Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответык к зачету по Клинической психологии (ГОР....docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
224.39 Кб
Скачать
  1. Профессиональные принципы клинической психологии.

Профессиональные этические принципы клинической психологии (представления о том, как в научной и практической деятельности различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы ориентироваться).

Это как раз те принципы, которые отвечают на вопрос: «Что хорошо?» и «Что плохо?» и как мы различаем эти ценности, на что опираемся в наших традициях и пр., и эти принципы актуальны для любой сферы, где работают люди с людьми: биология, педагогика и пр.

Эти принципы входят в раздичные орагнизации, в которых есть свои кодексы, и эти принципы входят как раз туда.

  • Профессиональная компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний и практических умений).

Он должен очень много знать и гораздо больше чем людей другой психолог из других сфер: университетское образование (знание общей психологии, возрастной, все смежные дисциплины клинической психологии) и постоянное специализированное совершенствование знаний. Должны знать не только профессию, но гораздо больше – так как имеем дело с самыми разными людьми и нужно иметь общий контекст общения с этими людьми и очень много знать для качественного общения с ними.

  • Уважение личности больного, пациента, клиента (гуманистические традиции: «Душа и заболевая не перестает быть душой», информированное и добровольное согласие больного на исследование).

Данный принцип формулировали все наши учителя (Бехтерев и др0, он плохо реализуется в реальной жизни, но очень необходим. Он предполагает, что в работе с нашими больными с абсолютным уважением к нему. Человек есть человек, это всегда страдающий человек с бОльшими или меньшими проблемами, даже если он не осознает. Принятие и уважение человека, даже если мы знаем из анамнеза, что человек, как пример, убийца или что-то подобное в его прошлом. Всех больных с подросткового возраста обращаемся на «Вы» и по имени отчеству, обязательно здороваемся и прощаемся, всегда благодарим за работу. По отношению к больному используем ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ: в разговоре о больном нужно использовать БОЛЬНОЙ ШИХОФРЕНИЕЙ, БОЛЬНОЙ НЕВРОЗОМ, БОЛЬНОЙ с ДИАГНОЗОМ <….> и пр., и никак иначе. Этически все эти термины в другом варианте нагружены пренебрежением, унижением больного, отношение хуже к себе (то, что он болен, не значит, что он плохой). Иная формулировка – лишь показатель низкого уровня профессионала. Говорим только гуманными терминами, с уважением и безоценочно.

раньше в диагности к цмстевнной отсталости (внутри типа недоразвития есть степени) , которая определялась кА дебильности, имбицильность, идотия. (ЭСКИРОЛЬ: степени проявления умственной отсталости). Но они приняли такую крайность, что сейчас уже из гуманных целей используют для классификации «очень легкая, легкая, средняя и сильная степени».

Зейгарник: на время работы с больным, лучшего человека на данный момент быть у вас не должно.

  • Ненанесение ущерба больному, пациенту, клиенту («не навреди!») (процесс и результаты работы психолога не должны вредить здоровью больного, ухудшать его психическое и физическое состояние).

Это означает, что все наше взаимодействие с больным: диагностика или терапия не должны вредить больному (его психическому, соматическому здоровью, улучшать его состояние, хорошо чтобы помогало, но главное уж не вредить). Мы не можем и не должны и не имеем права использовать больного в собственных целях, материальных, жизненных и прочее, даже если больной предлагает – он пациент. У нас еще мало где прописано, а на западе очень строго в плане таких профессиональных моментов работы специалистов.

  • Конфиденциальность (результаты работы нельзя доводить до сведения других лиц без согласия больного, данные о личности пациента должны быть зашифрованы).

Один из важнейших принципов также. Мы и только мы лично знаем о том, о чем мы знаем. Никакую информацию о больном мы не имеем право разглашать, но доводить до сведения других, даже очень заинтересованных лиц без согласия больного НЕЛЬЗЯ! Это мировая практика – мы идем по этому пути сейчас, а на западе – это категорически, стандартная схема на западе – это информированное согласие больного, без которого вообще ничего не делается. Это и у нас начинает внедрятся благодаря как раз работе западных медицинских фирм в России. И у нас сейчас уже первый лист в истории болезни пациента – это согласие больного на госпитализацию, т.к. если в редких случаях больного госпитализируют без согласия , то должны определенные процедуры и документация, которую обязательно проявляет юрист. Только если у больного есть опекун и признан дееспособным (юридич. понятие), может тогда принимать решение. Данные о личности больного шифруются: имеют шифры международные МБК.

Что рассказывать и что нет?

В нашей истории диагноз не сообщали, ничего не объясняли больному: сказал врач и необходимо исполнять. На Западе – объяснения очень важны, и диагноз сказать, и время лечения, и прочие стандарты по лечению. Сейчас много говорят про лечение у нас, про диагноз все еще также не отрегулировано: но вообще считается, что врач диагноз не говорит.