Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Malinovskiy_A_A_Zlopotreblenie_subektivnym_pr

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.16 Mб
Скачать
право на жизнь; право на здоровье; право на отдых;
право на получение пенсий и пособий не ниже прожиточного минимума и др.

91

признания и правового опосредования самого механизма удовлетворения. Схематично это выглядит следующим образом: потребность → субъективное право → способ осуществления субъективного права.

Вполне очевидно, что каждой потребности должно соответствовать определенное субъективное право (или субъективные права), в рамках которого и будет удовлетворена потребность. Такое соответствие может быть представлено в следующем виде:

1. физиологические потребности

2. потребности в безопасности и

право на неприкосновенность

защите

 

личности, частной жизни, личную

 

 

и семейную тайну, жилища;

 

 

право на адвоката;

 

 

право на социальное

 

 

обеспечение;

 

 

право на судебную защиту и др.

3. потребность в принадлежности

право на объединение;

к социальным группам

и

право на вступление в брак;

любви

 

право на воспитание детей;

свобода совести и вероисповедания; право избирать и быть избранным и др.

92

4. потребность в уважении

право на защиту чести, достоинства,

 

деловой репутации;

 

право на защиту от дискриминации;

5. познавательные потребности право на образование; право на научную деятельность; право на поиск и получение информации и др.

6. Эстетические потребности

право на участие в культурной

 

жизни и доступ к культурным

 

ценностям;

 

свобода литературного и

 

художественного творчества и др.

7. Потребность в самоактуализации

любое право, удовлетворяющее

 

потребность человека в

 

самореализации (например, право

 

на участие в управлении делами

 

государства, свобода

 

преподавания).

Представляется не случайным тот факт, что первоначально государство формально признало за человеком его витальные

93

потребности, без удовлетворения которых он не может должным образом существовать. Права, дарованные человеку самой природой, получили название естественных прав. Характерная особенность этих прав заключается в том, что посредством их осуществления можно удовлетворить имманентно присущие всем членам социума базовые потребности. Естественное право, писал Томас Гоббс, есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. жизни107. В этой связи, основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон108.

По мере эволюции общества, дальнейшего развития таких наук как философия, психология, медицина, юриспруденция за человеком начали признавать необходимость во все большем удовлетворении разнообразных потребностей, пришло понимание того, что у разных личностей существуют различные интересы. Поэтому и количество субъективных прав существенно возросло. Появились такие права, как право на личную и семейную тайну, право на отдых, право на отпуск по беременности и родам, право на социальную защиту, право на получение информации и др. Расширилось и назначение некоторых субъективных прав. В частности, субъективное гражданское право на возмещение вреда, причиненного деликтом, стало включать в себя не только право на возмещение имущественного ущерба, но и право на возмещение морального вреда. Право индивида не свидетельствовать против самого себя дополнилось правом не свидетельствовать против своего супруга и близких родственников.

107Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 89.

108Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 232.

94

Необходимо также отметить и специфику в понимании тех или иных потребностей человека в обществах с различными обычаями, культурными и религиозными традициями. К примеру, в христианстве потребность в многоженстве считается греховной и потому в обществах, основанных на данной религиозной традиции индивид не наделяется соответствующим правом. В обществах, ориентированных на исламскую традицию данный вопрос решается иначе. Сексуальные отношения с законными женами не считаются грехом. К нему относятся только внебрачные интимные отношения. В этой связи достаточно интересным представляется мнение Шейха Юсуфа Кардави, который следующим образом обосновывает назначение права на многоженство: “Бывают случаи, когда сексуальные потребности мужа сильнее чем у жены или она хронически больна, а супруг ее не может сдерживать в это время свои сексуальные желания. Не целесообразнее ли позволить ему вступить в брак со второй женщиной, вместо того чтобы подвергать себя греху и искать женщину на стороне? Бывают также времена, когда численность женщин превосходит численность мужчин, например, в послевоенный период. В подобной ситуации в интересах общества и самой женщины быть в семье, пусть и не единственной женой, чем проводить всю жизнь в одиночестве, обделенной благополучием, любовью и защитой, которые дает супружеская жизнь, а также радостью материнства, которая для любой нормальной женщины является неотъемлемой природной потребностью109. Как можно заметить, в основе понимания назначения субъективного права на многоженство лежит, прежде всего, особенность понимания греховности в христианстве и исламе.

Вместе с тем, отметим, что не все потребности являются основой субъективных прав. Удовлетворение некоторых из них

109 Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2005. С. 185.

95

(потребность в счастье, общественном признании, дружбе и т.п.) не обеспечивается принудительной силой государства, хотя это не означает, что их вообще нельзя удовлетворить. Реализация этих потребностей не находится в сфере правового регулирования, поскольку они не являются в строгом смысле витальными, а представляют собой глубоко личные переживания.

В тоже время общество на конкретно-историческом этапе своего развития может и не признать необходимым удовлетворение какой-либо потребности и отказать индивиду в ее легитимации. В результате у субъекта будет отсутствовать субъективное право, в рамках которого можно будет удовлетворить данную потребность. Речь, в частности, идет о так называемых порочных потребностях, осознание которых каким-либо лицом общество считает предосудительным, а удовлетворение - недопустимым. Так, например, однополые любовные отношения (а следовательно, и однополые браки) в большинстве стран мира являются социально упречными. Общество, как правило, не признает наличие у человека потребности в сексуальных отношениях с лицом того же пола. А раз нет потребности, нуждающейся в удовлетворении, то не может быть и соответствующего субъективного права.

Кроме того, как известно еще со времен римской юриспруденции, назначение субъективного права на вступление в брак заключается в создании необходимых условий для нормального развития семейных отношений, направленных на рождение и воспитание детей. Именно по причине того, что брак между лицами одного пола исключает рождение детей, он не может быть заключен, поскольку это противоречило бы назначению соответствующего субъективного права.

96

Дискуссионным в настоящее время является также вопрос о назначении субъективного права человека на смерть110. Проблема заключается не только в том, признает ли общество за неизлечимо больным человеком, потребность в безболезненной смерти или нет. Она гораздо шире. Речь идет о том, может ли вообще у человека возникнуть потребность в смерти и должно ли государство и общество правовыми нормами регламентировать способы удовлетворения данной потребности. Или же осознание такой потребности свидетельствует о наличии психического заболевания и человек просто нуждается в соответствующем лечении.

По мнению В.П. Грибанова, назначение права является категорией объективной. Ее объективный характер определяется, с одной стороны, исторической обусловленностью назначения права, которое выражает определенные социально-экономические условия жизни общества, а с другой, тем, что цели, для достижения которых может быть использовано субъективное право, либо прямо предусмотрены, либо санкционированы законом. И хотя те цели, для достижения которых управомоченный субъект использует свое право, определяются индивидуальной волей управомоченного, они не могут выходить за рамки тех целей, который признаются заслуживающими уважения со стороны всего общества111.

Рассматривая понятие юридических прав и свобод личности, пишет Л.Д. Воеводин, необходимо также указать, в чьих целях они предоставлены и осуществляются. Цель объективируется в интересах людей. Она придает правам и свободам личности социальную определенность. Права и свободы личности важны не сами по себе, а

110См. подробнее: Малиновский А.А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. 2002., № 8. С. 54-55; Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. СПб., 2003; Капинус О.С Эвтаназия в свете права на жизнь. М., 2006.

111Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 80.

97

в той мере, в какой они служат удовлетворению реально существующих потребностей людей, их коренных интересов112.

В общетеоретическом плане назначение субъективного права обусловливается осознанной потребностью (интересом) индивида и желанием удовлетворить свою потребность посредством осуществления конкретного субъективного права, способом, который не противоречит закону. В данном случае - удовлетворение потребности представляет собой цель, а субъективное право - средство достижения данной цели. С определенной долей условности можно говорить о том, что конкретной потребности корреспондируется соответствующее субъективное право. Если субъект достигает поставленной цели при помощи использования другого средства (реализует потребность для удовлетворения которой предусмотрено одно субъективное право посредством осуществления другого субъективного права), то он осуществляет субъективное право в противоречии с его назначением. Такое осуществление права является социально нежелательным и в целом ряде случае закон предусматривает для субъекта наступление негативных последствий (например, отказ в судебной защите права, осуществленного в противоречии с его назначением или лишение соответствующего права). В частности, ст. 7 Семейного кодекса РФ предписывает, что семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Вышеуказанный подход нашел свое отражение как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе. Например, в одном из учебников по гражданскому праву указывается, что под назначением права понимается та цель, для достижений которой данное право предоставлено субъекту. Назначение субъективных прав либо прямо определяется гражданским

112 См. подробнее: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России М., 1997. С. 132-133.

98

законодательством, либо устанавливается самими участниками гражданских правоотношений в их договоре, либо вытекает из существа данного права. Так, по договору жилищного найма жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи для постоянного проживания, т.е. для удовлетворения потребностей в жилье. Поэтому, если жилое помещение самовольно используется для других целей, например, для организации производства или ведения предпринимательской деятельности, это будет означать, что право осуществляется в противоречии с его конкретным назначением113.

Рассматривая вопрос о назначении субъективных прав сквозь призму проблемы злоупотребления правом, профессор Жан-Луи Бержель пишет, что субъективные права предоставляются только для удовлетворения легитимных интересов, а не для нанесения вреда другому лицу. Существование субъективных прав приобретает крайне нежелательный характер, если они отклоняются от своей цели. В таком случае необходимо сопоставить цель, преследуемую обладателями прав, и конечную направленность самих прав: целью некоторых прав выступает интерес их обладателя, другие предназначены для защиты иных лиц, например, детей; третьи обусловлены общим интересом; четвертые имеют одновременно и индивидуальную и социальную функцию, как, например, право собственности. При таком подходе суды могут наказывать за злоупотребления правом, искажение закона, превышение властных полномочий114.

По мнению Ю.С. Васильева, назначение права может быть раскрыто через объективную цель права и через субъективный интерес управомоченного, которые должны совпадать. Цель права –

113Гражданское право. Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 251-252.

114Бержель Ж.Л. Общая теория права. М., 2000. С. 75-76.

99

это тот результат, к которому по мысли законодателя, должно привести осуществление права и который заложен в содержании нормы права. Но назначение права – это не только общественно полезная цель права, результата его осуществления, но и правильное по содержанию развитие самих правовых отношений.

Правовые отношения являются, в конечном счете, лишь средством достижения определенных, признанных обществом целей. Но они имеют и известное самостоятельное значение, поскольку возникают между людьми, наделенными сознанием, психологией, привычками, и призваны еще до достижения цели оказывать определенное воздействие на сознание и психологию. Кроме того, правовые отношения – это часть общественных отношений в целом, поэтому необходимо учитывать их влияние на другие – неправовые отношения. В этой связи государство, общество не могут безразлично относиться к тому, какими средствами достигаются признанные обществом цели. Негодные средства, порочное развитие правовых отношений так же недопустимо, как и стремление к порочной цели.

Осуществление права вопреки его назначению, - пишет Ю. С. Васильев, - является противоправным действием и должно рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания его недействительным. В таком случае имеет место объективное противоречие между использованием конкретного субъективного права и его назначением, то есть той ролью, которую оно призвано играть в системе общественных отношений115.

Как можно заметить многими исследователями содержание понятия «назначение субъективного права» раскрывается через категорию «цель субъективного права». В некоторых других работах116

115 Васильев Ю.С. Взаимодействие права и морали // Сов. государство и право. 1966. № 11. С. 18-20. 116См. например: Белоножкин А.Ю. Содержание и формы злоупотребления субъективным гражданским правом. Дисс. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 120-124. (По мнению автора, конкретное назначение гражданских прав должно выводиться из тех целей, которые в них заложены. Конкретной целью субъективного гражданского права является тот положительный результат, для достижения которого данное

100

используется сходный подход, который не вызывает принципиальных возражений. Необходимо лишь четко разграничивать цель объективного права и цель субъективного права, не допуская смешения этих категорий.

Назначение субъективного права может быть определено в доктрине, законодательстве или в случае необходимости - в судебном решении.

Вопрос о назначении какого-либо субъективного права первоначально разрабатывается юридической доктриной. К примеру, назначение таких прав как право собственности, родительские права, права завещателя и наследников было определено еще римскими юристами. По мере развития цивилизации появляются и новые научные трактаты, в которых осмысливаются человеческие потребности и обосновывается необходимость в предоставлении индивиду новых субъективных прав117.

Назначение конкретных субъективных прав и свобод предопределяется общими принципами права, принципами той отрасли права в рамках которой они были предоставлены, обязанностями, которые были возложены на управомоченного субъекта. а также целью и смыслом самого субъективного права.

Говоря о взаимосвязи принципов права и назначении субъективных прав укажем, что поскольку принципы права представляют собой основополагающие идеи, на которых базируется система права, постольку именно они в целом ряде случаев и предопределяют назначение субъективных прав. Так, например, назначение таких прав осужденных как право на амнистию и

право существует. Нецелевое осуществление субъективного права имеет место в случаях, когда лицо посредством своего права достигает незаконных интересов, то есть, результата, который не соответствует содержанию права, когда право является средством достижения выгод, не только не предусмотренных правом, но и прямо противоположных тем целям, которые данное право имеет.).

117 См., например: Современное медицинское право. Сборник научных трудов / Отв. ред. О.Л. Дубовик, Ю.С. Пивоваров. М., 2003.