Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Astanin_V_V_Protivodeystvie_korruptsii_i_predup.rtf
Скачиваний:
57
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
588.28 Кб
Скачать

§4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой

Своевременная и обоснованная реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своих прав при осуществлении проверочных мероприятий необходима самим проверяемым и прежде всего потому, что это позволяет избегать долговременных и затратных процедур судебного обжалования неправомерных действий (бездействия) проверяющих, которые нередко возникают в ходе проведения проверок.

Непременным правом руководителя либо уполномоченного представителя юридического лица, или индивидуального предпринимателя либо уполномоченного им представителя при проведении проверки является право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа государственного (муниципального) контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством, регулирующим вопросы проведения проверок;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, а также согласии или несогласии с ними или с отдельными действиями проверяющих должностных лиц;

- обжаловать действия (бездействие) проверяющих должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера причиненного вреда учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Ранее отмечалось, что в российском законодательстве отсутствует определение понятия коррупционного правонарушения. Данное обстоятельство трудно сочетается с требованиями установления юридической ответственности физических и юридических лиц за совершение коррупционных деяний. На первый взгляд представляется сложным определить законодательно установленные меры привлечения физических лиц, как то граждан Российской Федерации или иностранных граждан или лиц без гражданства, прежде всего к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Между тем, учитывая, что признаки коррупции отражены в диспозициях ряда статей ÓÊ РФ, задача, связанная с определением мер ответственности за их совершение, упрощается, если использовать механизм отсылок к нормам иных законодательных актов.

Первостепенное значение имеет уяснение концептуальных основ, определяющих применение нормы об ответственности в отношении физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений на общих основаниях.

Статья 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет принципы установления ответственности юридических лиц (в том числе иностранных) за коррупционные правонарушения. Так, в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, впервые в России решены вопросы, связанные с привлечением к ответственности юридических лиц за совершаемые от их имени или в их интересах коррупционные правонарушения (за организацию, подготовку и совершение) или правонарушения, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений. Законодатель предлагает применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае речь не идет об уголовной ответственности юридических лиц. Приемлемые для российской действительности подходы к установлению такого вида ответственности не были найдены ни по итогам многочисленных криминологических исследований, ни в ходе научных диспутов, которые активно проводились с середины 1990-х гг. Нет ничего неожиданного и в том, что этот вопрос не решен применительно к сфере противодействия коррупции. Тем более разное содержание механизма установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения выражено в антикоррупционных международно-правовых документах.

В частности Конвенцией ООН против коррупции рекомендовано в отношении юридических лиц установить ответственность за участие в коррупционных преступлениях. В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию отмечается необходимость обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с уголовными коррупционными преступлениями. Виды ответственности юридических лиц не определены в названных конвенциях.

Соответственно, на национальном уровне задачи определения вида юридической ответственности предполагается решать по собственному усмотрению. Однако здесь может возникать проблема, связанная с определением такого вида юридической ответственности, который может быть действенен в тех случаях, когда исключается возможность запрета деятельности юридического лица. В таких случаях необходимо использовать комбинированный механизм противодействия коррупции, который позволяет раздельно привлекать к ответственности как юридическое, так и физическое лицо.

В российском законодательстве о противодействии коррупции отражен подход, при котором отмечается взаимозависимость ответственности физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Ответственность физического лица за коррупционные правонарушения возникает в тех случаях, когда отмечается связь его действий (бездействия) (в качестве учредителя, представителя органа управления, контрагента и т.д.) с коррупционными правонарушениями, совершенными в пользу юридического лица. При этом устанавливается корреляция противоправного (коррупционного) действия (бездействия), совершенного физическим лицом, с коррупционным правонарушением юридического лица.

Определение такой коррелирующей связи имеет практический смысл при применении законодательства об административных правонарушениях, которые могут иметь коррупционную составляющую. Некоторые статьи Особенной части КоАП РФ не конкретизируют субъект административного правонарушения. Например, санкции ñò. 14.21 - "Ненадлежащее управление юридическим лицом" и ñò. 14.22 - "Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий" определяют административное наказание, не указывая конкретных субъектов.

Реализованный в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" описанный выше подход к установлению раздельных видов ответственности физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений во многом способствует облегченной практике выявления многосложных коррупционных правонарушений (например, сочетающих в себе признаки уголовных и административных правонарушений). Так, при квалификации вины в деяниях юридического лица можно установить причинно-следственную связь правонарушения с действием (бездействием) физического лица и наоборот. В данном случае такой корреляцией могут быть обусловлены и процессуальные действия (установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновных).

Соседние файлы в предмете Прокуратура и следствие