и внимательного ума». Она дает структурные модели изучаемого явления. Младший современник Декарта Бенедикт Спиноза (1632–1677) не только считал интуицию одним из видов познания, но вообще – фундаментом достоверного знания. Нет сомнения в том, что интуиция является творческим скачком в познании. Это своеобразный прорыв часто мгновенное обобщение и качественное преображение информации, накопленной человеком ранее. Это происходит на уровне сознания, а чаще – на уровне подсознания.

Разрывая с помощью иррациональных скачков жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение (понятийный анализ), индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществлять великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки. Именно благодаря интуиции человеческий ум способен в конечном итоге «взять верх» над компьютером, который, хотя вычисляет и классифицируют точнее и быстрее человека, но не способен ни воображать, ни предчувствовать.

Интуиция примыкает к воображению, и ее можно рассматривать как своеобразный элемент в познавательной творческой деятельности.

Воображение – это образное мышление, оперирование образами-картинами. По словам Гегеля, высшая способность воображения – поэтическая фантазия – состоит на службе не у случайных состояний и определений чувства, а на службе идей и истин в целом. Эта фантазия отбрасывает случайные и произвольные обстоятельства наличного бытия, сосредотачивает внимание на его внутренней и существенной стороне, формирует и выражает его в различных образах. Впрочем, существует распро-

71

страненное мнение, что с образами имеет дело только художник, а ученый опертрует понятиями, абстракциями, но это не так. По свидетельствам многих ученых, они, как

ихудожники мыслят, цветовыми образами и пересекающимися в различных плоскостях геометрическими фигурами, и все это им приходится переводить и на язык слов,

ина язык математических формул. Отсюда следует, что интуиция противоположна не логическому, не дискурсивному началу, не вербальной ткани мысли, а всего лишь нормам привычного, стереотипного мышления. А воображение выполняет функцию связующего звена между чувственным и рациональным познанием, т.е. между ощущениями (восприятиями) и абстрактным понятийным мышлением.

Следует подчеркнуть, что мышление не существует без слов. По утверждению отечественного философа А.Ф. Лосева, слово есть результат мысли и могучий деятель мысли и жизни в целом. Именно в словах (обобщениях, выводах) закрепляются итоги мыслительной деятельности. Именно в словах в конечном итоге находят свое воплощение научные законы.

Что касается творчества, то по большому счету это деятельность, направленная на достижение гармонии между личностью и миром, человеком и бытием. В настоящее время сознание человека рассматривается, по сути, и потенции своей как созидательное, т.е. творческое. Существуют три основных формы творчества: художественное, научное и техническое. Они складывались и развивались исторически, и этот процесс отражал эволюцию и преемственность художественного, научного и технического (технологического) освоения мира. Если для философии европейского средневековья Бог-Творец был прежде всего художником, и художники того времени нередко изображали его в своих произведениях как архитектора – с циркулем в руке, то уже в эпоху Возрождения картина начинает меняться. Н. Кузанский в своих сочинениях представляет образ Бога уже как ученого. Для сотворения мира Бог использовал достижения математики и геометрии, утверждал философ. Немецкий врач и философ Т. Парацельс идет еще дальше и провозглашает, что Бог не смог бы сотворить мир без помощи алхимии. Так происходит незаметный поворот от полета вдохновения к числу, к мере, к правилу, превалированию алгебры над гармонией. Неудивительно, что немного позднее, в XVII–XVIII вв. в период генезиса техногенной цивилизации культ науки и основанного на правилах мышления рационального знания оттеснил традиционный культ Бога как создателя мира. Опасность этого почувствовали уже в XIX в. Ф. Ницше и С. Кьеркегор. Их учение о творчестве развивалось в резкой оппозиции к научной рациональности. Они ставили вопрос так: или творчество как сошедшее с небес озарение, воспринимаемое как чудо, Божественный Дар; или верный, но скучный механический расчет. Таких же воззрений придерживается русская религиозная философия в лице Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Эрна. Они предвидели и успели увидеть поворот в сторону «алгебраизации», принципиально меняющий само содержание творческого процесса. Они же впервые столкнулись с искусством авангарда (кубизм, футуризм) которое стало порождением и продолжением техники. К счастью, этим мыслителям не довелось увидеть процессов создания до компьютерной графики и создания музыкальных произведений с помощью компьютерного процессора.

Внастоящее время техническая форма творчества, к сожалению, выдвигается на первое место. При этом творчество нередко подменяется псевдотворчеством. Псевдотворчество подменяет собой творчество и прежде всего творчество познавательное (например, часто студенты делают попытки «творчески» собрать дипломную работу из фрагментов информации, взятой в Интернете или с купленных электронных носителей). Оно пытается так же изменить содержание художественного творчества (архи-

72