Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Палаццоли и др. Парадокс и контрпарадокс. Новая....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
837.63 Кб
Скачать

Глава 16. Терапевты заявляют о своем бессилии

179

жимым смехом; тем временем родители смущены и сидят, едва дыша.) Но так не может быть. (Повышая голос) Папа и мама хотят лишь того, чтобы ты стал мужчиной, на­стоящим мужчиной (возгласы одобрения от родителей). (Пауза) Тем не менее, если ты считаешь, что чтобы стать мужчиной, тебе необходима женская болезнь, мы прини­маем избранный тобой путь. Мы уважаем его. Мы не про­сто уважаем его, но считаем, что ты должен сохранять свою анорексию. И вам, родители, мы рекомендуем отно­ситься к этому так же: эта женская болезнь должна про­должаться, поскольку Джулио убежден, что только с жен­ской болезнью он может стать мужественным».

Когда семья пришла на второй сеанс, Джулио прибавил в весе несколько фунтов. Они рассказали нам, что по пути домой с первого сеанса они заехали в ресторан. Когда официант подошел, Джулио немедленно заявил: «Прине­сите мне спагетти», — которые затем жадно проглотил на глазах изумленных родителей. Он изменился не только по отношению к пище. Он перестал быть послушным в школе, делал только минимально необходимые уроки, начал играть в бокке и ходить в секцию спортивной борь­бы. Произошел и целый ряд других изменений. Родите­ли, должным образом запуганные словами о «женствен­ности», не только позволили ему заниматься спортом, но и стали устраивать дома вечеринки, на которые пригла­шали сверстников Джулио. Терапия продолжалась еще четыре сеанса, и, когда она завершилась, перед нами был пышущий здоровьем и гордый собой Джулио, только что победивший в соревновании юниоров по бокке1.

Вернемся к семейству Босси. Эта семья с ее типичной ши­зофренической игрой неудачную по форме рекомендацию

Здесь мы хотим еще раз выразить свою убежденность в необ­ходимости строгой индивидуализации терапевтического вмешательства. Через год после успешного завершения случая Джулио мы наивно повторили то же вмешательство в другом случае мужской анорексии, при совершенно иной семейной ситуации и, как и следовало ожидать, не получили никакого результата.

180

Часть третья

доктора могла воспринять исключительно как вдохновля­ющий вызов.

Первый сеанс прошел в почти нестерпимой бессмы­сленной болтовне. Семья состояла из пяти человек — родителей и троих детей; идентифицированный пациент, Агнеса, была средним ребенком. Ей было четырнадцать лет, и она страдала анорексией более двух лет. За это время первоначальная симптоматика осложнилась психоти­ческим поведением и галлюцинациями. Полное описание бурного процесса терапии этой семьи потребовало бы солидного тома с приложением в форме видео- и аудио­записей командных дискуссий. Здесь мы скажем лишь, что испробовали абсолютно все вмешательства, описан­ные до настоящего момента в этой книге, и не получили никакого эффекта. Мы даже вынуждены были удвоить оговоренное число сеансов, добавив еще десять, несмотря на отдаленность места жительства семьи от нашего Цент­ра в Милане. Для них, впрочем, увлекательность «пое­динка» явно стоила всяческих неудобств.

На различные наши вмешательства семья отвечала блестящими дисквалификациями, тем временем Агнеса сменила крайнюю худобу на пышную дряблость и усилила свое психотическое поведение. И, несмотря на все это, семья продолжала ходить к нам!

К семнадцатому сеансу, будучи уже в крайнем раздраже­нии, мы твердо поняли, что пришел момент заявить о своем бессилии, никого в нем не обвиняя. Мы предположили, что семья бросает вызов прежде всего женщине-терапевту, считавшейся авторитетом в области анорексии. Потому мы решили, что именно она должна унизить себя перед семьей, объявив о своей беспомощности. Реакцией роди­телей на этот маневр были изумление и испуг. Но на лице Агнесы, когда она поднималась с кресла за курткой и свите­ром, мы заметили улыбку удовлетворения. Эта улыбка была первым знаком того, что мы наконец сделали верный шаг.

Следующий сеанс, состоявшийся месяц спустя, был за­поминающимся. Беседа началась с рассказа отца об улучше­нии у Агнесы в течение последних нескольких недель. Она стала есть более регулярно, перестала устраивать скан­далы за едой и ела теперь больше, чем прежде. У нее воз-