Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПК макет.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

2. Педагогическая семиотика

Знаковая информация лежит в основе в педагогической коммуникации. Со знака и знаковых систем начинается научное познание. Под термином «знак» следует понимать пометку, изображение, предмет, которыми отмечаются, обобщаются какие-либо чувственно воспринимаемые, материальные объекты. Знак следует отличать от понятия «символ» — условного знака какого-либо понятия, явления или идеи. В науке используются символы для обозначения какой-либо единицы, величины. Используется также символьная информация. Например, якорь — символ надежды, православный крест — символ веры, звездочки на погонах — символ принадлежности к армии.

В общенаучном плане теорию и практику генерирования и использования знаков изучает семиотика. Эта наука изучает общие свойства знаков, строение знаковых систем, которые способны хранить и передавать информацию. Основоположником теории знаков стал Дж. Локк (1690г.). Он заимствовал идею семиотики у древних целителей как раздел диагностики в медицине (насморк — знак простуды). Честь основателя семиотики как «интердисциплинарной сферы» принадлежит американскому философу Ч. Моррису. Он дал обоснование «общей теории знаков во всех формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе». Сейчас можно говорить о закономерности: передача любых знаний возможна только посредством знаков и знаковых систем, так как знак — материально-идеальное образование. В знаке содержится информация, отношения к предметам и явлениям и их оценка.

С помощью знаковой информации можно описать зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и другие особенности предметов и явлений. Спектр знаков широк: начиная с вербальных, письменных, математических, географических и прочих знаков учебных предметов и кончая улыбкой, жестом, интонацией человека, которые несут чаще всего неосознанную, невербальную часть эмоциональной и рациональной информации. Можно говорить о знаках пола, весны, нетерпения, молчания, согласия, внимания и т. д.

В научной литературе рассматриваются следующие функции знаков: контактная, активационная, интердиктивная (запрет, торможение), инструментальная, дестабилизирующая (угрозы, оскорбления), синдикативная (создание группы, коллектива), функция самовыражения, трансляционная, координационная, регулятивная.

В настоящее время разрабатывается нейролингвистическое программирование, которое изучает знаки глаз, лица, походки, внешности человека, и по ним распознаются черты характера, настроения и отношения людей. В качестве примера можно сослаться на книгу Дж. Ниренберга, Г. Калеро «Читать человека — как книгу».

Невербальная коммуникация начала серьезно изучаться с начала 1960-х гг., хотя ее зарождение и становление заняло в эволюции человека миллионы лет, но даже в начале третьего тысячелетия большинство педагогов все еще мало знает о невербалике.

Ч. Дарвин в 1872 г. опубликовал работу «Выражение эмоций у людей и животных», чем положил начало изучения проблем языка тела. Подобно животным, человек подчиняется биологическим законам. С их помощью мы контролируем наши действия, реакции, «язык тела», жесты и т. д. С тех пор большинство исследователей сходилось на том, что словесный (вербальный) канал служит для передачи информации, а невербальный канал применяется для «уточнения» межличностных отношений и ценностных ориентаций. Мне представляется, что это разделение функций условно, так как вся невербальная коммуникация также представляет собой систему специфической, многофункциональной информации. В некоторых случаях невербальная коммуникация используется для замены словесных сообщений.

Ч. Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, Для них она была единственным средством общения на экране. В те годы каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для выражения мыслей и чувств.

Для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать не только словесный текст, но и невербальный контекст. Существует прямая зависимость между социальным положением педагога, авторитетом, профессиональным мастерством и его словарным запасом, количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется в ходе педагогической коммуникации. Нужно исходить из следующего положения: слово (вторая сигнальная система) контролируется сознанием, а язык жестов и телодвижений действует на неосознаваемом уровне, автоматически. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить будущих педагогов контролировать и корректировать свои телодвижения. Педагогу полезно научиться использовать положительные открытые жесты и телодвижения и избавиться от элементов, которые несут негативную окраску. Для этого нужно научиться сознательно наблюдать за своими жестами и жестами других людей, чтобы стать настоящим невербаликом (тип ученого, социального работника, педагога, кадровика и т. д.) и получать успех и удовольствие от эффективной педагогической коммуникации.

В невербальной педагогической коммуникации успешно разрабатываются следующие научные разделы:

1. Кинесика (греч. — движение) изучает систему средств педаго.гической коммуникации (жесты, позы, телодвижения и т. д.). В жестах многих учителей и преподавателей доминирует интуитивное начало. Манеры их иногда отличаются экспрессивной скованностью или мимической избыточностью, неоправданной неуместностью. Кинетические средства действуют на зрительный канал. Эти средства усиливают впечатление от звучащей речи, оттеняют смысл сказанного, позволяют отделить главное от второстепенного, экономят время передачи информации. Кинесика отражает манеры индивидуального самооформления педагога — одежду, украшения, прическу, макияж и все то, что составляет привлекательность человека.

Единица кинесики — кинема, например улыбка, взгляд. Подсчитано, что поза передает более тысячи единиц информации, хотя динамичность позы сравнительно невелика. Лицо способно выразить семь основных групп эмоций: счастье, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение и интерес. И при этом лицо может передать до 20 тыс. смыслов, а жесты — более 350 легко интерпретируемых смыслов. Так, выражение суровости, непреклонности на лице педагога, ехидно поджатые губы, холодный блеск глаз отпугивает учащихся и наоборот, доброжелательная улыбка располагает к диалогу и взаимодействию. В педагогической деятельности важен визуальный контакт учителя и учеников, так как он определяет заинтересованность в делах и поведении. При этом замечено, если пристальный взгляд длится более 10 секунд, то у собеседника возникает чувство беспокойства и дискомфорта. Для педагогов не утратил важность совет Я. А. Коменского: «Глаза не должны блуждать, смотреть искоса, щуриться или дерзко перебегать туда-сюда; с другой стороны, они не должны неподвижно устремляться в одну точку, но смотреть все время скромно и должны быть направлены на того, с кем говоришь».

Связь движений с музыкой, игрой света, костюмами сейчас вполне доказана.

2. Проксемика ( лат. — ближайший) — изучает физическое расположение, дистанцию между общающимися, временные факторы, последовательность предметов и явлений, одежду, цвет, расположение людей в пространстве. В рамках проксемики изучаются акустические, визуальные, тактильные, обонятельные особенности пространства. Например, невербальная коммуникация хороша на больших расстояниях, когда не слышно голоса партнеров, при шуме в классе и т. д. Кроме того, различают следующие дистанции между общающимися людьми (по материалам американского исследователя Е. Т. Галле):

  • «интимная» дистанция (от 0 до 40 см, максимум 60 см), характеризует интимные отношения между общающимися;

  • «личная» дистанция, приблизительно от 0,4 до 1,5 м — характерна для друзей, коллег;

  • «общественная» дистанция — от 1,5 до 4 м — характерна для делового общения;

  • «открытая» дистанция от 4 до 8 и более м — характерна для общения между малознакомыми или незнакомыми людьми.

Необходимо заметить, что использование «открытой» дистанции педагогом может привести к снижению воздействия его слов на учащихся. И в то же время слишком укороченная дистанция иногда приводит к негативным последствиям, так как нарушает защитные барьеры учеников, обостряет чувство пространственной автономии.

3. Такесика — изучает различные прикосновения (поглаживания, отталкивания, обнимания, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу, удары, почесывания, танец и т. д.).

Средства такесики весьма разнообразны и многочисленны. Их влияние на учащихся изучено пока недостаточно. В одних случаях они играют положительную роль, а в других — могут привести к конфликтам. Студентка Таня К. рассказывала, что учительница начальных классов часто обнимала и целовала своих учеников, была для них второй мамой. И благодаря ей наш класс был благополучным. У нас было много успевающих учеников. Другая студентка отмечала, что от прикосновения учительницы она отодвигалась в сторону, так как ей не правились духи, которыми она пользовалась. Нужно заметить, что такесические способы общения требуют особой подготовки, проявления культуры и педагогического такта. Все вышеописанные невербальные знаки, за редким исключением, используются всеми народами мира и понятны на всех языках.

Для повышения педагогического мастерства будущие учителя должны знать систему знаков и владеть ими на практике. Для этой подготовки имеются системы специальных упражнений и тренингов, направленные не только для распознания сложных эмоциональных состояний и особенностей поведения людей, но и для тренировки педагогов адекватному выражению своего психического состояния в трудных педагогических ситуациях.

Эффективность педагогической коммуникации зависит от возможности измерять и дозировать знаковую информацию, однако эта проблема в педагогике остается пока малоразработанной. Есть несколько методов понимания и обработки знаковой информации: различение знаков, их измерение, апробирование, сравнение, генерирование новых знаков, интеграция и т. д. Знаковую информацию можно также измерять и оценивать по временным характеристикам, по величине, количеству и качеству ошибок, по длительности, яркости, по нервно-психическому напряжению, связанному с выполнением человеком какой-либо работы. Следует заметить, что при знаковой информации легче показать взаимовлияние явлений и предметов. Познание при этом может происходить и без непосредственного педагогического общения учеников и учителя.

Наша цивилизация переходит от господствующей вербальной коммуникации в образовании к видеокоммуникации, так как эта коммуникация гораздо информативнее словесной. В видеозаписи синтезированы основные дидактические возможности других технических средств обучения. Кроме того, они обладают следующими преимуществами: незатемненное помещение; использование «стоп-кадра»; простота повторного воспроизведения; дистанционное управление; простота видеомонтажа; использование как полной, так и уплотненной (без второстепенного материала) записи занятий; показ образца, метода или способа деятельности; демонстрация видеолекции или архивных материалов к семинарскому занятию; создание проблемной или игровой ситуации; запись выступлений ученых или деятелей культуры и т. д. При использовании кинофильма или видеозаписи создается возможность управления процессом восприятия и внимания, запоминанием образных и эмоциональных предметов и явлений, так как эффективность в этом случае выше, чем в словесно-логическом запоминании. У учащихся эффективно развивается образное мышление. Сейчас мы находимся на переходном этапе от вербальной к видеоинформации, поэтому нужно в учебно-воспитательном процессе гармонизировать использование различных источников педагогической коммуникации.

Наиболее перспективным путем создания, изучения, использования и передачи знаковой информации является технологическая цепочка: от знака предмета или явления — к символам понятий, от идей и явлений — к образу как результату и идеальной форме отражения предметов и явлений в сознании человека. Мы исходим из того, что каждый предмет или явление имеет свой образ и определенное энергетическое поле. Нужно только этот образ отразить и познать.

Создание многомерных образов порождает дополнительную информацию, например, двухмерная карта местности, превращенная в макет, достоверно покажет возможности строительства дома, дороги, уменьшит вероятность стихийных и техногенных катастроф. Исходя из этих положений, можно сказать, что в образовательном процессе важную роль будут играть именно многомерные образы предметов и явлений, которые обогатят идею иероглифов, сообщающих не только рациональную, но и эмоциональную информацию. Создание познавательных многомерных образов возможно при повышении роли рисования, черчения, компьютерной графики, моделирования и конструирования в ходе преподавания учебных предметов. Пусть наши учащиеся и студенты создают как можно больше схем, макетов — это обогатит их новыми знаниями. Информация в виде графов, схем, картограмм, круговых диаграмм быстро воспринимается и позволяет вычленить необходимые детали.

Таким образом, педагогическая семиотика имеет широкие, еще до конца не раскрытые, возможности для теоретического осмысления и практического применения в образовательном процессе. Без овладения основами педагогической семиотики трудно представить педагога-мастера.

Как только знаковая информация будет переработана и оценена, она приобретает все признаки семантической (смысловой) информации. Количество семантической информации измеряется степенью изменения тезауруса под воздействием новых фактов, понятий, законов, которые закрепляются в памяти в виде слов, а также знания о них. Элементарной единицей смысловой информации является высказывание, например, одно слово: «Тише!». Тезаурус любого учебного предмета представляет собой сложную систему. Если из тезауруса убрать какое-либо основное понятие, то вся система может разрушиться.

Русский язык, как и другие языки, обладает 80 % избыточности, т. е. имея только 20 % какого-либо текста, можно понять смысл всего текста. Можно сделать вывод, что работа только с тезаурусом иногда заменит многостраничные учебные пособия. Л. С. Выготский писал, что научные понятия не усваива­ются и не заучиваются, и не берутся памятью, а возбуждаются и скла­дываются с помощью величайшего напряжения всей активности соб­ственной мысли. Соглашаясь в принципе с этим утверждением, мы, одна­ко, считаем, что пустая голова не мыслит, а основные поня­тия психологии и педагогики необходимо понять, заучить, сопоста­вить с другими понятиями и выработать свой взгляд на изучаемые по­нятия и явления. Знания оцениваются по следующим показателям: дифференцированность, полнота, обобщенность, доказательность, гибкость, самостоятельность, применение на практике и т. д. Навык оценивается правильностью выполнения, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью и т. д.

С семантической информацией мы имеем дело, когда знакомим учащихся и студентов с новыми понятиями, определяем прочность их усвоения и логичность, уместность использования. Чтобы повысить эффективность дискуссии, например, по проблемам дидактики, рекомендуется применять перечень расшифрованных основных понятий, которые нужно заранее выдать студентам и без знания которых разговор на занятиях становится бессмысленным. В конце каждого раздела курса педагогики используются письменные контрольные работы, где центральное место занимает расшифровка и интерпретация понятий. Можно использовать также бланки с перечнем понятий, которые требуется дифференцировать по принципам, формам и приемам учебно-воспитательной работы (См. Приложение 3). Для знающих студентов такое дифференцирование понятий превращается в увлекательную и полезную работу, существенно расширяющую кругозор участников занятий.

Количество и качество прагматической (ценностной) информации связано с целью деятельности, поэтому наиболее полезной и ценной информацией является та, которая дает возможность достичь цели самыми экономичными, оптимальными путями. Прагматическая информация наилучшим способом формирует различные отношения, которые А. С. Макаренко называл истинными объектами педагогической деятельности. Чтобы эта информация была правильно воспринята и оценена, нужно в учебно-воспитательном процессе постоянно отвечать на вопросы: «кто, что, где, когда, и как?» может использовать полученную информацию на практике. Кроме этого, необходимо почаще учащимся задавать «золотой» вопрос: «почему?», чтобы подтолкнуть к размышлениям, к созданию новых знаний, а в житейских ситуациях избежать неприятностей или, наоборот, пережить успех. Для успешной учебы нужно чувство интереса, удовольствия и приятного существования, а также понимания того, что получаешь фундамент для будущей жизни, а старание будет вознаграждено большими успехами. Прагматическая информация обладает кумулятивными свойствами, так как помогает накапливать новые элементы знаний, навыков и умений, соотносить их с другими знаками и опытом и усваивать социальные правила этикета, традиций и ритуалов. Прагматическая информация включает оценочные суждения о различных знаках, мнениях людей, научных теориях и идеях. Но может выражаться в одном слове — высказывании: «Стой!».

Можно утверждать, что вся педагогическая информация, начиная от изучения личности учителя и ученика, условий, в которых они живут и работают, и кончая информацией от учебных и наглядных пособий, путей и средств обучения и воспитания, и нюансами действий в самых простых ситуациях, носят прагматический характер. Это значит, что эта информация представляет практическую ценность. Однако этой информации так много, что эффективно ее использовать педагогу очень проблематично. Нужны новые технические средства, чтобы делать диагностику поведения и деятельности такого изменчивого объекта, каким является развивающийся человек.

Отличительной чертой информации является ее относительно малая энергоемкость, так как она не подчиняется закону сохранения энергии. Известно, что наш мозг потребляет примерно 25 ватт энергии и хранит 10 в двенадцатой и 10 в пятнадцатой степени бит информации. Известно также, что человеческая клетка имеет все признаки языка, т. е. способна к приему, усвоению и передаче информации. Каждая клетка мышечной ткани принимает и обрабатывает информацию, которой хватило бы для управления современным заводом. Это свидетельствует о громадной экономичности процессов циркуляции информации в природе, чего, к сожалению, не скажешь об экономичности процессов в педагогической коммуникации. К. Д. Ушинский писал: «Мы радуемся, если из ста сведений в уме слушателей остается одно, тогда как воспитатель собственно не должен давать воспитаннику ни одного сведения, на сохранение которого он не может рассчитывать». К сожалению, такое положение наблюдается и в наши дни, но мы надеемся, что новейшие педагогические технологии помогут по-новому организовать учебно-воспитательный процесс и повысить его эффективность.

Центральной проблемой нашего времени является проблема количества и качества информации, хотя само понятие «информация» в педагогике не в почете. Иногда информацию идентифицируют со знаниями, навыками и умениями, но принципиально это не так, потому что понятие «информация» шире этих педагогических понятий. Бывает же, что информация есть, а знаний нет. Или такое рассуждение: информация — переходящий феномен, а мысль о какой-либо информации может существовать неопределенно долгое время, а это — знания.