Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
брейнбилдинг.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
765.44 Кб
Скачать

Глава 5

Информационные опасности, перегрузка и болезни

Пять распространенных опасностей

Как показывает практика, к информации не следует относиться легкомысленно: она обладает не только огромным диапазоном воздействия «от приятного до смертельного», но и таит в себе определенные опасно- сти. Кратко рассмотрим их.

Опасность первая — постоянная работа с инфор- мацией может превратить брейнбилдера в информа- ционного раба. Он настолько привыкает к такой рабо- те, что ему трудно представить то время, когда ему не нужно делать этого. «Чем же занять голову?» — дума- ет он.

Информационное рабство — это тотальное домини- рование над человеком чужой информации, постоян- ная зависимость от нее. Чтобы не стать информацион- ным рабом, следует научиться создавать собственные информационные продукты. Без этого работа с чужой информацией во многом теряет смысл, так как не про- исходит индивидуально-интеллектуального роста за счет творчества.

Опасность вторая — растекание по информацион- ному древу. Объемы информации и число ее источни- ков постоянно увеличиваются. Поэтому нет никакого смысла просто «осиливать как можно больше инфор- мации». Это подобно попытке выпить море.

Смысл заключается в овладении ключевыми ис- точниками, содержащими так называемую ключевую информацию — концепции и методики. А дальше про- исходит то, что брейнбилдеры называют поддержанием информационной компетентности — отслеживание того нового, что появляется в конкретной области знаний.

Опасность третья — применение чересчур дета- лизированной системы самооценки (самоконтроля). Я знал одного брейнбилдера, который приходовал чеки, полученные при покупке книг в книжных и ин- тернет-магазинах. Он вел учет по периодичности и суммам купленной литературы, объемам в страницах и авторам и т. д. Возможно, такая учетная система име- ла для него некий конкретный смысл. Но в принципе она не оказывала какого-либо существенного влияния на его технику овладения информацией.

Система самооценки (самоконтроля) — это пре- дельно деловое средство, имеющее в информацион- ном культуризме статистическое и самостимулиру- ющее значение.

Опасность четвертая — безостановочная работа с информацией. Все в природе имеет определенную ритмичность, чередование периодов нагрузки и от- дыха. Практикой доказано, что беспрерывная работа с информацией может привести к нежелательным по- следствиям — перегрузке, перенасыщению, отвраще- нию, «сдвигу по фазе» и т. д.

Отдых также нужно понимать технологически, то есть с точки зрения его построения и содержания.

Обычно отдых означает снижение нагрузки, смену или перемену труда. Именно умение снижать нагруз- ку и переключаться на другой вид работы позволяет повышать эффективность основного направления деятельности.

И, наконец, пятая опасность — пустопорожняя говорильня типа «хорошо было бы, если бы...» и «были времена, когда...», а также бессмысленные затраты времени на информационную чепуху.

Трудно представить, сколько сил и времени люди затрачивают на так называемое нужное информирова- ние друг друга, которое, как потом выясняется, было абсолютно лишним. Безусловно, обмен устной инфор- мацией необходим. С другой стороны, он представляет собой разновидность информационной работы и пе- ремены труда. Но речь идет о пустопорожней болтов- не или, как выражался классик НОТ П. Керженцев, «убийстве времени».

Поэтому информационный культурист осваивает и использует технику ухода от ситуаций, где происхо- дит переливание из пустого в порожнее. Кроме того, предвидя такие ситуации, он берет с собой определен- ную информационную работу, позволяющую эффек- тивно использовать время.

Перегрузка

Информационная усталость — это нормальное состоя- ние, означающее, что мозг выполнил некий объем ра- боты и ему нужно отдохнуть. Но когда эти нагрузки устойчиво превосходят натренированный на данный момент времени уровень, то становятся непосильны- ми для данного человека.

Поэтому основное правило для любого вида труда звучит так: необходимо знать предел своих возможно- стей. Перейдя эту незримую, но важную линию, мозг человека начинает испытывать усталость, то есть не справляется с содержанием, объемом и прежней ско- ростью работы с информацией.

В данном случае мозгу нужно дать отдохнуть, меньше работать с информацией и переключиться на физические нагрузки. Показателем продолжитель- ности этого отдыха становится сигнал самого мозга о том, что ему опять требуется нагрузка. Но выходить на плато, или прежний уровень своих информацион- ных нагрузок, нужно постепенно, даже в какой-то мере сдерживая себя.

Если информационная перегрузка сохраняется, она не может не сказаться на человеке и результатах его работы с информацией. В целом симптоматика пе- регрузок представлена в табл. 1.

Таблица 1

Состояние

Эмоциональные

Состояние

мозга

симптомы

организма

12 3

Головная боль

Снижение интереса

Потеря аппетита

Тяжесть в голове

к работе с информа-

Быстрая утомляе-

Отторжение инфор-

цией

мость

мации

Депрессия

Повышенная

Отвращение к ин-

Повышенная нер-

вялость

формации

возность или, наобо-

Воспаленные глаза

рот, апатичность

Увеличение частоты

пульса

День на день не приходится... Вчера вы с удоволь- ствием работали, освоив очень большой объем инфор-

мации, а сегодня все идет вяло и в низком темпе. Но ничего удивительного или плохого в этом нет: невоз- можно каждый день работать одинаково, поскольку на состояние человека влияет множество разнообразных факторов как внешнего, так и внутреннего свойства.

Какие же рекомендации можно дать в связи с про- блемой информационной перегрузки, или перенасы- щенности?

Во-первых, чувствуйте свой предел работы с ин- формацией и не переходите его. Запредельная работа не может продолжаться долго и так или иначе заста- вит вас отойти на свой посильный уровень.

Во-вторых, если вы поняли, что предполагаемые результаты требуют от вас запредельного напряжения, то переходите к ним, постепенно увеличивая нагрузку. Такая техника постепенности особенно эффективна, так как позволяет выявить и привести в действие не- обходимые внутренние и внешние резервы.

В-третьих, можно фиксировать в своем дневнике выполненную за неделю информационную нагрузку и отмечать различные оттенки самочувствия. Неко- торые брейнбилдеры (включая и меня самого) пред- почитают не вести никаких записей по самочувствию, а используют метод «упреждения возможных откло- нений». Если раньше у человека возникали какие-то проблемы со здоровьем и он нашел эффективное сред- ство их устранения, то при появлении «ранних сигна- лов» сразу же начинает его применять.

«Информационный идиотизм»

Это одна из самых коварных болезней при работе с ин- формацией. Основная проблема здесь заключается в со- отношении чтения для результата и чтения для души.

Чтение для результата — это поиск деловых сове- тов, методов достижения целей и решения конкретных задач, алгоритмов успеха и предостережений от не- удач; «выжимание» из источников информации того, что нужно сегодня и может пригодиться завтра.

Чтение для души — это уход в мир, созданный ав- тором; «пропускание» событий через себя и свое вооб- ражение; это ускоренная и своеобразная действитель- ность, которая была или будет; это волшебная магия слов, зафиксированная вне нас и происходящая в нас самих.

Примерное соотношение этих видов чтения (по правилу Парето) — 80 к 20. Когда первая цифра растет, а вторая становится меньше — это сигнал к переходу грани, за которой таится «информационный идио- тизм», или перенасыщение мозга специализирован- ной информацией.

Например, моя пропорция составляет 90 к 10. При этом чтение для результата также может доставлять удовольствие. Дело в том, что имеются авторы спе- циальных источников, умеющие готовить вкусные информационные «блюда» и доставлять истинное наслаждение читателю. Далеко не все преподавате- ли, являющиеся подлинными мастерами своего дела в аудитории, способны написать, например, полезное и интересное учебное пособие. Большинство таких пособий — это догматическое занудство, которое при наличии головы и рук профессионала можно было бы превратить в шедевр.

Я уже отмечал, что мозг любит разнообразную информацию. Но человеку кажется, что если он отвлекается от своей области знаний, то теряет на- прасно время. Здесь действует иная закономерность:

временно переключаясь на другую информацию, мозг лучше работает с прежней, делая ее более ос- мысленной, многогранной и творческой.

Нагружая мозг однородной информацией, человек «забивает» его ячейки (файлы) однообразием, и ему становится... скучно и неинтересно. Однообразие су- жает информацию, находящуюся в мозге, и возмож- ности ее выведения (использования). Поэтому уровень интеллекта понижается, и возникает ощущение огра- ниченности информации при ее обилии.

Как показали отечественные исследования, «ин- формационному идиотизму» меньше подвержены женщины, поскольку они более коммуникабельны по сравнению с мужчинами. Благодаря общению они разнообразят поступающую в мозг информацию и та- ким образом обеспечивают лучшее использование уже имеющейся1. Следовательно, брейнбилдер должен ов- ладеть техникой поддержания и усиления своего ин- теллекта за счет работы с различной информацией.

Одна из этих техник — обогащение имеющейся в мозге профессиональной информации благодаря не- продолжительному отвлечению от нее. Это, как пока- зывает практика брейнкультуризма, способствует:

  • более объемному, а не одностороннему понима- нию информации: все же «специалист флюсу подобен — полнота его односторонняя» (Козьма Прутков). Чтобы избежать однобокости, нужно разнообразить источники информации по их со- держанию;

  • обнаружению в информации новых граней и от- тенков: временно отвлекаясь на другой инфор-

1 Московский комсомолец, 12-19 сентября 2007. — С. 4. 50

мационный источник, мозг волей-неволей срав- нивает его построение и средства выражения мыслей с имеющейся у него информацией; • расширению видения возможного использова- ния информации на практике за счет сопоставле- ния с другими вариантами.

В данном контексте следует учитывать информаци- онное явление «отвлечения и увлечения», когда иная информационная сфера начинает преобладать и под- минать под себя традиционную для данного человека область. С одной стороны, это закономерная борьба информационных потребностей, с другой — потеря интереса к содержанию той информации, которой че- ловек ранее отдавал предпочтение.

Работники некоторых профессий — учителя, препо- даватели вузов и научные работники, — труд которых немыслим без информационного культуризма, весьма нуждаются в применении его результатов на практи- ке. Если ситуация меняется и такой «накаченный» человек вынужден осваивать другую профессию, не требующую от него прежних информационных нагру- зок и перегрузок, он волей-неволей начинает вянуть и превращаться в заброшенный информационный склад. Мозг, привыкший к информационным нагруз- кам, но лишенный их, начинает вянуть. Сколько ум- ных и талантливых людей, увлекшихся спиртным или наркотиками, превратили свой некогда мощный мозг в свалку примитивной информации?

Волевым людям, как показывает практика, удается выкарабкаться из этого болота отупения и найти дос- тойное применение своему мозгу. Безвольные люди, предаваясь воспоминаниям, незаметно опускаются как умственно, так и физически. Неадекватное приме-

нение «накаченного» мозга приводит к его опустоше- нию и отупению.

Существует еще одна важная причина «информа- ционного идиотизма», которую специалисты благо- стно называют неадекватностью аудитории. Сейчас, оглядываясь на первые и последующие шаги на пре- подавательском поприще в вузе, я с благодарностью вспоминаю «разностороннюю школу», сторонником которой была ректор Московского института управ- ления им. С. Орджоникидзе О. Козлова. Она одновре- менно возглавляла одну из первых кафедр научных основ управления производством и заставляла нас, своих учеников, преподавать не только студентам, но и в аудиториях специалистов и руководителей, а так- же преподавателей по управлению производством.

Преподаватель, работающий с более опытной ау- диторией и имеющий необходимую мотивацию, будет профессионально расти. Неопытная же аудитория может не создавать стимулов роста и совершенно не- заметным образом опускать преподавателя на свой уровень.

Известный французский философ Дидро как-то ре- шил поправить свои финансовые дела. Для этого он устроился домашним учителем к богатому финанси- сту. Тот предложил ему великолепные условия. Про- работав три месяца, Дидро обратился с просьбой уво- лить его.

— Разве вам здесь нехорошо? — удивленно спросил фи- нансовый магнат. — Может быть, вам не нравится мой стол? Прикажите повару готовить все, что вам угодно. Может быть, вам комната не по вкусу? Выбирайте лю- бую в моей квартире. Или вам мало жалованья? Я его удвою. Словом, я готов сделать все, что в моих силах, чтобы вас удержать.

— Мне так хорошо у вас в доме, — ответил Дидро, — что лучшего я и желать не могу: и комнатой, и столом я доволен. Денег у меня гораздо больше, чем нужно. Но взгляните на меня: на мне ведь лица нет. Я делаю из ваших ребят людей, но сам опускаюсь в умственном отношении, сам становлюсь ребенком. Я умираю у вас, а умирать я не хочу1.

Поэтому необходимо проникнуться еще большим уважением к труду преподавателей, поскольку им (на- ряду с прочим) приходится преодолевать коварную болезнь, называемую информационным опусканием. Кому-то это удается, а кому-то нет...

1 Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан / Сост. ЛИО Редактор. — СПб.: ЛИО Редактор, 1998. — С. 284.