Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЕТРОВ. ОКОНЧ. ВАРИАНТ.doc
Скачиваний:
214
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
3.5 Mб
Скачать

§ 7. Методы реализации норм конституционного права

Реализация норм конституционного права осуществляется:

  1. методом добровольного соблюдения, исполнения и использования субъектами конституционного права конституционных норм;

  2. методом договорного решения вопросов субъектами конституционного права;

  3. методом государственно-властного предписания.

Рассмотрим эти методы.

Добровольный метод характерен для таких форм реализации норм конституционного права, как соблюдение, воздержание от действий, закрепленных Конституцией (например, образование чрезвычайных судов запрещается, закрепляет ст. 109 Конституции). В этих формах субъекты добровольно сообразуют свои действия с предписаниями норм Конституции. Главное при использовании своих прав, чтобы субъект не наносил вред правам других субъектов, конституционных правоотношений.

При методе договорного решения вопросов, реальное значение предписаний, содержащихся в Конституции, возможно только при условии возникновения, изменения или прекращения конкретных конституционных правоотношений и реального осуществления, субъективных прав и юридических обязанностей сторон. При реализации права при помощи добровольного метода объем правоспособности исходит из Конституции, а конкретизация прав и обязанностей вытекает из соглашения сторон. Так, в соответствии со ст. 100 Конституции Республики Беларусь в случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления возникших разногласий. В данном случае палаты Национального Собрания договариваются создавать им согласительную комиссию или не создавать.

Для данного метода реализации характерно то, что предписания, содержащиеся в нормах Конституции, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и должностных лиц, т.е. в процессе такой реализации отсутствуют отношения власти и подчинения субъектов. Подобного типа отношения основываются на юридическом равенстве сторон.

Реализация норм конституционного права осуществляются и при помощи метода государственно-властного предписания. Для нее характерно то, что здесь обязательно участвуют властный государственный орган, должностное лицо или по специальному полномочию государства другой орган. Так, в соответствии с ч.5 ст.100 Конституции Республики Беларусь, если согласительной комиссией не принят согласительный текст законопроекта Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. В ч.2 ст. 34 Конституции закреплено, что государственные органы, общественные объединения, должностные лица, обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

§ 8. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения

Правоприменительная деятельность может существенно затрудняться наличием коллизий в действующем законодательстве.

В юридической литературе под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. 1

Коллизии порождаются разными причинами: несовершенством закона, выходом отдельных органов и должностных лиц за пределы своих полномочий, произвольными толкованиями норм Конституции, несоблюдением иерархии правовых актов по юридической силе и т.д.

Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Опасность коллизий подобного рода заключается в том, что они угрожают реализации одной из основных функции конституционного права – охраны прав и свобод человека и гражданина. Разрешение их во всех случаях очевидно, т.к. примат должен отдаваться естественному праву.

По мнению автора, имеются коллизии и пробелы и в конституционном праве. Одна из коллизий в Конституции Республики Беларусь связана с нормой статьи 64 Конституции, определяющей, что «в голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей». В соответствии со ст.ст. 119, 126 УПК Республики Беларусь меру пресечения в виде заключения под стражу применяют органы уголовного преследования (орган дознания, дознаватель, следователь) с санкции прокурора; прокурором и его заместителями либо Министром внутренних дел, Республики Беларусь, заместителем председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследовании. Презумпция невиновности, закрепленная в ст. 26 Конституции, определяет, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Запретительное указание ст. 64 Конституции противоречит, таким образом, ст. 38 Конституции, закрепившей одно из важнейших субъективных прав граждан свободно избирать и быть избранным в государственные органы. При условии, что по окончании выборов в отношении гражданина будет вынесен оправдательный приговор и, учитывая, что избирательный процесс ограничен временными рамками, гражданин не сможет реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным.

Один из видов коллизий конституционного права связан со спорами о компетенции органов государственной власти. В 1995 – 1996г. в условиях острой политической борьбы между Верховным Советом Республики Беларусь и Президентом Республики Беларусь, в силу неясности конституционных формулировок и неразвитости практики общественного согласия, спор о компетенции государственных органов и должностных лиц привел к конституционному кризису, разрешить который удалось только референдумом 24 ноября 1996г. Поэтому возможные споры о компетенции должны разрешаться только с помощью конституционных процедур в судебном порядке.

Неясность и нечеткость отдельных формулировок норм Конституции также может приводить к конституционным коллизиям. Так, в ч.3 ст. 137 Конституции указано, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Статья 101 Конституции устанавливает делегирование Президенту полномочий только на издание декретов и не указывает такой нормативный акт как указ. Кроме того, закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000г. (с изм. и доп.), в ст. 2 «Виды нормативно-правовых актов», ставит декреты и указы после закона.

Неоднозначно можно толковать и закрепленное в ч. 3 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995г. (с изм. и доп.) положение о том, что декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц. Конституция устанавливает верховенство только Конституции (ст. 137). Государственным органом является и Национальное Собрание, которое призвано издавать законы, в том числе и программные.

Положение ч. 3 ст. 30 Закона «О Президенте» о том, что Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Беларусь, противоречит Конституции. Так, ч.2 ст. 79 Конституции предусматривает, что Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Из содержания ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь» следует, что в случае осуществления данных полномочий на временные декреты не распространяются положения ч. 2 ст. 101 Конституции. Таким образом, законодатель дает возможность Президенту издавать временные декреты в противоречие запрету ч.2 ст. 101 Конституции, в том числе, содержащее возможные ограничения прав и свобод граждан.

Наиболее часто встречающейся коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом, о чем свидетельствует практическая деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь, который постоянно выносит решения о несоответствии подзаконных актов Конституции и Законам.

Для процесса правоприменения огромное значение имеют способы устранения коллизий. Способы устранения (разрешения, преодоления) коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состоянии упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности2.

Есть множество способов разрешения коллизий. Устранить все коллизии, по всей видимости, невозможно, но определить пути их мирного преодоления на перспективу – важная задача науки и практики конституционного права.

Способы преодоления коллизий в конституционном праве очевидны. Это, в первую очередь, четкие, ясные формулировки норм, исключающие неоднозначное их толкование, а также исключение норм Конституции противоречащих друг другу. Такая возможность заложена в самой Конституции, и в частности, в разделе VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения».

Имеются и другие способы разрешения юридических коллизий в конституционном праве: принятие нового нормативного акта взамен коллизирующего акта или внесение изменений и дополнений в него, исключающие коллизии; отмена одного из противоречащих друг другу нормативных актов, регулирующих конституционно-правовые отношения, разработка конституционных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должно следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы; судебный порядок, рассмотрение споров в коллизионных ситуациях и в первую очередь конституционное правосудие; согласительно-примирительные процедуры; оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; международные процедуры и т. д.

К превентивным мерам предотвращении коллизий можно отнести: действия субъектов конституционного права строго в рамках конституционных установлений, законов, а так же в пределах закрепленной компетенции; периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм конституционного права; предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве.

Огромное значение имеет то, что Конституционный Суд Республики Беларусь в 2009г. был наделен дополнительными полномочиями по проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля.

Развитие общественной и государственной жизни настолько многообразно, что юридической науке и практике еще предстоит поиск других способов разрешения и предотвращения юридических коллизий, в том числе и в конституционном праве.