Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий курс ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
1.13 Mб
Скачать

22.2. Конституция Японии 1890 г.

В октябре 1881 г. император объявил об установлении конституционного правления и созыве парламента в 1890 г. Разработку конституции возглавил Ито Хиробуми, которого направили в Европу для изучения конституционной практики того времени. За образец он взял конституцию Пруссии.

Промульгация (обнародование) конституции состоялась 11 февраля 1889 г., в силу она вступила с ноября 1890 г.

Конституция закрепила полуабсолютистский монархический режим, указала на непрерывность династии, а личность императора объявила «священной и неприкосновенной». Единственное ограничение содержалось в ст.5: необходимость согласия парламента при принятии законов. Но в чрезвычайных условиях (на усмотрение императора) он мог издавать законы сам. При этом император созывал парламент, открывал и закрывал сессии, мог распустить нижнюю палату. От имени императора осуществлялась судебная власть.

Император стоял во главе администрации, а также армии и флота, он назначал и увольнял гражданских и военных чинов, устанавливал их жалование. Император имел право самостоятельно решать вопросы войны и мира, заключать международные договоры, объявлять военное положение. Он жаловал ордена, титулы, объявлял амнистию.

Кабинет министров был ответственен только перед императором. Совещательным органом при нем являлся Тайный совет.

Парламент был двухпалатным. Верхняя палата – палата пэров, в нее входили принцы императорской крови, все князья, маркизы, представители от графов, виконтов, баронов; депутаты по назначению императора, члены Академии наук и выборные представители от лиц, плативших самые большие налоги (такие депутаты утверждались императором).

Нижняя палата – палата представителей. Ее депутаты избирались мужчинами с 25 лет, при этом существовал имущественный ценз и ценз оседлости. В результате этих ограничений в первых выборах участвовало всего около 1% населения Японии.

Конституция предоставляла свободу жительства и передвижения, неприкосновенность личности и жилища, но с оговоркой, что все права могут быть ограничены императором.

В последней главе предусматривалось, что император может изменить Конституцию, но она не изменялась до 1947 г.

22.3. Развитие права в Японии

Конституция 1889 г. установила общие начала новой судебной организации. Провозглашалась независимость судебной власти, ее подчиненность закону, судьям гарантировалась независимость. Главой судебной системы являлся император, суды действовали от его имени. Еще до принятия Конституции, в рамках прежней юстиции были проведены процессуальные новшества: заседания стали открытыми, в том числе для прессы (с 1872 г.), были полностью запрещены пытки свидетелей и обвиняемых при разборе дел (1874 г.).

Новая система органов юстиции была сформирована на основании Положения о судоустройстве 1890 г., принятого одновременно с первым для Японии уголовно-процессуальным кодексом; в их разработке приняли активное участие видные германские правоведы. По новому закону была создана единая система судебных инстанций, установлена строго территориальная подсудность.

Основными органами общей юстиции стали местные суды (к концу 1920-х гг. их насчитывалось 281 по стране) и районные суды (51) – они рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, по которым могло быть назначено наказание не свыше 1 года заключения или 300 йен штрафа, и гражданские с небольшой суммой иска.

Мелкие дела и правонарушения разбирали низовые, полицейские суды, которые были вправе назначить наказание не свыше 20 дней ареста или 20 йен штрафа.

Третью уголовную инстанцию составили окружные апелляционные суды (их было 7 в конце 1920-х гг.), где дела рассматривались только в порядке обжалования, которое было обставлено сложными формальностями.

Во главе судебной системы находился Высокий суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене против членов императорской династии, а также преступления, совершенные членами династии. Гражданские процессы против членов династии могли проходить только в центральном, Токийском апелляционном суде.

Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи – Министерством юстиции. Судьи апелляционных судов должны были иметь 10-летний юридический или преподавательский стаж. Членство в Высоком суде было практически пожизненным и ограничивалось только возрастом (63 года, 65 – для председателя).

Представителями государства в процессах выступали прокуроры, объединенные системой Министерства юстиции. В 1893 г. был принят закон об адвокатах. Однако участие адвокатов в процессах и их роль были ограниченными. Так, например, свои вопросы участникам процесса они могли задавать только через председательствующего; «недостойное» поведение адвокатов в процессе могло стать предметом разбора дисциплинарного суда по представлению прокурора.

Отдельно была создана система административных судов (по Закону 1890 г. их было 17 на страну). Члены этих судов назначались императором (фактически – премьер-министром). Административные суды были вправе разбирать иски к налоговым органам, по поводу лицензирования, привлечения к общественным работам, пограничные споры о собственности, споры с полицией и местными властями. Значимость их для формирования законности действий администрации была весьма условной, однако создание таких судов было особо предусмотрено Конституцией 1889 г.

Ко времени переворота Мэйдзи японское уголовное право основывалось на законодательстве главным образом XVIII в. («Кодекс Ста статей» 1742 г.). В период позднего сёгуната ряд средневековых и сословных принципов этого права был модернизирован: отменялись членовредительные наказания, ограничивалось объективное вменение преступлений, запрещалась высылка преступников в другие провинции, установилось правило понижать несовершеннолетним преступникам наказание на одну степень. Как и все другие области правовой системы Японии той эпохи, уголовное право не в полной мере охватывалось централизованным законодательством. Поэтому с наступлением периода общей политической и правовой модернизации в развитии уголовного права наиболее острой стала проблема его обновления на основе полной кодификации.

Первым сводом уголовного права современной модели стало Уголовное уложение 1880 г., введенное в действие с 1 января 1882 г. Уложение состояло из 4-х книг: 1) общая часть, 2) преступления и проступки против публичного блага, 3) преступления и проступки против частной собственности, 4) нарушения. В японское уголовное право была полностью привнесена считавшаяся тогда наиболее передовой идея разделения всех правонарушений на преступления, проступки и полицейские нарушения. Наиболее важными новшествами стали признание законности в квалификации преступления и отказ от аналогии, которая открывала путь судейскому и административному произволу.

Упрощена была система наказаний: сохранялись смертная казнь (в единственном виде – через повешение), пожизненное и срочное заключение, штрафы, лишение прав, а также специальная конфискация вещей, так или иначе сопряженных с правонарушением. Смертная казнь сохранялась примерно по 20-ти видам преступлений, среди которых наиболее видное место занимали политические и антигосударственные, поджог, убийство, лжесвидетельство. Лишение свободы могло принимать также разные формы: от ссылки на дальние острова с принудительными работами или каторжной тюрьмы до содержания в крепости и ареста. Японская уголовная юстиция не пренебрегала достаточно широким применением смертной казни: в ближайшие за уложением годы выносилось в среднем по 35–40 смертных приговоров в год.

Стремление к вестернизации страны побудило поставить под специальную охрану уголовного закона права европейцев (особая охрана их религии, запрещение подделывать иностранную монету). Вместе с тем кодекс воспринял значительное число правил, восходящих к японским традиционным нормам: так, безусловно отягчающим обстоятельством признавалось преступление в отношении родителей (за их побои назначалась смертная казнь), важными по степени наказания преступлениями считались курение опиума, содержание опиумокурительниц, занятия татуировками в виде ремесла, осквернение мертвых тел, могил, религиозных символов. К старо-японской традиции восходило и правило о значительном смягчении наказания при добровольном заявлении о преступлении.

В силу разного рода внутриполитических обстоятельств, а также формирования собственных новых юридических школ, Уложение 1880 г. довольно скоро стало объектом критики и переработки. Официальный проект нового уголовного уложения был представлен уже в 1890 г., в работе над ним приняли участие большая комиссия юристов, парламент.

23 апреля 1907 г. новое Уложение стало законом. В силу оно вошло с 1 октября 1908 г. Уложение было более компактным (264 ст.) и современным кодексом, построенным в значительной степени по образцу кодексов Германии и Австрии. В отличие от предыдущего, новое уложение заключало в себе только квалификацию преступлений. Однако точные составы не описывались, поэтому доктрина уложения отошла от строгой законности и предоставляла значительный простор судейскому усмотрению. В зависимости от смягчающих или отягчающих обстоятельств (к числу последних главным образом был отнесен рецидив) наказание могло быть существенно сокращено или увеличено.

Уложение сохранило 6 видов наказаний: смертную казнь, каторжные работы (срочные – от 1 месяца до 15 лет, в исключительных случаях – 20 лет, и бессрочные), тюремное заключение, арест (1–30 дней), штрафы (свыше 20 йен, менее 20-ти считались полицейской пеней). В ряде случаев могла применяться специальная конфискация (того, что служило преступлению, само по себе составляло преступление и т. п.). Широкое применение после принятия Уложения получили условное осуждение (в основном при наказании в виде заключения до 2-х лет), а также условно-досрочное освобождение (Япония вообще была первой страной, где вошло в практику досрочное освобождение – в 1789 г.). Самым распространенным наказанием (примерно по 90% приговоров) стали срочные каторжные работы.

Наиболее важными преступлениями по Уложению считались посягательства на императорскую семью, целостность государства (восстания, противодействие войскам, повреждение символов государства и т.п.), а также против деятельности государства (должностные преступления). При посягательстве на императорскую семью даже формальное приготовление могло караться смертью или пожизненной каторгой. За антигосударственные преступления также в большинстве случаев предполагалась смертная казнь.

Особое место в японском праве заняли преступления против «добрых нравов» (публичные непристойности, азартные игры, порнография, надругательство над могилами и т.п.). К числу особо опасных преступлений против общества относился поджог, который в квалифицированных случаях карался смертной казнью. Предусматривалось наказание за религиозные по своему содержанию преступления (кощунство, нарушение святых мест). Своеобразием японского уголовного права надолго стало особо детализированная квалификация должностных подлогов, в том числе официальных бумаг.

Отдельно от уложения был обнародован Военно-уголовный кодекс 1908 г. (104 ст.), предусматривавший преступления военнослужащих и преступления в отношении военных; наказания в нем были более жестокими.