Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий курс ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
1.13 Mб
Скачать

9.2. Византийское законодательство Юстиниана

Император Юстиниан Великий (ок.483-565 гг.) происходил из простой семьи. Своим возвышением он был обязан дяде – императору Юстину I, благодаря которому получил блестящее образование. В 527 г. он был усыновлен Юстином и сделан соправителем, а в том же году после смерти Юстина стал императором.

В 528 г. Юстиниан учредил комиссию из десяти правоведов с преподавателями высшей константинопольской школы Трибонианом и Феофилом во главе для кодификации законодательства. Эта задача была выполнена в 529 г. Впоследствии, после дальнейшей законодательной деятельности, Кодекс был обновлен и переиздан в 534 г. До нас дошло только это второе издание.

Затем, в 530 г. комиссия из шестнадцати правоведов с Трибонианом во главе стала собирать и изучать всю массу сочинений римских юристов, извлекать тексты, разъясняющие вопросы права, и систематизировать их. Составляя этот сборник, Юстиниан хотел устранить неудобства, проистекавшие из того, что сочинения юристов содержали множество противоречий и разногласий, и применять их для руководства было весьма сложно. Итогом кропотливой работы стал Дигест или Пандект. Комиссия включила в него выдержки из 1625 сочинений. Весь материал был разделен на три группы: Сабинову группу – по преимущество толкования гражданского права, составленные Сабином и его комментаторами; эдиктную группу – комментарии на преторские эдикты, и Папинианову группу – изречения, объяснявшие отдельные юридические вопросы и случаи. Комиссия широко пользовалась правом делать сокращения, устранять противоречия, устарелые места и т.д.

Наряду с Пандектом в 533 г. Трибониан, Феофил и Дорофей составили краткий обзор действующего имперского права в четырех книгах по плану знаменитых Институций Гая под таким же наименованием. Новые Институции должны были служить школьным учебником для начинающих юристов. Однако в новом учебнике были учтены все изменения в праве, происшедшие в Византийской империи за это время. Важная особенность Институций заключалась в том, что они наравне с Кодексом и Пандектом обладали силой закона.

После этого Юстиниан запретил дальнейшую законотворческую деятельность, однако сам до смерти издал еще 134 указа по различным вопросам гражданского, церковного и административного права, которые составили сборник Новелл.

Все четыре части (Codex, Institutiones, Digesta (Pandectae), Novellae) получили название Corpus juris civilis – «Свод гражданского права». Новеллы были написаны преимущественно на греческом языке, остальные сборники – на латыни.

9.3. Византийское законодательство после Юстиниана

В послеюстиниановский период наибольший подъем активности в области правотворчества приходится на правление Македонской династии (867-1453 гг.), но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (буквально: «выборка», «избранные законы»), подготовленный и изданный в 726 г., в правление императоров-иконоборцев.

Корпус (свод) законов Эклога был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана, и полное его название было такого: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом (Исавром) и Константином (соправителем Льва Константином Копронимом), мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Дигест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смысле большего человеколюбия». Несмотря на ссылку на Кодекс Юстиниана, многое в Эклоге было новым и прямо противоречило праву Юстиниана. Реформаторская нацеленность сборника была ориентирована на область процессуального права: провозглашался принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественной обеспеченности, вводилось жалование всему судебному персоналу из казны и устанавливалась безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.

Наиболее оригинальным стал титул (раздел) Эклоги о наказаниях. Он занимал 1/5 всего объема. Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и др. преступления против нравственности и семьи. Сюда был включен также перечень телесных и членовредительных наказаний: битье палкой и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. В отличие от кодекса Юстиниана телесные наказания часто заменяли смертную казнь – в этом проявлялось человеколюбие. Были также отменены некоторые жестокие виды смертной казни – распятие, сожжение. Смертная казнь сохранялась за кровосмесительство, мужеложство, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой и некоторые ереси. В целом система наказаний была направлена на обеспечение справедливого возмездия и искупления вины, а также на предупреждение преступлений в будущем. Дети до семи лет субъектами преступления не считались. Состояние аффекта освобождало от наказания.

Процесс был инквизиционный: допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Все стадии процесса оформлялись письменно.

Помимо Эклоги в VIII-IX вв. действовали другие законы.

Земледельческий закон, принятый почти в тоже время, что и Эклога, регулировал поземельные отношения в крестьянской общине: споры о границах земельных участков, последствия самовольной распашки чужой земли, споры о жеребьевке, подати и экстраординарные налоги.

Морской закон представлял собой запись морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский закон, которым многие европейские страны пользовались с VII по XV вв. Действовал также Военный закон, который регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц, и Моисеев закон под названием «Выборка из данного Богом израильтянам через Моисея закона». Он включал собрание выдержек из Пятикнижия, относящихся к морально-религиозным предписаниям и нормам социального поведения, в том числе и знаменитые 10 заповедей, сообщенные Моисею на горе Синай. Все эти отрывки были перегруппированы и перефразированы и составили 50 глав, каждая из которых снабжалась рубрикацией, информировавшей о ее содержании. Т.е. эти заповеди и нормы рассматривались как имеющие юридический характер.

В 867 г. в Византии воцарилась Македонская династия. Она порывает всякую связь с идеями императоров-иконоборцев и осуждает в том числе и их законодательную деятельность. Так, по отзыву Василия I Македонянина Эклога была не столько «избранием», сколько «извращением» юстиниановых законов. Отсюда проистекает цель Василия – отменить все устаревшие законы, упорядочить и очистить право Юстиниана, и, наконец, издать краткое юридическое руководство или учебник права. Эта последняя задача была осуществлена в первую очередь: в 870-878 гг. Василий Македонянин обнародовал Прохирон (т.е. ручная книга законов). По назначению он являлся учебным пособием, однако, он обладал и силой закона, как Институции Юстиниана.

Затем, в 884-886 г. была издана переработка юстиниановых законов под название Эпанагога (т.е. воспроизведение – переработанное повторение законов) или Исагога (введение в историю науки). Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданом и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях.

Наконец, преемник Василия Лев Мудрый (Лев Философ) обнародовал очищенный свод юстинианова права, с X в. получивший название Василик (царские законы). Они были изданы в 60-ти книгах. Каждый титул Василиков начинается отрывком сочинений римских юристов, помещенных в Дигестах; затем следуют извлечения из Кодекса, Институций и Новелл Юстиниана, которыми дополняются или подтверждаются выдержки из Дигест. Новеллы византийских императоров от Юстиниана до Василия в Василики не вошли.

Прохирон, Эпанагога и Василики являются последними кодификационными работами в Византии. Законодательная деятельность последующих императоров заключалась только в издании новелл, между которыми с X в. начинают различать хрисовулы, т.е. грамоты с золотыми печатями. Как правило, они предоставляли привилегии отдельным лицам и учреждениям.