Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Палаццоли и др. Парадокс и контрпарадокс. Новая....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
837.63 Кб
Скачать

Глава 8. Предписание на первом сеансе

99

Родители рассказали терапевтам следующее. Они по­женились поздно, познакомившись через католическое брачное агентство. У обоих не было предшествующего сексуального опыта. Они нашли общий язык очень быст­ро, будучи оба «простыми» и имея одинаковые взгляды. (Слово простые здесь важно, — оно бесконечно повто­рялось на сеансе.) Их социальный и культурный уровень был весьма низок: у каждого не более пяти классов началь­ной школы.

Коммуникативные расстройства у обоих впечатляли. Их постоянные возражения и дисквалификации делали контакт практически невозможным. Почти во всех их фра­зах присутствовали загадочные слова «все равно», остав­лявшие задавшего вопрос терапевта в недоумении.

Что касается отношений с собственными родитель­скими семьями, то возникало впечатление их весьма зна­чительной удаленности от семьи жены, но, с другой сто­роны, тесной связи с семьей мужа.

Синьор Вилла до 37 лет жил со своей матерью и млад­шей сестрой, Зитой. В одном с ними трехэтажном доме жили два его брата со своими женами и детьми. Оба брата закончили техническое училище и были материально благополучны.

Нина, жена, была, хорошо принята свекровью и золов­кой, в основном благодаря своей «простоте». Чтобы устроить жилье для новобрачных, квартиру матери раз­делили на две части огромным шкафом, поставленным посреди главного коридора. Сначала все шло хорошо, но осле смерти матери Зита сразу же начала ссориться с братьями: она хотела продать им унаследованную ею часть дома (за немыслимую цену) и уехать. Нину, неизменно старавшуюся угодить всем и каждому, в ходе одной из семейных ссор Зита обвинила в том, что «все из-за нее». Нина испытала сильнейший моральный шок, а ее негодующий муж не мог взять в толк, как можно столь несправедливо обвинить такую милую и «простую» жен­щину.

Наконец, благодаря вмешательству друзей, братья согласились выплатить Зите деньги; затем та вышла замуж и покинула семью. В течение всего этого периода

4*

too

Часть третья

(предшествовавшего болезни Лилло) Нина, подавленная и униженная, постоянно умоляла мужа переехать и таким образом бежать от семейной вражды, но не смогла его уговорить. Даже после того, как Зита покинула «поле боя», отношения между оставшимися членами семьи по-прежнему были прохладными и напряженными. «На­всегда прошли те хорошие времена, когда мы вместе собирались на маминой кухне смотреть телевизор». Но, сколько мы ни задавали вопросов, мы никак не могли определить причину сохранения холодности. Разве не Зита являлась источником конфликта? Разве не про­тив нее все объединились? На эти вопросы давались весьма туманные ответы в духе пословицы: «Обжегшись на молоке, дуешь на воду». Но кто обжегся и почему, оста­валось непонятным.

Внезапная перемена в Лилло произошла вскоре после замужества Зиты. Наши попытки разобраться, что же слу­чилось непосредственно перед этим, тонули в массе несо­ответствий. Тем же кончались и наши старания узнать, каковы были первые признаки психоза у Лилло. Однако именно во время этой части сеанса Лилло вставал со сво­его кресла: он дважды подходил к матери, легонько каса­ясь ее рта и закрывая ей уши. Он ни разу не приблизился к отцу, сидевшему в дальнем конце комнаты.

При обсуждении сеанса команда терапевтов была еди­нодушна в том, что семья не мотивирована на терапию. Было ясно, что она утаивала от нас важную информацию. Поэтому предложить ей терапию было бы ошибкой. Мы чувствовали, что важно с нашей стороны одновре­менно указать на необходимость семейной терапии и от­казать в ней, подталкивая родителей к тому, чтобы они са­ми о ней попросили. Но как мы могли это сделать?

Намек терапевтов на то, что в принципе можно было бы переехать жить в другой дом, встретил мощное сопро­тивление пары, заявившей, что по экономическим при­чинам это совершенно невозможно. Настаивать было бесполезно. Было ясно, что если бы они могли решиться на переезд, они бы уже это сделали. Но если жизнь в боль­шой семье сопровождалась столькими проблемами, то по­чему же они не уезжали? Мы не смогли найти лучшего