Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трансформация власти.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
3.84 Mб
Скачать

Опыт боливарской демократии

Несмотря на все вышеприведенные оговорки в отношении возможностей демократической элитной ротации, она имеет не нулевой шанс. Яркий пример в этом отношении – это серия по­бед левых сил в странах Латинской Америки. Активное противо­действие их успеху со стороны США не стало непреодолимым препятствием. Современные президенты Венесуэлы и Боливии открыто и демонстративно бросают вызов американской миро­вой гегемонии.

В чем состоит формула успеха Уго Чавеса?58 Для противостоя­ния США ему прежде всего было необходимо решить проблему финансовых ресурсов. Решение оказалось достаточно триви­альным – национализация. Речь шла прежде всего о национали­зации нефтяного сектора. Такая политика встретила резкое со­противление со стороны местного олигархата и США. Но полу­ченные дивиденды перевесили риски данного противодействия. Во-первых, в руках У. Чавеса оказались колоссальные средства, полученные от экспорта нефти. Во-вторых, полученный доход позволил проводить активную политику социального перерас­пределения, повышавшую популярность президента среди элек­тората. Цена литра бензина в Венесуэле составляет, в переводе на российские деньги, 12 копеек. Для внутреннего потребления нефть идет фактически даром. Ее низкая стоимость стимулирует развитие других отраслей хозяйствования, оборачиваясь в ито­ге повышением социального благосостояния венесуэльцев. Рос­сийская Федерация, так же как и Венесуэла, – нефтяная держа­ва. Однако ее политика в отношении природных ресурсов имеет принципиально иную направленность.

В Боливии Э. Моралес в качестве одной из главных компонент своей предвыборной программы выдвинул принцип поддержки разведения местным населением коки, считающейся во всем мире наркотиком. С одной стороны, это привело к поддержке его дви­жения боливийским крестьянством, живущим за счет включен­ности в кокаиновую производственную технологию. Программа прежнего режима по отраслевой переквалификации сельского хозяйства Боливии – «бананы вместо коки» – была отвергну­та. Понятно, что доходность бананового производства оказалась несопоставимой с кокаиновым. Программа реабилитации коки обеспечила, с другой стороны, поддержку Э. Моралеса связан­ным с соответствующим направлением бизнесом. Противники режима прямо говорят о возникновении в стране «наркомафии». Во всяком случае, к урокам политического успеха Э. Моралеса относится использование «теневых» и даже, возможно, «крими­нальных» ресурсов.

Для большинства современных политических партий России характерна идеологическая неопределенность. Столь же идео­логически размыты были программы многих партийных орга­низаций Латинской Америки. Успех У. Чавеса и Э. Моралеса на выборах в значительной мере определялся акцентированной иде- ологичностью. Народу нужны были ясные «смыслы» и «цели». Выхолащивание их приводит к политической апатии электората.

В выборах в Венесуэле в 1990-е гг. принимало участие менее половины списочного состава избирателей. С выходом на поли­тическую арену У. Чавеса ситуация принципиально изменилась. Избирательская активность в современной Венесуэле достигает рекордных за всю ее историю показателей. Идеологическим зна­мением движения У. Чавеса и Э. Моралеса является боливарская революция. Формулируется задача ее экспорта не только на весь американский континент, но и на весь мир. Не случайно в при­нятой на референдуме 2000 г. Конституции Венесуэла получила название Боливарианская республика. Но Симон Боливар, как известно, социалистом и, тем более, коммунистом не был. Мейн- стримом же в современной Латинской Америке является синтез леворадикальной идеи с традициями национальной идентично- сти59. Аккумулируются силы традиционно популярных в регио­не троцкизма и маоизма. Сам У. Чавес номинировал себя троц­кистом, заявляя, что разделяет идею перманентной революции. Его ориентиры в мировом коммунистическом движении связа­ны с именами В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Ф. Кастро. Идеология коммунизма в СССР была, по мнению У. Чавеса, деформирована И.В. Сталиным. Высокая оценка дается советскому историческо­му эксперименту. «Холод прошел по спине всего мира. Погибло много огней, много надежд», – говорит У. Чавес о гибели СССР60.

Троцкистская перманентная революция раскрывается через культивируемый в качестве сакрального символа всей Латинской Америки образ Че Гевары. Второй составляющей новой идеоло­гии является декларация принципов «индеанидад», подразуме­вающих особые духовные качества цивилизации индейцев. Гово­рится о ее особых адаптивных по отношению к природной среде качествах, в противоположность глобалистской ургийности (иде­ологии преобразования природы и достигаемого за счет ее экс­плуатации материального обогащения)61. Боевой опорой У. Чаве- са и Э. Моралеса в молодежной среде служат отряды городской гверильи «Тупамарос», восходящие своим названием к знамени­тому индейскому вождю, возглавлявшему борьбу с колонизато­рами Тупаку Амару II. Сам Эво Моралес является по националь­ности аймара, первым в истории индейцем-президентом.

Другой фактор успешности представленных движений в Ла­тинской Америке – следование традициям каудилизма (вож­дизма). Еще М. Вебер выделял три соотносящихся с историко- культурной типологией типа правосознания – рациональное (апелляция к нормам закона), традиционное (апелляция к нормам традиции) и харизматическое (апелляция к харизме властного лидера). В литературе неоднократно подчеркивалась склонность России к харизматической модели, предопределявшей автосубъ- ектность российской политической власти. В той же менталь­ной парадигме вождизма выстраивается правосознание латино­американского населения.

Наиболее эффективной моделью политического позициони­рования в Латинской Америке является связка «вождь – массы». Формируется, зачастую искусственно, образ выдающегося чело­века, сильной личности, способной эмоционально воспринять и политически выразить психологию народа. Именно к поддерж­ке широких слоев населения в борьбе с группировкой компра­дорской элиты апеллирует У. Чавес. Первая попытка его прихода к власти путем военного переворота в 1992 г. провалилась. Но из этого провала «революционный команданте» извлек для себя вы­году. Он сдался власти в обмен на возможность телевизионного обращения к народу. Демонстрация готовности к личной жертве во имя высшей цели всегда являлась действенным психологиче­ским приемом завоевания симпатий избирателей. Часто ли обра­щаются к этому приему представители российской политической элиты? Отрицательный ответ очевиден. В отношении российской элиты в народе сложилось устойчивое представление о реализа­ции ею через политику своих личных интересов. Версии о том, что она служит высоким идеалам, никем всерьез не рассматри­ваются.

Другое дело, отношение венесуэльцев к У. Чавесу. Отсидев три года в тюрьме и выйдя на свободу, он, начиная с избирательной кампании 1998 г., неизменно одерживал победу при всех демо­кратических волеизъявлениях электората. В 2002 г. в результате организованного правыми католическими кругами страны госу­дарственного переворота У. Чавес был свергнут и оказался в за­ключении. Руководство заговором осуществляла клерикальная организация «Опус Деи» при прямом участии ЦРУ и колумбий­ской мафии. Однако арест любимого каудильо вызвал широкие акции протеста, охватившие всю страну. Не прошло и несколько дней, как власть У. Чавеса была восстановлена.

После этого инцидента венесуэльские государственные служ­бы и общество находятся в перманентном состоянии готовности к отражению очередных попыток переворота. О планах США и Колумбии по реализации технологии «оранжевой революции» в Венесуэле постоянно сообщается в правительственных СМИ. Следствием такой повышенной мобилизации явилось предотвра­щение ряда действительных попыток свержения режима У. Чавеса и физического устранения венесуэльского лидера.

Отношение народа к каудильо выражается присутствующими повсюду в стране политическими слоганами: «Чавес не уйдет!», «Прошлое не вернется!», «Нефть служит народу!», «Если Чавеса убьют, он воскреснет миллионами», «Шпага Боливара несет сво­боду Америке!». И эти лозунги присутствуют не только в виде официальных изданий, но и в уличных граффити, свидетельствуя о генерации их на уровне народной рефлексии62.

Соответствующие ответные действия разрабатываются пра­вительством У. Чавеса как контрмера по отношению к сценарию внешней блокады. В этих целях Венесуэла солидаризируется со всеми государствами, находящимися в состоянии скрытой или латентной конфронтации с США. Дружеские отношения связы­вают У. Чавеса с патриархом антиимпериализма Ф. Кастро. Ак­тивно изучается и пропагандируется в Венесуэле опыт Ливийской Джамахирии. В противоположность номинируемой США «оси зла», У. Чавес заявляет о выстраивании «оси добра»: Боливия – Венесуэла – Куба. Получило развитие интенсивное экономиче­ское сотрудничество с Россией и Белоруссией. Выражая свою со­лидарность с российской политикой периода южноосетинского конфликта, Венесуэла дипломатически признала в качестве неза­висимых государств Абхазию и Южную Осетию. В общем, орга­низовать международную изоляцию режима У. Чавеса США не удалось. Соответственно, аргумент об угрозе мировой изоляции России, в случае выхода ее из русла подчиненности американской политике, обнаруживает свою несостоятельность63.