Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по лит. ближнего зарубежья.doc
Скачиваний:
318
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.07 Mб
Скачать

35. Приемы создания образов героев в рассказах ш-Алейхема (на примере 2-3 рассказов).

“Мальчик Мотл” – повесть непритязательная, чистая, которая читается на одном дыхании, повесть, которую невозможно пересказывать, ее надо читать и перечитывать, исполняясь искренностью каждого слова и каждой эмоции, светом детской души мальчика Мотла, наслаждаясь мелодией этого полифонического произведения: то печальной, то иронической, то радостной, то насыщенной лиризмом. Как видим, Шолом-Алейхем в своих произведениях обращался к повседневной жизни обычных еврейских семей, придавленных страхом социального обнищания, национальными притеснениями, неизвестностью перед будущим. Однако повесть не оставляет у читателя пессимистического горького осадка. Чем злее несчастья, тем хуже беда, тем крепче и бодрее герои Шолом-Алейхема, тем более они верят в победу жизни, хотя никаких оснований для того не имеют, а существование их крайне унизительное.

Дети воспринимают этот мир таким, которым он есть, но пропускают его через призму своего видения, ищут совершенства. Не находя идеала, не разочаровывают, а верят в будущее. Взрослым людям должны помогать образы нашего детства, которые греют теплом, светом и радостью наши души. Детские воспоминания спасают нас, прибавляют нам воодушевление идти вперед.

Писатель изобразил человека совсем другого сорта — жизнерадостного, сильного, в самом деле, народного трудолюбца — молочника Тевье (серия его монологов печаталась с 1894 до 1914 гг.).

Писатель недаром называл Тевье любимейшим из всех созданных им литературных образов. Роман « Тевье-Молочник», построен в форме монологов героя, обращенных к самому автору, является, бесспорно, известнейшим произведением Шолом-Алейхема.

Тевье — удивительно целостная личность. Он простоватый и благородный, понимает людей и тонко ощущает красоту природы, всегда держится достойно и никогда не грешит против совести. Тевье привык «в поте лба своего» добывать хлеб, и именно труд укрепил его дух, помог не склониться перед трудностями, несправедливостью, злоключениями. Юмор Тевье — это выражение народного оптимизма, свидетельство жизнеспособности еврейского народа.

Характерно, что в «Тевье-молочнике» нигде не показано, как богатые работают, хотя в жизни, случается, богатые работают больше иных бедных. В жизни это бывает, но не у Шолом-Алейхема. Все богачи только пьют, да едят, да отдыхают. А бедные трудятся от зари до зари. Нет и хороших богатых. Все они плохие люди. В реальной жизни выходцам из богатых семей образование, как религиозное, так и светское, было конечно доступнее. Роман же постулирует: «Талмудическая ученость – привилегия бедных». Речь бедняка Тевье персыпана цитатами из Торы и Талмуда, изречениями еврейских мудрецов, и хотя он их «корректирует» порой (чем достигается комический эффект), читателю очевидно, что эрудиция Тевье выше средней. По контрасту с ним, Лейзер-Вольф признается в том, что не знает «толк в мелких буковках» (т.е. в коментариях Раши). Педоцур же со смехом заявляет: «Скажу вам по чистой совести, что Талмуд я никогда не изучал и даже не знаю, как он выглядит!» А по мнению Тевье: «Казалось бы, уж если Господь тебя наказал и остался ты невеждой, неучем, - так уж пусть это будет шито-крыто! Нашел, тоже, чем хвастать!». Этим противопоставлением образованного Тевье невеждам-богачам автор также утверждает, что «бедные - настоящие хранители народных традиций, тогда как богатые - все ассимилянты». Тевье – обобщенный образ традиционного религиозного еврея, деревенский патриарх. Его страдания – это страдания Иова - от плохого к худшему. Словно Иов, он теряет своих дочерей, жену, дом, имущество и, вдобавок, изгоняется из деревни. Как и у Иова пережитые страдания не колеблют его веру.

Рассказ «Хехер ун нидерекер» («Высший и низший») посвящен социальному расслоению общества, и автор сочувствует беднякам, следуя традиции Менделе Мохер Сфарима. Шалом Алейхем внес примиряющую ноту юмора в жанр фельетона и свет надежды в реалистическое повествование, доверительный тон в разговор с читателем. Шалом Алейхем использовал в реалистическом рассказе разнообразные худ. приемы (например, форму письма, шаржирование, гоголевскую гиперболизацию ситуации, выразительную характеристику персонажа и многие др.).

В произведениях Шалом Алейхема больше, чем в творчестве какого-либо другого еврейского писателя, выражены стремление и способность еврейского народа возрождаться. Шалом Алейхем смог показать еврейскую жизнь как «еврейскую комедию», а не как трагедию рассеяния, о которой писало большинство его предшественников и современников. В то же время в произведениях Шалом Алейхема содержится ярко выраженный трагический элемент, однако он возникает на фоне не безысходности, а широты возможностей, которые предоставляет жизнь. Читатель приходит к выводу, что разрушительные силы уступят место созиданию. Произведения Шалом Алейхема переведены на десятки языков мира.

36. Жизнь обездоленного народа как центральная тема творчества Ш.-Алейхема (на материале рассказов писателя). Мастерство Шолом-Алейхема в создании образов. Шолом-Алейхем - псевдоним Шлема Нохумовича Рабиновича. Переводится с идиш как “Мир вам!”. С этим добрым и искренним еврейским приветствием вот уже много десятилетий входит писатель в человеческое жилье. Как вспоминают друзья и знакомые Шолом-Алейхем, он даже сделал резиновую печать с изображением пожатия двух рук и ставил этот знак в конце всех своих писем. Его эстетичные принципы:

— жить и создавать для народа;

— реалистически изображать жизнь во всех ее проявлениях;

— говорить правду, которая выходит из глубины души, от самого сердца, которое до остатка принадлежит родному народу.

Через много лет в своем знаменитом памфлете “Суд над Шомером” Шолом-Алейхем напишет пророческие слова, которые станут его жизненным кредо: “Писатель, народный писатель, художник, поэт был в свое время, для своих времен своеобразным светильником, в котором отбиваются лучи жизни, как в чистом зеркале - лучи светлого солнца. Между народом и писателем существует крепкий, вечный союз, поэтому каждый такой писатель есть для своего народа и слугой, и жрецом, и пророком, поборником правды и справедливости, поэтому каждый народ любит такого слугу Божьего, жреца, пророка, борца, который утешает народ в его горе, радуется его радостью и высказывает его идеи, думы, надежды, ожидания…”

Шолом-Алейхем завещал быть похороненным в Киеве, но похоронили его в Нью-Йорке. Вот слова его завещания:

“Пусть меня похоронят не среди аристократов, а именно среди простых людей, рабочих, вместе с настоящим народом, так, чтобы памятник, который установят потом на моей могиле, украшал скромные надмогильный памятники вокруг меня, а скромные могилы украсили бы мой памятник так же, как простой и честный народ за моей жизни был украшением своего народного писателя.”