Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Malinovskiy_A_A_Zlopotreblenie_subektivnym_pr

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.16 Mб
Скачать

81

забастовку получателю груза и судовладельцу был причинен существенный материальный вред, поскольку за время забастовки товар полностью испортился.

Перейдем к анализу вреда, причиняемого обществу и государству.

Политический вред представляет собой те негативные последствия в сфере государственного управления, которые возникают в результате злоупотреблений конституционными правами и свободами. К негативным последствиям в политической сфере можно отнести вред, причиняемый процессам формирования и функционирования государственных органов, политических партий, общественных объединений.

В частности, злоупотребление правом на предвыборную агитацию причиняет вред процессам формирования представительных органов власти. Вполне очевидно, что такая разновидность данного вида злоупотребления как подкуп избирателей извращает сущность демократической процедуры свободного волеизъявления народа, мешает выборщикам беспристрастно отдать свой голос за более достойного кандидата, чья предвыборная программа отвечает потребностям общества. Именно поэтому в отечественном и зарубежном законодательстве содержится запрет на злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации. Причем закон не ограничивается общим указанием на запрещенное поведение, а содержит перечень тех злоупотреблений, которые представляются наиболее социально вредными. Например, ст. 68 («Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации по вопросам референдума») Федерального конституционного закона «О референдуме Российской федерации» устанавливает, что запрещается вручать участникам референдума денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение

82

организационной работы; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары (за исключением специально изготовленных для референдума печатных материалов), оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и другим материальных благ (в том числе и по итогам голосования).

В отличие от политического вреда, последствия которого проявляются в сфере государственного управления, нравственный вред целиком и полностью лежит в сфере функционирования общества. Нравственность представляет собой совокупность господствующих на конкретно-историческом этапе социального развития общества норм, обычаев и традиций регламентирующих взаимоотношения людей между собой. Правила нравственности базируются на признаваемых большинством идеалах добра и справедливости.

Таким образом, субъект, злоупотребляя правом, причиняет нравственный вред (т.е. вред существующим общественным отношениям), если, осуществляя право, он не соотносит свое поведение с господствующими на данный момент в обществе представлениями о добре и зле, хорошем и плохом, с общечеловеческими ценностями, социально признанными нормами, регламентирующие отношения людей к друг другу, семье и обществу.

Например, злоупотреблением свободой вероисповедания следует признавать призывы проповедника к разрыву семейных связей. В частности, в проповедях некоторых представителей тоталитарных сект говорится о том, что «спастись перед концом света можно только в одиночку», «нельзя тратить время на пустяки (общение с родителями, воспитание детей) нужно подумать о вечном», утверждается, что «ваша семья – это братья-сектанты или

83

сестры-послушницы, а не родители и дети», напутствуется, что «если ваши родные не разделяют вашу веру – покиньте их, ибо они от лукавого». В данном случае в публичной проповеди пропагандируются те нормы, которые идут вразрез с такими правилами общественной нравственности как необходимость сохранения семьи, священность брачных уз, стремление к совместному (отцом и матерью) воспитанию детей.

Другие деяния, такие как пропаганда в научно-популярной литературе по практической психологии социально вредных действий (в частности, пропаганда насилия и жестокости как способов воспитания детей, методов психологического манипулирования в общении с друзьями; обоснование допустимости нарушений «джентльменских соглашений» как стратегия преуспевания в бизнесе, нарушений супружеской верности как средства эффективного преодоления возрастных кризисов) также следует рассматривать в качестве злоупотреблений правом на свободу выражения собственного мнения, правом на свободу творчества, поскольку это причиняет вред общественной нравственности.

Безусловно, вышеперечисленные виды вреда не исчерпывают всего того многообразия негативных последствий, которые могут быть причинены личности, обществу и государству в результате злоупотребления субъективными правами. В частности, А.В. Юдин, исследуя проблему злоупотребления процессуальными правами, указывает, что вред может проявляться в негативных экономических, организационных, идеологических и личных последствиях95.

Экономический вред, по его мнению, выражается в денежных потерях суда (сюда, например, входят суммы, которые будут присуждены с государства в пользу недобросовестного лица, если

95 См. подробнее: Юдин А.В. Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве.

СПб., 2005. С. 67 -75.

84

принятие судом ошибочного судебного акта стало возможным вследствие допущенного таким лицом злоупотребления процессуальными правами) и лиц, участвующих в деле (здесь речь идет о судебных расходах и издержках).

Организационные последствия - это вред, причиняемый недобросовестным лицом нормальному развитию и функционированию гражданских процессуальных правоотношений, выражающийся в напрасном расходовании процессуальных ресурсов на установление заведомо несуществующих для лица фактов, на исследование подложных доказательств, изготовление процессуальных документов. Отрицательные организационные последствия выражаются в недостижении основных задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ).

Идеологические последствия злоупотребления правом, как считает А.В. Юдин, заключаются в утрате судом авторитета как органа правосудия. Суд, рассматривающий беспредметные иски или бесконечно откладывающий заседания из-за неявок ответчика, умышленно затягивающего рассмотрение дела, производит отрицательное впечатление на участников процесса своей беспомощностью и неспособность противостоять таким проявлениям. Это лишает судебную деятельность воспитательного компонента и порождает неверие в силу суда.

Личный вред, причиняемый злоупотреблением гражданским процессуальным субъективным правом, состоит в моральных переживаниях лица, участвующего в деле, потерпевшего от недобросовестной стороны96.

Для выяснения сущности злоупотребления правом представляется важным различать вред в юридическом и

96 Юдин А.В. Указ. соч. С. 72.

85

фактическом смыслах. Вред в юридическом смысле - это те негативные последствия, которые указаны в действующем законодательстве как результат осуществления права (например, нарушение прав и интересов детей в результате злоупотребления родительскими правами). Вред в фактическом смысле - это все те негативные последствия осуществления субъективного права “во зло”, вне зависимости от того признает ли их социально вредными законодатель или нет. То есть сюда включается как вред в объективном (юридическом) смысле, так и вред в субъективном смысле.

Поэтому, если в результате осуществления субъективного права произошло умаление охраняемого законом блага, речь должна идти о противоправном злоупотреблении правом. Злоупотребление в данном случае при наличии соответствующих признаков может квалифицироваться как правонарушение. Если посредством осуществления права произошло умаление не охраняемого законом блага, то перед нами правомерное злоупотребление правом, которое не является правонарушением.

86

1.2.Осуществление субъективного права в противоречии с его назначением

Для того, чтобы охарактеризовать второй признак злоупотребления правом - осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, необходимо сначала разобраться в назначении субъективного права97.

Рассматривая вопрос о назначении права нужно четко различать два аспекта данной проблемы. Первый аспект заключается в изучении социального назначения объективного права, которое состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, в создании необходимых условий для нормального и прогрессивного развития общества98. Второй аспект включает в себя проблематику, связанную с назначением субъективного права.

Субъективное право представляет собой меру возможного поведения (меру свободы), предоставленную законом управомоченному лицу для удовлетворения своего интереса. Исходя из данного определения, можно заключить, что назначение субъективного права состоит в том, чтобы субъект мог на законных основаниях, в рамках предоставленных ему объективным правом правомочий, совершать действия, направленные на удовлетворение своих интересов. Поэтому ключевым моментом в понимании сущности назначения субъективного права является содержание понятия “интерес”. Остановимся на этой проблеме более подробно.

В основе любого субъективного права лежит потребность, а точнее, необходимость в ее удовлетворении. Попутно заметим, что категория “потребность” в большей степени относится к понятийному

97См.: Малиновский А.А. Назначение субъективного права // Правоведение. 2006. № 4. С. 222-230.

98Радько Т.Н. Функции права / Общая теория права. Курс лекций. Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993., С. 268

87

аппарату психологии. В юриспруденции эта категория преимущественно обозначается через термин “интерес”. Категория интереса довольно обстоятельно исследована в отечественной и зарубежной юридической литературе99. Однако в настоящей работе данная категория будет рассмотрена сквозь призму назначения субъективного права.

Итак, начнем с того, что первоначально у человека возникают потребности, которые необходимо удовлетворить. Однако наличие одной потребности в качестве стимула к соответствующему поведению недостаточно. Необходимо сначала, чтобы человек осознал данную потребность. Вместе с тем, мы можем осознать не все потребности (это касается, например, невозможности осознания необходимости для нашего организма какого-либо витамина). Кроме того, дети в силу возраста также не могут осознавать некоторые свои потребности.

Осознание потребности, актуализирует ее для конкретного субъекта, превращая ее в мотив. Под мотивом в психологии понимается сознательное побуждение к достижению цели, осознаваемой индивидом как личностная необходимость100.

После того, как потребность замотивировала человека на совершение определенных действий, у него появляется желание достичь поставленной цели. Это желание можно терминологически обозначить как интерес (интерес в удовлетворении своей потребности). Объективности ради укажем, что категория интерес в психологической науке является не столь “популярной” как категория “потребность”. Более того, большинство зарубежных психологов активно не используют понятие интереса в своем категориальном аппарате.

99См. например: Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984.; Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль., 1880.

100Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 111.

88

Для выяснения сущности назначения субъективного права представляется обоснованным более пристально присмотреться к такой категории как “потребность”. Этот подход заслуживает внимания, поскольку в дефинициях как “субъективного права”, так и “интереса” зачастую содержится указание на потребности индивида. Так, например, Г.Ф. Шершеневич пишет: “Субъективное право есть власть осуществлять свой интерес, а поэтому интерес является определяющим моментом. Интерес предполагает, что человек сознает способность блага удовлетворить его потребность и потому стремится этим путем”101. С.В. Михайлов указывает, что по форме интерес представляет собой общественное отношение, имеющее содержанием потребность субъекта, носящую социальный характер и проявляющуюся в осознании и реализации целей102. В этой связи термины “интерес” и “осознанная потребность” можно употреблять как синонимы.

В то же время, было бы неправильным полностью отказываться от категории интереса. Во-первых, термин интерес достаточно часто используется в юриспруденции103. Во-вторых, некоторые носители субъективных прав и свобод (предприятия, учреждения, политические партии, общественные организации, религиозные объединения) в силу отсутствия у них психики не могут осознать свои потребности, но, безусловно, имеют интересы в достижении своих целей. В-третьих, конкретный интерес, как мотив и одновременно цель правового поведения, - это не только желание удовлетворить осознанную потребность, это еще и указание на те общественные отношения (а в большинстве случаев - правоотношения), в рамках которых только и можно достичь поставленной цели.

101Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Т. 2. М., 1995. С. 199.

102Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 26.

103См. например: Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004.

89

Правоотношения, в сфере которых реализуются интересы, предполагают признание государством и обществом за человеком необходимости в удовлетворении некоторых потребностей, а также в целом ряде случаев, и способов удовлетворения потребностей. Кроме того, удовлетворение прямо указанных (или подразумеваемых) в законе потребностей обеспечивается принудительной силой государства.

Как правильно указывает Н.И. Матузов, само установление субъективных прав и обязанностей есть юридический способ предоставления в индивидуальное пользование соответствующих

материальных,

политических,

духовных

и

личных

благ,

удовлетворения разнообразных потребностей людей104.

 

Основным назначением субъективного права является

формальная

правозглашенность

и

государственная

гарантированность возможности человека удовлетворить свою потребность (интерес), установленным в законе способом. Безусловно, далеко не любая потребность может быть положена в основу субъективного права, а также не каждый способ ее удовлетворения может быть признан легальным.

В этой связи, одной из задач юриспруденции на протяжении веков как раз и было выявление тех базовых (витальных и социальных) потребностей без удовлетворения которых человек не может существовать, а также тех способов их удовлетворения, которые признаются государством и обществом приемлемыми на конкретно-историческом этапе развития социума.

В самом общем виде под потребностью понимается испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от

104 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 230.

90

параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологического существа, индивида и личности105.

Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности к созданию и реализации условий существования и развития. С определенной долей условности потребности можно разделить на витальные (т.е. биологически необходимые для человека) и социальные (присущие человеку, выражаясь словами

Аристотеля, как “политическому существу”).

 

Известный психолог А.Х. Маслоу

предлагал другую

классификацию потребностей, которую он располагал в виде пирамиды, где основание образуют физиологические потребности, а вершину - потребность в самоактуализации. В самом общем виде данная классификация включает в себя:

1.физиологические потребности (сон, голод, жажда);

2.потребности в безопасности и защите (наличие хорошо оплачиваемой работы, уверенность в завтрашнем дне, защищенность от противоправных действий)

3.потребности в принадлежности к социальным группам и любви ( наличие заботы со стороны родных и близких);

4.потребности в уважении (признание заслуг и успехов);

5.познавательные потребности (стремление получить знания и

навыки);

6.эстетические потребности (необходимость удовлетворения чувства прекрасного);

7.потребность в самоактуализации (личного самоусовершенствования) 106.

Вполне очевидно, что удовлетворение некоторых из указанных

выше потребностей невозможно без их формально-юридического

105Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Указ. соч. С. 152.

106О различных классификациях потребностей см. подробнее: Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Указ. соч. С.

152-153.; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 487-499.