Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет 2024 год / Гуцуляк_В_Н_Российское_и_международное_морское_право.rtf
Скачиваний:
20
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
1.66 Mб
Скачать

2. Источники международного частного морского права

Особенностью международного частного права в целом и международного частного морского права в частности является наличие различных по своей природе источников права, под которыми понимается внешняя форма выражения правовых норм.

Источники международного частного морского права могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные.

В качестве внутригосударственных можно выделить следующие источники международного частного морского права:

1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты;

2) внутригосударственный правовой обычай;

3) судебный прецедент (в странах англо-американского права).

К международным источникам международного частного морского права следует отнести:

1) международный договор;

2) международно-правовой обычай;

3) международный коммерческий обычай.

Внутригосударственное законодательство как источник международного частного морского права может быть представлено в форме единого кодифицирующего акта (закона, подзаконного акта), обособленного комплекса норм (например, главы (раздела) Закона или подзаконного акта, положения которой (которого) посвящены международному частному морскому праву, или отдельных соответствующих норм, разбросанных по законам и подзаконным актам.

Так, в ряде стран (Венгрия, Польша, Швейцария и др.) приняты законы о международном частном праве. В РФ общие нормы, относящиеся к международному частному праву, кодифицированы в разделе VI "Международное частное право" части третьей ГК РФ. Специальные же нормы, относящиеся именно к международному частному морскому праву, сосредоточены в главе XXVI КТМ РФ "Применимое право".

Внутригосударственный правовой обычай - это сложившееся правило поведения, которого обязаны придерживаться стороны частноправового отношения, но не закрепленное в законодательстве.

Его особенностью является тот факт, что он создается и санкционируется государством в рамках его внутреннего права.

ГК РФ различает такие разновидности внутригосударственного обычая, как "национальный обычай" (например, ст. 19 ГК РФ устанавливает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая), "местный обычай" (так, согласно ст. 221 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу) и "обычай делового оборота" (ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признает сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

Характерным примером внутригосударственных обычаев являются обычаи морских торговых портов, регулирующие производственный режим работы портов, порядок и условия захода судов в порт, погрузки, разгрузки и обслуживания находящихся в порту судов, порядок и условия приема, хранения, завоза в порт и отправления из порта грузов железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта, порядок и условия обслуживания пассажиров, взаимоотношения порта с клиентами и т.д.

В 1992 г. по инициативе Ассоциации морских торговых портов России был разработан Типовой свод обычаев порта, на основе которого российскими морскими портами были разработаны собственные Своды обычаев, учитывающие специфику и особенности каждого порта.

Судебный прецедент (precedent) как источник характерен для государств с так называемым "общим правом" ("common law"), к которым относится большинство англоязычных стран: Великобритания, США, Австралия и др. В самом общем виде суть судебного прецедента и прецедентного права вообще состоит в том, что решение, вынесенное судом по какому-либо конкретному делу, становится обязательным для всех судов той же либо низшей инстанции при вынесении решения по аналогичным делам.

Так, в Великобритании Верховный суд (High Court) обязан руководствоваться решениями Апелляционного суда (Court of Appeal), который в свою очередь связан решениями палаты лордов (The House of Lords). Следует отметить, что и сами суды связаны вынесенными ранее собственными решениями.

Судебный прецедент может быть отменен либо законом, либо вышестоящим судом. Юридическая сила судебного прецедента не меняется с течением времени. Известны судебные решения, принятые в наше время, которые основывались на прецедентах XVIII века. Так, позиция английского Апелляционного суда по проблеме иммунитета государственных морских судов основывается на решении по делу "The Parlement Belge", вынесенному в 1880 г. Суть его заключалась в том, что морское почтовое судно, принадлежащее бельгийскому правительству, столкнулось с британским судном. Суд вынес решение об отказе в иске на основании иммунитета имущества, принадлежащего иностранному государству.

Сущность судебного прецедента хорошо выразил член Верховного суда США Л.Д. Брэндейс (1932 г.): "Члены Суда покорно извлекают уроки из практического опыта и смиренно склоняют головы перед силой более убедительных доводов, признавая, что процесс проб и ошибок, столь плодотворный в физике и естествознании, применим и в отправлении правосудия" <1>.

--------------------------------

<1> Контуры государственной власти США. Государственный департамент США. Отдел международных информационных программ. 2000. С. 98.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к сближению англосаксонской и романо-германской систем права и в этой связи судебный прецедент как источник права получает развитие и в континентальных странах - Германии, Швейцарии, Испании, Италии и др.

В РФ судебный прецедент не является источником права. Вместе с тем, постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда по своей форме и содержанию, видимо, близки к судебному прецеденту.

Что же касается международных источников права, то договор и международно-правовой обычай были рассмотрены в рамках международного публичного морского права. Следует лишь уточнить, что в данном случае речь идет о международных договорах и международно-правовых обычаях, предметом регулирования которых выступают частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Наиболее значимыми для международного частного морского права являются такие универсальные международные договоры, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и др.

Из специальных, посвященных непосредственно международному частному морскому праву можно выделить Конвенцию ООН о морской перевозке груза 1978 г. (Гамбургские Правила), Протокол 1968 г. к Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1924 г. (Правила Висби), Конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1924 г. (Гаагские Правила), Конвенцию для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. и др.

Из региональных международных договоров следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте 1928 г. (по имени его автора - известного кубинского юриста), ратифицированный большинством стран Центральной и Южной Америки. Раздел III Кодекса Бустаманте посвящен морской и воздушной торговле.

Ссылку на международно-правовой обычай содержит ст. 1186 ГК РФ, устанавливающая, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в РФ. Абсолютно идентичное положение, но в применении к торговому мореплаванию отражено в п. 1 ст. 414 КТМ РФ: "Право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами РФ, определяется в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Кодексом, другими законами и признаваемыми в РФ обычаями торгового мореплавания".

Наряду с международно-правовыми обычаями, которые требуют признания в той или иной форме со стороны государства (такое признание обычно облекается в латинскую формулу opinio juris), в международном частном морском праве существует особая разновидность международного обычая - это международный коммерческий обычай (иногда встречаются и другие тождественные названия - обычай международного экономического оборота, обычай международной торговли и т.п.). В отличие от международно-правового обычая международный коммерческий обычай признания государства не требует, он применяется по соглашению сторон. Другой отличительной чертой международного коммерческого обычая является его существование в определенной писаной форме (как известно, международно-правовые обычаи - неписаные юридические нормы). Международные коммерческие обычаи издаются под эгидой международных неправительственных организаций в виде сводов неофициально кодифицированных норм, применяемых при наличии на них ссылки в контракте.

Характерным примером международного коммерческого обычая являются Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС - в редакциях различных лет (рассматриваются более подробно в главе, посвященной морской перевозке грузов). Правила ИНКОТЕРМС представляют собой публикации Международной торговой палаты - авторитетной организации, которая в течение многих лет занимается систематизацией международных коммерческих обычаев.

Другой пример - Йорк-Антверпенские правила, разработанные и совершенствуемые другой международной неправительственной организацией - Международным морским комитетом (рассматриваются более подробно в главе, посвященной общей аварии).