Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
подробно шпоры 1-67.docx
Скачиваний:
95
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
539.28 Кб
Скачать

Вопрос 20. Неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон)

Неотомизм — философия современной католической церкви — ос­новывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объек­тивно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных предста­вителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), Ю. М. Бохенский (Швейцария), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение: «Философия — слу­жанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии. Ее цель — интел­лектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гар­монии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворен­ных вещей к Богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главен­ствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается не­отомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет со­бой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине нахо­дится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. При­знается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу боже­ственного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и мате­рия, поэтому ее существование не является вечным. Божественное про­видение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма быть — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — ду­ховная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире осо­бое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что челове­ческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятель­ность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и фор­мулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку Богом даро­вана свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответ­ственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться дан­ной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бы­тия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной явля­ется также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Неотомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам Ж. Маритена, «вера в человека спасается че­рез веру в Бога». Отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем са­мым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиоз­ной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внима­ния уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценнос­тей, добрым началам человеческой сущности.