Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Malinovskiy_A_A_Zlopotreblenie_subektivnym_pr

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.16 Mб
Скачать

71

родовыми - вред имущественный, моральный и видовыми - тяжкий вред здоровью, менее тяжкий, легкий и т.д.). Несмотря на то, что в законодательстве целого ряда правовых систем используется как сам термин “зло”82, так и производные от этого термина понятия (“зловредность”, “злоумышленность”, “злонаправленность” и др.)83, употребление термина вред как в научной литературе, так и в законодательстве представляется обоснованным.

Первоначально необходимо остановиться на одной важной теоретической проблеме, касающейся понимания сущности вреда84. Как было указано выше, под вредом (в контексте исследуемой тематики) необходимо понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым либо косвенным результатом осуществления субъективного права. Это означает, что, если лицо, осуществляя свое субъективное право, умаляет тем самым какое-либо благо, то можно говорить о причинении вреда посредством осуществления права. Причем вред в данном случае может быть самым разнообразным.

Однако такой подход поддерживается не всеми учеными. Так, В.А. Тархов под вредом предлагает понимать “всякое умаление охраняемого законом блага”85. Получается, что вредом является умаление не любого блага, а только блага, охраняемого законом. Данная позиция не может быть поддержана, поскольку в таком случае создается ситуация, при которой не указанные в законе негативные последствия, которые будет претерпевать один субъект права в результате действий другого субъекта права нельзя будет признать

82Например, § 503 УК штата Пенсильвания обязывает управомоченное лицо при реализации некоторых прав (например, права на самозащиту, права на совершение вредоносных действий в ситуации крайней необходимости) осуществить выбор зла (т.е. проанализировать вредоносность своих предстоящих действий).

83Любые производные понятия от термина «зло», как правило, обозначают вредоносное поведение либо характеризуют направленность умысла субъекта на причинение вреда. Например, § 3294 ГК штата Калифорния указывает, что термин «зловредность» означает поведение, направленное на причинение истцу вреда со стороны ответчика, или поведение, выражающее осознанное презрение ответчика к соблюдению прав и уважению личной безопасности других лиц.

84См.подробнее: Малиновский А.А. Вред как юридическая категория // Юрист. 2006. № 2. С. 4-7.

85См.: Гражданское право России. Часть первая. Учебник / Под ред. З.И. Цыбуленко. М., 1998. С. 433.

72

вредом. Для иллюстрации данного тезиса рассмотрим следующую ситуацию. Закон, охраняя право гражданина на отдых, запрещает его соседям сильно шуметь (слушать громкую музыку, делать ремонт) в ночное время. Умаление данного охраняемого законом блага, т. е. ночное нарушение тишины будет признаваться вредом. Однако в утренние часы, в дневное и вечернее время закон не запрещает шуметь. Получается, что в это время указанное благо (право на отдых

втишине) законом не охраняется. Поэтому сильный шум, мешающий гражданину отдыхать во время бодрствования (читать книги, смотреть телевизор) нельзя (согласно определению В.А. Тархова) считать вредом.

Неполнота дефиниции вреда как всякого умаления охраняемого законом блага видна и при анализе других случаев. Так, жизнь и здоровье граждан являются охраняемым законом благом. Вместе с тем, причинение вреда нападающему грабителю, лицом, осуществляющим свое право на необходимую оборону является действием правомерным. Поэтому, например, телесная неприкосновенность грабителя не охраняется законом. Исходя из вышеуказанного определения, получается, что причинение телесных повреждений грабителю не является вредом, поскольку данное благо

вконкретном случае не охраняется законом. Однако в уголовном праве подобные телесные повреждения именуются как “вред, причиненный нападающему”.

Вэтой связи точной и наиболее полно отражающей сущность анализируемого понятия представляется дефиниция, предложенная В.П. Грибановым, который под вредом предлагает понимать всякое умаление личного или имущественного блага86. Отметим также, что данное определение нашло свое отражение и в учебной литературе87.

86См.: Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей М., 1973. (В кн. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 329.)

87Гражданское право: В 2-х т. Том. 1. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 441.

73

Объективности ради необходимо указать, что в зарубежной юридической науке также нет единства взглядов на понимание сущности вреда. В частности, немецкий профессор Е. Клюнцингер под вредом предлагает понимать “каждую невыгоду, которую лицо терпит, переживает вследствие определенного воздействия на его имущество или иное юридически защищенное благо”. Профессор Х. Брокс определяет вред как “каждый недобровольный ущерб, который причиняется тем или иным благам”88.

Попутно отметим, что согласно предписаниям § 3282 ГК штата Калифорния «вредом считается потеря или повреждение, причиненные какому-либо лицу или его имуществу». Таким образом, законодательная дефиниция вреда не содержит формальноюридического критерия (указания на защищаемое законом благо).

Безусловно, вред как социально-правовое явление имеет свои качественные и количественные характеристики. Наиболее социально вредные последствия любого человеческого деяния в науке уголовного права рассматриваются как общественно опасные89. Сама общественная опасность является признаком, позволяющим отграничить преступления от иных правонарушений. Чем больше социальная вредность деяния, тем оно более общественно опасно. И наоборот. Чем меньше социальная вредность деяния, тем оно менее общественно опасно. Отсюда - деяния более общественно опасные законодатель признает преступлениями, а менее общественно опасные - проступками.

В целом ряде случаев причинение малозначительного вреда вообще не является упречным с юридической точки зрения. Поэтому правомерное осуществление своего права, причинившее незначительный вред другому лицу (общественным отношениям) не

88См. подробнее: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 369.

89См.: Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой.

М., 1999. С. 128-138.

74

рассматривается как правонарушение. Вред в этих ситуациях, с точки зрения законодателя, представляется настолько ничтожным, что его причинение не считается юридически значимым.

Качественная характеристика вреда зависит от содержания объекта посягательства. Наиболее охраняемыми объектами являются: права и свободы человека и гражданина (прежде всего право на жизнь, на здоровье), общественное спокойствие, безопасность государства и др. Поскольку права и свободы человека

игражданина конституциями многих государств и международноправовыми актами признаются высшей ценностью, вред причиняемый общественным отношениям в данной сфере признается наиболее юридически упречным. Поэтому, чем более защищаемым с правовой точки зрения является охраняемое благо (жизнь, здоровье, честь, достоинство), тем более общественно опасным будет считаться причинение этому благу вреда.

Количественная характеристика вреда определяется величиной причиненного ущерба (незначительный ущерб, ущерб в крупном размере). В соответствии с этим - чем больше вреда причинено деянием охраняемому объекту (тяжкий вред здоровью, особо крупный размер хищения), тем оно более общественно опасно.

Достаточно трудным как с теоретической, так и с практической точек зрения представляется вопрос о вреде в объективном и субъективном смыслах. Вред в объективном смысле включает в себя те негативные последствия, которые законодатель установил в качестве таковых в тексте нормативного правового акта. В уголовном

иадминистративном законодательстве составы, указывающие не только на запрещенное деяние, но и на наступившие общественно опасные последствия называются материальными. В данном случае вопрос о социальной вредности тех или иных деяний уже заранее предрешен законодателем. Вред, причиненный общественным

75

отношениям, считается наличным вне зависимости от его оценки потерпевшим.

В некоторых случаях потерпевшего может не быть вообще или он может не считать себя таковым. В этих ситуациях считается, что причинен абстрактный вред - вред существующим общественным отношениям (к примеру, общественной нравственности). Нарушенным благом здесь является социальная допустимость существования некоторых общественных отношений. В частности, речь может идти о социальной вредности добровольных сексуальных отношений между взрослыми однополыми людьми. Если данные отношения признаются социально вредными и недопустимыми (хотя их участники не считают себя потерпевшими), то они объявляются противоправными и наказуемыми.

Вред в субъективном смысле представляет собой те негативные последствия, которые по своему усмотрению счел таковыми потерпевший. Это означает, что при совершении одного и того же деяния (например, оскорбление или клевета) одно лицо может посчитать себя потерпевшим (в результате перенесения нравственных страданий), а другое лицо не сочтет себя таковым. Здесь мы уже имеем дело с конкретным вредом, который потерпевший может попытаться указать в денежном эквиваленте.

Вопрос о классификации вреда, причиненного в результате злоупотребления субъективным правом является достаточно трудным. Дело в том, что разнообразие сущностных характеристик вреда обусловливает сложности с выбором соответствующих оснований для классификации, которая могла бы обнять все виды вреда. Тем не менее следует предложить две классификации вреда, при этом отметив их некоторую схематичность и условность.

Причиненный злоупотреблением вред можно

классифицировать

по потерпевшим, которым

были причинены

неблагоприятные

76

последствия в результате осуществления субъективного права третьими лицами. Обычно в дефинициях злоупотребления правом указывается, что вред причиняется личности, обществу, государству. Однако, безусловно, данный перечень не исчерпывает всех потерпевших, к которым также необходимо отнести: предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации, политические партии. Одним словом, когда говорится о том, что вред причиняется обществу, следует иметь в виду, что не только охраняемые законом общественные отношения претерпевают негативное воздействие, не только общество в целом может рассматриваться в качестве потерпевшего. К последнему в соответствующих случаях относятся и отдельные институты гражданского общества.

Другой аспект проблемы заключается в том, что законодатель не считает потерпевшими, например, животных. Поэтому, если в результате злоупотребления дрессировщиком своими правами (телесное наказание животного за неисполнение команды) пострадало какое-либо животное, считается, что вред причинен общественной нравственности, нормы которой запрещают жестоко обращаться с животными.

Наиболее сложной, но и в тоже время продуктивной с познавательной точки зрения представляется классификация по объекту причинения вреда. Здесь следует различать вред причиненный личности, а также вред, причиненный обществу и государству.

Представляется необходимым более подробно проанализировать вышеуказанные негативные последствия, поскольку именно в них и проявляется то зло, которое является следствием злоупотребления субъективным правом.

77

Негативные последствия, причиненные личности включают в себя физический, психический, моральный и материальный вред.

Физический вред представляет собой нарушение нормального протекания физиологических процессов в человеческом организме, а также нарушение его анатомической целостности. Он может выражаться в полной или частичной потере зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрате органом его функции, заболевании различными болезнями, наркоманией, токсикоманией, прерывании беременности и др.90.

В качестве примера причинения физического вреда в результате злоупотребления правом можно привести следующий случай. Родители 7-летнего ребенка (активные сторонники теории раздельного питания и лечебного голодания) злоупотребляя родительскими правами кормили своего сына низкоколлорийными продуктами, заставляли его часто голодать. Сначала ребенок стал отставать от сверстников в интеллектуальном и физическом развитии, а затем ему был поставлен диагноз - “анемия на фоне дистрофии”. Суд лишил отца и мать родительских прав, указав, что они злоупотребляли родительскими правами (правом по своему усмотрению осуществлять физическое воспитание ребенка).

Вред психическому здоровью представляет собой нарушение нормального протекания нервно-психических процессов в человеческом организме. Негативные последствия в данном случае проявляются в дебюте или рецидиве различных психических заболеваний: поведенческие расстройства, аффективные расстройства, психогенные психические расстройства и др.91.

Наглядным примером причинения вреда психическому здоровью в данном случае являются последствия злоупотребления свободой

90По вопросу о юридической квалификации причиненного вреда здоровью см. подробнее: Комментарий Уголовного кодекса РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 251259.

91См. подробнее: Судебная психиатрия. Учебник / Под ред. Б.В. Шостаковича. М., 1997.

78

вероисповедания. Так, в одной из тоталитарных сект после специфических религиозных ритуалов (многомесячные ночные бдения, многочасовые молитвы, строгие посты), которые предшествовали предполагаемому концу света у некоторых адептов были обнаружены признаки острого психоза, склонность к суициду, зависимое расстройство личности. В другом случае, у подростков во время религиозного обряда (жертвоприношения) возник индуцированный психоз.

Моральный вред представляет собой те негативные последствия, которые претерпевает лицо в результате умаления его чести, достоинства и деловой репутации либо нарушения его личных неимущественных прав. Данный вид вреда достаточно часто причиняется в результате злоупотреблений свободой слова и свободой массовой информации.

Необходимо сразу оговориться, что в зарубежных правовых системах вместо термина “моральный вред” используются другие понятия. Так, например, в германском праве применяется термин “нематериальный вред”, а в англо-американском праве - “психический вред”92.

Наибольшую трудность в данном случае представляет разграничение понятий “моральный вред” и “психический вред”. Безусловно, моральные переживания - это главным образом психические переживания. Однако психические переживания при моральном вреде (например, переживания оскорбленного человека), как правило, не являются симптомами психического заболевания, а потому не требуют психиатрического лечения и со временем проходят сами собой. Говоря иными словами, моральный вред - это непатологические эмоциональные расстройства (плохое настроение, плаксивость) или физические страдания (бессонница, головная боль).

92 См. подробнее: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М., 1997.

79

Понятие же “психического вреда”, как представляется, характеризует принципиально иное качество переносимых личностью страданий, к которым необходимо относить патологические психические расстройства. Поэтому, характеризуя эмоциональные переживания личности, наиболее правильным представляется использовать термин “моральный вред”, отграничивая его от понятия “вред психическому здоровью”.

Достаточно подробное определение морального вреда было дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. (с изменениями от 15 января 1998 г.) “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”. Так, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В большинстве случаев моральный вред в результате злоупотреблений субъективными правами причиняется чести, достоинству и репутации гражданина. Под честью понимается общественная оценка личных (морально-нравственных) качеств гражданина как члена общества. Достоинство представляет собой внутреннюю самооценку человеком своих собственных качеств, своего места в семье, коллективе, обществе. Под репутацией понимается сложившееся общественное мнение о личных и профессиональных качествах человека.

Посредством злоупотребления свободой слова, правами журналиста или свободой массовой информации в отношении

80

гражданина могут быть распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, что позволяет говорить о причинении морального вреда. Как указывается во многих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения порочащие производственную или общественную деятельность гражданина), которые умаляют его честь и достоинство93.

Следующим видом вреда, причиняемого потерпевшему лицом, злоупотребляющим своим субъективным правом, является материальный вред, под которым понимаются любые имущественные потери - уменьшение стоимости поврежденной вещи, уменьшение или утрата дохода, необходимость новых расходов94.

Расходы потерпевшего и повреждение его имущества охватываются понятием реального ущерба ( это те расходы, которые потерпевшее лицо должно будет понести для устранения причиненных имущественных потерь). Не полученные потерпевшим доходы составляют упущенную выгоду.

Классическим примером причинения имущественного вреда посредством злоупотребления субъективным правом является случай, когда грузчики одного из морских портов объявили забастовку как раз в тот момент, когда под разгрузку встал корабль со скоропортящимися продуктами. В результате злоупотребления грузчиками правом на

93В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (от 24 февраля 2005 г. № 3) «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указывается, что предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 ГК РФ право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

94См. подробнее: Гражданское право: В 2 т. Том. 1. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 441 -443.; Богданов О.В. Вред как условие гражданско-правовой ответственности. Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001.