Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по лит. ближнего зарубежья.doc
Скачиваний:
316
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.07 Mб
Скачать

1. Лирический герой поэзии э. Межелайтиса.

Эдуардас Межелайтис проявил себя как стихотворец яркого лирического дарования. Творчество Межелайтиса питалось живительными источниками литовского фольклора, лирический герой его поэзии ощущал неразрывную связь со своим народом и близкий природой. Ранняя лирика поэта по своему пафосу и стилю близка традициям поэзии С. Нерис и С. Есенина. Его стихи - оригинальный сплав поэтической публицистики и лирической прозы. Это искренний разговор поэта о себе, о поэзии, об искусстве.

В 1956 году издал сборник лирических стихов «Мой соловей» (на литовском языке).Книга «Мой соловей» был встречена в Советской Литве как своего рода поэтический манифест. В книге «Мой соловей» особенно значитель­но прозвучали строки о верности поэта народу:

Ветры ночью шумели, и молния жгла,

Туча серая листьев касалась.

Но дубовую ветвь оторвать от ствола

Не могли они — не отрывалась.

Этот ствол — мой народ. Он меня воспитал,

С ним идти никогда не устану.

Все песни спою, что в народе слыхал,

Песчинкою легкою стану.

Символический смысл в книге «Мой соло­вей» приобрели талантливо написанные Межелайтисом строки о старой, уже столько раз воспетой в поэзии деревенской избушке. Новые жизненные горизонты, широкие дали влекут поэта, и он, словно с дорогой старенькой бабуш­кой, прощается со старой традиционной литов­ской деревней.

В стихотворении «Поэту» Меже­лайтис как бы прочерчивает траекторию поэ­тического полета:

Сокол в синее небо стремится,

Не пугают его непогоды.

Что ж ты бьешься, как малая птица?

Ведь и ты соколиной породы!

Когда типографские машины еще печата­ли сборник «Мой соловей», Межелайтис уже взошел на палубу корабля, чтобы повидать чу­жие земли. Поэт побывал во многих городах Европы, в 1957 году ездил в Индию, а позже - в Северную и Южную Америку. Весь земной шар становится для поэта знакомыми близ­ким. «Мир, казавшийся когда-то таким боль­шим, постепенно начал сжиматься, уменьшать­ся и весь уместился в моем небольшом сердце. Но теперь он волновался, стучался в стенки сердца, стремясь вырваться из него». Так родилось несколько книг поэта о современ­ности, о стоящем в центре ее человеке эпохи. Первой из этих книг был сборник стихо­творений «Чужие камни» (1957). В этой книге выявляются новые черты творческого облика Межелаитиса. Перед нами широкая панорама западного мира с его высокой цивилизацией, замечательными памят­никами культуры и резкими социально-истори­ческими контрастами. Межелайтис задумы­вается над целым рядом явлений, которые до этих пор не попадали в поле его творческого зрения. Беспокойно и драматично звучит его поэтический голос:

Я слышу грозовые выстрелы,

И вижу я зигзаг мгновенный

-То кровь, горячая и быстрая,

Струится по гигантским венам.

Поэт держит на ладони крохотную песчинку - и видит в ней все противоречия эпохи:

Песчинка на моей большой ладони,

Былинка в океане бытия

Иль капля влаги в океанском лоне,

Скажи мне, чья ты , правды не тая.

Поэт с глубоким чувствам рассматривает в Париже «кружочек света» - монету франк, на которой выбиты слова «Свобода, равенство, братство».

Созерцание великих памятников «отлетевших столетий» не может заслонить поэту живую

жизнь:

Где вы, цезари,- мира владыки?

Только мертвых развалин каменья.

А ромашке веселой и дикой

Солнце светит средь праха и тленья.

Поднимая французского мальчугана на руки, поэт вспоминает своего сына и надеется, что

Мальчуганам дружбу принесут года.

Настоявшие дома они построят

И не будут разрушать их никогда.

В книге «Чужие камни» Межелайтис очень часто вспоминает Литву, живописные берега Немана и Балтики. Родной край все еще остает­ся как бы лирическим центром переживаний поэта, его размышлений. Среди развалин ста­рого Рима, в шумных кварталах Парижа поэта неожиданно посещает грусть:

Где ты, Неман, где ты, крап родной,

Теплый пар над пахотой весной!

Но наряду с нежной любовью к Литве поэтом все сильнее овладевает чувство любви ко всему Человечеству. Понятие и ощущение родины для него, становится шире, богаче. Чело­век везде должен чувствовать себя дома, вся планета должна стать для него своей. Герой Межелайтиса воспринимает мир большим серд­цем, для которого самое страстное желание - видеть все человечество одной брат­ской семьей.

Чем больше познает поэт окружающий его мир, тем сильнее он жаждет согреть этот мир огнем своего сердца. Это стремление в полной мере проявилось в стихах, вошедших в следующий с6орник Э. Ме­желайтиса - «У подножия звезд». Ра­кета, пущенная рукой советского человека, от­крыла не только новые космические, но и новые поэтические горизонты. Вся земля теперь ста­новится подножием звезд, вся планета словно 'превращается в постамент для человека новой эры. И не случайно в этой книге, помимо ранней лирики и стихов об Иидии, основное место занял поэтический цикл «Человек».